Автор(-ы):
Кочетыгова Виктория Евгеньевна
Секция
Экономические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
Выездная проверка нацелена на обнаружение всех существенных нарушений налогового законодательства, которые допускаются налогоплательщиком за проверяемый период по исчислению и уплате налогов. Методы налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля (мероприятия налогового контроля, связанные с налоговыми проверками). Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, могут проводиться вне рамок налоговых проверок. Автором изучена Концепция планирования выездных налоговых проверок, рассмотрены методы контроля, используемые при проведении выездной налоговой проверки и их особенности, а также возможные процедуры в ходе проведения проверки.
Текст статьи
В 2007 году ФНС разработала и утвердила Концепцию планирования выездных налоговых проверок (далее – Концепция) Приказом № ММ-3-06/333@ [2].
Концепция состоит из введения и 5 частей:
При проведении выездных налоговых проверок решаются такие важнейшие задачи как: предупреждение налоговых правонарушений, их выявление и пресечение. При этом должны обеспечиваться права налогоплательщиков, законные интересы государства, должны улучшаться условия для налогоплательщика при исчислении и уплате налогов, а также степень его защищенности при неправомерных действиях налоговых органов.
Для эффективной реализации этих задач и была разработана эта Концепция, содержащая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Налогоплательщики для проведения выездных проверок целенаправленно отбираются исходя из критериев риска совершения налогового правонарушения. Этап планирования проверки раньше был внутренней конфиденциальной деятельностью контрольных органов, с изменениями появился новый процессуальный порядок отбора объектов для проведения выездных проверок. На каждом этапе подготовки и планирования проверки проводится всесторонний анализ всей информации, которой владеет налоговый орган [5].
Каждый налогоплательщик может самостоятельно оценить свои риски, определить с какой вероятностью он может стать объектом выездной налоговой проверки. Для этого в Концепции закреплены 12 критериев самостоятельной оценки риска, по которым налоговые органы производят отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок:
Критерий 12. «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» был добавлен только в 2008 году с целью борьбы с необоснованной налоговой выгодой.
В зависимости от повышения степени одновременного проявления первых 4-х критериев в деятельности налогоплательщика, увеличивается вероятность его отбора для проведения выездной налоговой проверки. Пятый критерий особо выделяется, если налогоплательщик применяет схемы для ухода от уплаты налогов, то он будет включён в план выездной проверки в первую очередь.
В законодательной базе не закреплена информация о методах, применяемых при фискальной ревизии.
Определение метода при проведении выездной налоговой проверки зависит от предмета проверки, периода, который подлежит проверке, численности проверяющих, объёмов деятельности проверяемого.
Существуют следующие методы выездной проверки:
При использовании сплошного метода под проверку попадает вся документация налогоплательщика за проверяемый период. Этот метод является более эффективным, так как обеспечивает детальную и точную проверку, позволяющую обнаружить все неточности и нарушения. Следовательно, метод занимает больше времени и сил, но является более точным [4].
При выборе сплошного метода уполномоченные сотрудники налоговой:
Проверяют:
Устанавливают:
Истребуют:
Исследуют:
При использовании выборочного метода под проверку попадает только часть документов по отчётным и остальным налоговым периодам. Как правило, применение данного метода позволяет выявить систематические нарушения, сэкономить время, но не отличается точностью и эффективностью. Судебная практика показывает, что зачастую использование последствий выборочного метода признается неправомерным, но при этом суды также могут утверждать о существовании правонарушений исходя из документов выборочной проверки [3].
После проверки и анализа всей необходимой документации, проверяющие формируют вывод о наличии либо отсутствии фискального правонарушения. Если установлен факт правонарушения, то устанавливается его состав и событие, формируется доказательная база и доначисление налогов и пени.
При проведении проверки возможны следующие процедуры:
Список литературы
Поделиться
Кочетыгова В. Е. Концепция планирования выездных налоговых проверок и используемые методы контроля при их проведении // Глобальные тренды культурного и социально-экономического развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 октября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 49-52. URL: https://apni.ru/article/3041-kontseptsiya-planirovaniya-viezdnikh-nalogov