В 2007 году ФНС разработала и утвердила Концепцию планирования выездных налоговых проверок (далее – Концепция) Приказом № ММ-3-06/333@ [2].
Концепция состоит из введения и 5 частей:
- Цели разработки Концепции
- Основные принципы планирования
- Структура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок
- Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков
- Результаты внедрения Концепции
При проведении выездных налоговых проверок решаются такие важнейшие задачи как: предупреждение налоговых правонарушений, их выявление и пресечение. При этом должны обеспечиваться права налогоплательщиков, законные интересы государства, должны улучшаться условия для налогоплательщика при исчислении и уплате налогов, а также степень его защищенности при неправомерных действиях налоговых органов.
Для эффективной реализации этих задач и была разработана эта Концепция, содержащая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Налогоплательщики для проведения выездных проверок целенаправленно отбираются исходя из критериев риска совершения налогового правонарушения. Этап планирования проверки раньше был внутренней конфиденциальной деятельностью контрольных органов, с изменениями появился новый процессуальный порядок отбора объектов для проведения выездных проверок. На каждом этапе подготовки и планирования проверки проводится всесторонний анализ всей информации, которой владеет налоговый орган [5].
Каждый налогоплательщик может самостоятельно оценить свои риски, определить с какой вероятностью он может стать объектом выездной налоговой проверки. Для этого в Концепции закреплены 12 критериев самостоятельной оценки риска, по которым налоговые органы производят отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок:
- Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по субъектам в конкретной отрасли;
- На протяжении нескольких налоговых периодов отражение убытков в документации (бухгалтерской, налоговой отчётности);
- Значительные суммы налоговых вычетов за конкретный период, отраженные в документации (бухгалтерской, налоговой отчётности);
- Темп роста расходов превышает рост доходов от реализации работ, услуг, товаров;
- Среднемесячная заработная плата, приходящаяся на одного работника, ниже, чем средний уровень заработной платы в данной отрасли по субъекту РФ;
- Неоднократное приближение к максимальному значению установленных Налоговым Кодексом РФ величин показателей, которые предоставляют право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
- Отражение налогоплательщиком суммы расхода, которая предельно приближена к сумме его дохода, полученного за календарный год.
- Без разумных и выгодных экономических причин ведение финансово-хозяйственной деятельности, основанной на заключении договоров с контрагентами–перекупщиками или посредниками;
- Отказ пояснений на извещение налогового органа о выявлении некорректных показателей деятельности;
- «Миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в разных налоговых органах по причине изменения места нахождения);
- Существенное отклонение уровня рентабельности, отраженное в документации, для данной сферы деятельности;
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Критерий 12. «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» был добавлен только в 2008 году с целью борьбы с необоснованной налоговой выгодой.
В зависимости от повышения степени одновременного проявления первых 4-х критериев в деятельности налогоплательщика, увеличивается вероятность его отбора для проведения выездной налоговой проверки. Пятый критерий особо выделяется, если налогоплательщик применяет схемы для ухода от уплаты налогов, то он будет включён в план выездной проверки в первую очередь.
В законодательной базе не закреплена информация о методах, применяемых при фискальной ревизии.
Определение метода при проведении выездной налоговой проверки зависит от предмета проверки, периода, который подлежит проверке, численности проверяющих, объёмов деятельности проверяемого.
Существуют следующие методы выездной проверки:
- Сплошной метод;
- Выборочный метод.
При использовании сплошного метода под проверку попадает вся документация налогоплательщика за проверяемый период. Этот метод является более эффективным, так как обеспечивает детальную и точную проверку, позволяющую обнаружить все неточности и нарушения. Следовательно, метод занимает больше времени и сил, но является более точным [4].
При выборе сплошного метода уполномоченные сотрудники налоговой:
Проверяют:
- Наличие документации в соответствии с законом;
- Ведение учёта;
- Факты о предоставлении отчётности в налоговые органы.
Устанавливают:
- Правильность выбранного режима налогообложения в зависимости от вида хозяйственной деятельности;
- Выполнение законодательных требований о начислении налогов и сборов.
Истребуют:
- Дополнительные документы и пояснения (при необходимости);
- Сведения и документы о налогоплательщике от сторонних фирм, контрагентов.
Исследуют:
- Правильность в составлении документов, а также наличие необходимых реквизитов;
- Правильность и полнота начисления налогов, а также своевременность;
- Правильность в установлении налоговой базы, налогового объекта;
- Правильность и своевременность предоставленной отчётности в налоговые органы.
При использовании выборочного метода под проверку попадает только часть документов по отчётным и остальным налоговым периодам. Как правило, применение данного метода позволяет выявить систематические нарушения, сэкономить время, но не отличается точностью и эффективностью. Судебная практика показывает, что зачастую использование последствий выборочного метода признается неправомерным, но при этом суды также могут утверждать о существовании правонарушений исходя из документов выборочной проверки [3].
После проверки и анализа всей необходимой документации, проверяющие формируют вывод о наличии либо отсутствии фискального правонарушения. Если установлен факт правонарушения, то устанавливается его состав и событие, формируется доказательная база и доначисление налогов и пени.
При проведении проверки возможны следующие процедуры:
- Инвентаризация (п. 13 ст.89 НК РФ). Проводится для проверки достоверности информации из документации налогоплательщика, а также для обнаружения других обстоятельств, которые имеют значение для проверки;
- Допрос (ст. 90 НК РФ). При необходимости производится допрос свидетеля, который может иметь информацию, важную для осуществления налогового контроля;
- Осмотр (ст. 91,92 НК РФ). Осмотр объектов, используемых налогоплательщиков в целях извлечения дохода или связанных с содержанием объектов налогообложения;
- Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ). Вызов для дачи показаний любое физическое лицо, которое может иметь информацию, важную для осуществления налогового контроля;
- Истребование документов (ст. 93, 93.1 НК РФ). Истребование у налогоплательщика всей необходимой документации для проведения проверки;
- Получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ). Обстоятельства, имеющие важное значение и полученные в ходе экспертизы, могут быть включены в заключение;
- Выемка (ст. 94 НК РФ). Производится для выявления и подтверждения достаточным объёмом доказательств нарушения в области налогового законодательства [1];
- Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ). При необходимости может привлекаться переводчик (налоговый контроль на договорной основе) [6].