На современном этапе развития общества важнейшей задачей образования следует считать подготовку востребованных, конкурентоспособных специалистов, готовых к постоянному профессиональному росту, самообразованию. Проблема самообразования является одним из приоритетных направлений в образовании и особенно заметно начинает проявляться в период профессионального становления. Очевидно, что профессиональная подготовка будущих кадров у специалистов среднего медицинского звена должна не просто обеспечивать определённый уровень знаний, умений и навыков, но и формировать способность к самообразованию [1].
В психолого-педагогической и методической литературе имеется довольно много работ, посвящённых раскрытию структуры профессиональной компетентности будущих специалистов. Они включает три основные группы компетенции:
- базовые (ценностно-смысловая, общекультурная, информационная, коммуникативная, речевая, социально-трудовая, самообразовательная);
- психолого-педагогические (технологическая, когнитивная, регулятивная, исследовательская, методическая);
- предметные (анатомия и физиология, фармакология, латинский язык, сестринское дело в терапии, хирургии и прочие).
Основываясь на уже имеющихся исследованиях по данной проблеме, под термином самообразовательная компетенция нам следует понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей, определяющих эффективность самообразования.
Важной составляющей любой компетенции, в том числе и самообразовательной, является деятельное умение, включающее навык, так как овладение компетенцией означает способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации и умение при необходимости пополнить недостающий багаж знаний или приобрести необходимые умения. Это означает, что одним из основных моментов является создание основания для возникновения потребности в самообразовательной компетенции.
Формирование потребности в самообразовательной компетенции может осуществляться только непосредственно в самостоятельной работе студентов.
Какие формы работы можно предложить для развития самообразовательной компетенции?
Использование Интернета-ресурсы для подготовки докладов, сообщений, участие в проектах, переписка по электронной почте, создание собственных сайтов, общение по обмену опытом, а также возможность дистанционного обучения через Интернет.
На наш взгляд, применение компьютерных программ просто, не требует больших затрат и серьёзной подготовки в плане компьютерной грамотности и создает благоприятные условия для формирования самообразовательной компетенции.
Компетенция профессионального самообразования – это способность организовывать собственную системную образовательную деятельность и направлять ее на достижение удовлетворения профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации.
Компетенция профессионального самообразования состоит из ряда компонентов:
- мотивационно-личностного, отражающего характеристику настроенности на профессиональное самообразование, осознание личностной и общественной значимости непрерывного образования и своей будущей профессии, наличие таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, активность, воля;
- когнитивного, состоящего из актуальных на данный момент знаний (знаний о различных способах деятельности и видах информации, знания законов общения, знаний о процессе управления собственной деятельностью, ее способах и формах);
- информационно-коммуникативного - навыки самостоятельной работы с информацией, владение ее различными видами и источниками, информационными технологиями; умения находить, перерабатывать и использовать информацию для решения стандартных и нестандартных профессиональных задач; культура ее восприятия и усвоения; способность критического суждения в отношении информации;
- деятельностного – состоящего из умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения образовательных и профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- управленческо-регулятивного, состоящего из умений, обеспечивающих самостоятельное целеполагание, планирование, организацию, контроль, анализ, рефлексию, самооценку, коррекцию собственной учебной деятельности студентами, умения управлять собственным поведением.
Для достижения целей по формированию самообразовательной компетентности мы в своей деятельности создаем педагогическую систему, которая бы включала в себя ряд условий и состояла из трех этапов: адаптационного; накопление опыта; собственно, самообразовательного. Основной целью адаптационного этапа является актуализация мотивов, и поиск смысла в самообразовательной деятельности. Формирование опыта самообразовательной деятельности начинается с простейших проб самостоятельного целеполагания и реализации образовательных намерений, которые затем вырастают в собственную самообразовательную систему специалиста. В качестве критериев достижения цели определены: степень адекватной оценки студентами своих достижений, в постановке усложняющихся задач; осознание ценности и смысла самообразовательной деятельности по отношению к своему личностному и профессиональному росту; владение опытом самообучения (развитие когнитивных, общеучебных и организационных умений самообразовательной деятельности).
На первом этапе – осуществление анализа психолого-педагогической, методической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования; изучение существующих технологий самообразования, исследование проблемы в теории и практике среднего медицинского образования; определение теоретико-методологических основ построения системы формирования компетенций профессионального самообразования студентов среднего медицинского звена; уточнение цели, объекта, предмета, задач, методов, содержания исследования; составление плана опытно-поисковой работы, разработка понятийного аппарата.
На втором этапе – разработка системы формирования компетенций профессионального самообразования студентов, конструирование процесса обучения студента, нацеленного на формирование компетенций профессионального самообразования, разработка учебно-методических материалов, механизмов диагностики уровня сформированности компетенции; анализ выбранных методик; проведение пробных занятий; проверку и уточнение научно-методических выводов.
На третьем этапе – обработка, проверка, анализ и систематизация полученных данных, с целью определения эффективности функционирования, предложенной системы формирования компетенций профессионального самообразования, а также обобщение полученных результатов; разработка научно-методических и практических рекомендаций преподавателям и студентам по формированию компетенций профессионального самообразования; внедрение результатов исследования в практику работы медицинского техникума.
С учетом критериев выделены три уровня развития самообразовательной компетентности:
- Низкий уровень – будущий специалист занимается самообразованием, но не систематически. Преобладают мотивы избегания неприятностей, боязнь показать низкий результат;
- Средний уровень – будущий специалист много уделяет времени самообразованию, но нет системы в работе. Преобладают познавательные мотивы, проявляющиеся в интересах к результатам деятельности, мотивы состязательности;
- Высокий уровень – будущий специалист постоянно занимается самообразованием, а четкая система в работе позволяет достичь высоких результатов. Преобладают внутренние мотивы увлеченности процессом самообразования, самоуважения, проявляющиеся в стремлении ставить перед собой все более трудные цели. В соответствии с выделенными нами уровневыми характеристиками каждому обучаемому подбирается индивидуальная программа.
В своей педагогической деятельности мы решаем следующие задачи:
- развитие умений и навыков самостоятельной работы;
- повышение уровня самосознания студентов;
- формирование ценностного отношения к профессии, а также развитие способности студентов к рефлексии своего жизненного, студенческого опыта; видение студентом перспектив саморазвития, раскрытие творческого потенциала личности.
Исходя из вышесказанного, для формирования компетенции профессионального самообразования будущих специалистов со средним медицинским образованием необходимы:
- подбор индивидуальной программы каждому обучаемому;
- использование активных методов обучения (тренинги, решение проблемных ситуаций, отработка манипуляций на фантомах, интерактивное обучение, использование Интернет-ресурсов и др.);
- подключение студентов к исследовательской работе по тематике занятий и актуальным проблемам здравоохранения.