научный журнал «Актуальные исследования» #41 (68), октябрь '21

Анализ положительного эффекта от функционирования спортивных организаций на примере профессиональной футбольной лиги

В статье проанализированы аспекты, положительно влияющие как на здоровье человека, так и на социально-экономическую составляющую жизни государства от активного образа жизни на примере профессиональной футбольной лиги.

Аннотация статьи
футбольный клуб
футбольная лига
спорт высших достижений
зрелищно-массовые услуги
профессиональный спорт
физкультурные и оздоровительные клубы
физическая активность
Ключевые слова

Значительные финансовые вложения в развитие футбола, а также неуклонный рост количества потребителей его продукции и услуг по всему миру, делают этот вид спорта привлекательным как для спортсменов, так и для зрителей. Каждая страна стремится обладать наиболее сильной и развитой футбольной лигой, как залогом международного престижа. Возрастание интеллектуального потребления делает футбольный досуг всё более распространённым и привлекательным для болельщиков, которые готовы тратить на него всё больше средств, в особенности в развитых странах [1].

Физическая активность и спорт все более проникают во все сферы жизнедеятельности, становясь неотъемлемой частью современного образа жизни. Миллионы людей по всему миру ведут здоровый образ жизни, участвуют в спортивных состязаниях. Особое место занимает спорт высших достижений, превращаясь в целую индустрию спортивных и массово-зрелищных мероприятий. Спорт становится не только мерой укрепления здоровья, но и элементом культуры, как для участников соревнований, так и болельщиков, способом общения и проведения досуга. В то же время спорт активно воздействует на государство и общество: на качество рабочей силы, структуру спроса и потребления, внешнеэкономические связи и т.д. Во-первых, массовый спорт оказывает оздоравливающий эффект и выступает альтернативой бездействию людей и вредным привычкам. Во-вторых, физическая активность – это важный фактор увеличения продолжительности жизни людей, а значит периода экономической активности населения. В-третьих, спорт, с точки зрения предпринимательской деятельности, способствует занятости населения и росту налоговых поступлений в государственный бюджет [2].

В нашей стране и за рубежом создается множество различных спортивных организаций всех форм собственности, которые осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. Первая подобная группа включает в себя физкультурные и оздоровительные клубы и ассоциации, фитнес-клубы, массажные салоны, секции единоборств и т.п. Вторая группа объединяет весь профессиональный спорт – профессиональные клубы, лиги и федерации, существующие преимущественно за счет самофинансирования и получающие доходы от рекламы, издательской деятельности, продажи прав на теле- и радиотрансляции национальным и международным компаниям, продажи клубной атрибутики. В отдельную составляющую выделяют также информационно-спортивный бизнес: специализированные телевизионные каналы, информационные агентства и предоставление спортивных сооружений (стадионов, спортивных комплексов и т.п.) [3].

Уменьшается потребление табака, алкоголя, снижается уровень преступности. Истории известен один интересный случай. В 30-40-х гг. XX века в США было принято решение: для сокращения преступности соорудить на каждом дворовом участке баскетбольную площадку. В результате столь разумный и простой шаг привел не только к тому, что уровень преступности за считанное время сократился в разы, но и к тому, что США стали законодателями мод в баскетболе, каковыми и остаются до настоящего времени. Необходимо выделить значение спорта в инновационных экономических процессах. Для изучения и применения новых технологий, опытно-конструкторские разработки и иные атрибуты научно-технического прогресса очень часто впервые тестируются и апробируются именно в спорте высших достижений, где существуют экстремальные условия и люди находятся на пределе своих возможностей [4].

Следует также подчеркнуть, что спорт помимо прямых экономических выгод, которые можно каким-либо образом оценить количественно, приносит и иные нематериальные блага. В их число входят такие факторы, как расширение кругозора и интеллектуального уровня людей в процессе их участия с обеих сторон в соревновательных мероприятиях. С этой точки зрения досуг, так высоко оцениваемый в настоящее время, проходит более конструктивно и рационально. Человеку дается возможность для самовыражения, самосовершенствования и самоутверждения. Из этого следует, что физическая культура и спорт являются существенными факторами, влияющими на повышение благосостояния общества и улучшение жизни людей [5]. Важнейшей частью физической культуры является профессиональный спорт, который наиболее продвинут и коммерциализирован. Профессиональный спорт составляет около 0,1-0,5% от спортивной составляющей. Но в то же время по объему средств, вращающихся в нем, он в сотни раз превосходит любительский спорт и составляет весомую часть в экономике страны. С точки зрения вида экономической деятельности, профессиональный спорт производит зрелищные услуги. Зрители получают психологическое удовлетворение от просмотра и готовы платить за него – чем выше качество предоставляемого просмотра, тем выше цена.

Зрелищно-массовые услуги, предоставляемые профессиональным спортом, имеют существенную специфику, что делает их уникальными по своим свойствам. Эта уникальность позволяет профессиональному спорту успешно конкурировать со всеми иными услугами аналогичного типа. Исключительность подобных услуг может быть заключена в следующих отличительных особенностях. В первую очередь, этим может служить постоянная новизна действия. Каждый следующий матч и т.п. – всегда новое зрелище, которое никак нельзя сравнивать с предыдущим по ощущениям для болельщиков. Во-вторых, характеризовать отличительные особенности спорта может коллективность потребления. Соревнования профессиональных спортсменов практически всегда происходят в присутствии огромного количества болельщиков, как в месте проведения, так и по всему земному шару. Кроме этого, спортивные состязания обсуждаются в средствах массовой информации, а также между людьми [6].

Именно эта особенность спортивного шоу используется для получения вторичных экономических эффектов, т.е. расширения известности и привлекательности рекламируемых товаров и услуг, и, как следствие, стимулирования сбыта и потребления [7].

Футбольные Лиги (ФЛ) – организации, признанные Футбольным союзом (ФС) и спортивно подчиняющиеся ему, основанные на членстве, признающие в своей спортивной деятельности верховенство норм и правил ФИФА, УЕФА, основными целями которых являются представительство клубов и защита их законных предпринимательских и спортивных интересов, а также проведение спортивных футбольных соревнований с участием игроков.

Футбольный Клуб (ФК) – команда, спортивно подчиняющаяся нормам и правилам ФИФА, УЕФА и ФС, участвующий или желающий участвовать в организованных под юрисдикцией ФИФА, УЕФА или ФС спортивных соревнованиях по футболу (всех его разновидностей) [8].

Функционирование футбольных лиг призвано создавать футбольное шоу. На протяжение более 150 лет действо под названием «футбольный матч» привлекает всё больше и больше его потребителей – футбольных болельщиков. Первое, что следовало бы отметить – футбольное шоу порождает немало сопутствующих экономических благ. И второе – футбольное шоу выступает в роли конечного продукта. Существование футбольных лиг, все объекты и субъекты этого вида профессионального спорта, ставят своей первоочерёдной задачей организацию именно футбольного матча [9].

Целевая функция деятельности ФЛ и ФК состоит в продаже своего представления, то есть в организации шоу как такового и продаже билетов. Немаловажное значение составляет реализация разнообразных видов прав на просмотр футбольных матчей [10].

Таким образом, футбольные болельщики, то есть «чистые потребители», могут быть сгруппированы следующим образом:

  • первые – постоянные болельщики определённого ФК (фанаты);
  • вторые – зрители, которые смотрят матчи произвольных футбольных команд, опираясь, прежде всего, на получение эстетического удовольствия от шоу;
  • третья группа - так называемые случайные зрители, которые в определённом месте и в определённое время становятся зрителями крупных футбольных форумов, по совету друзей и знакомых и т д.
Текст статьи
  1. Асаул А.Н. Экономика недвижимости: учебник; – СПб.: Питер, 2007г.
  2. Пономарева Е.А. «Разработка механизмами управления объектами коммерческой недвижимости». Проблемы развития регионального инвестиционно-строительного комплекса и пути их решения: межвузовский сборник научных трудов. – Вып.4/под общ. редакцией Б.Н. Небритова – Ростов н/Д. Рост. гос. строит. ун-т, 2011. – 179с.
  3. Экономическое возрождение России в XXI веке: Материалы российской научно-практической конференции: Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 69. – М.; СПб.: ВЭО, 2008. – 612 с. – С. 233–236.
  4. Максимов С.Н. Управление недвижимым имуществом: учебник / И.А Бузова и др.; под ред. С.Н. Максимова; ИНЖЭКОН. – СПб., 2009. – 470 с.: ил., табл., прил. – С. 331.
  5. Люлин П.Б. «Эксклюзивный маркетинг». Выпуск №2 приложение к журналу «Практический маркетинг», СПб. 2009г.-76с.
  6. Алешин В.В. Инновационные формы развития спортивных сооружений. В кн.: Инновационное развитие сферы услуг. – М.: МГУ, 2010.
  7. Восколович Н.А. Экономика платных услуг. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  8. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В.В. Галкин. - Москва: Кнорус, 2006. – 317 с.
  9. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2009 – 320 с.
  10. Концепция стандартизации спортивной отрасли. – М.: Министерство спорта, туризма и молодежной политики, 2011.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря