В педагогической науке понятие самоопределения предстает как центральный механизм, оказывающий влияние на развитие личности. Самоопределение в данном контексте предполагает совершение индивидом осознанного выбора своего места в жизни и в социальном обществе. Индивид определенно испытывает потребность в самоопределении, что свидетельствует о достижении определенного уровня зрелости, в котором человек стремится к определенной позиции в профессии, социуме, отношениях с другими людьми.
С точки зрения психологии самоопределение определяется учеными как процесс и результата выбора человеком своих целей, жизненной позиции, норм поведения в определенных обстоятельствах его жизни. Например, И.С. Кон говорил о том, что факторы самоопределения и отношения с людьми, окружающими индивидами, непременно связаны [5, с. 89]. По мнению автора, самоопределение находится в прямой зависимости от внутренних факторов человека и от внешних жизненных периодов.
Исследователи выделяют следующие виды самоопределения, помимо личностного:
- социальное
- профессиональное
- семейное и другие [1].
Однако, именно личностное самоопределение играет важнейшую роль в становлении человека, его характера, отношениях к окружающему миру и взаимоотношениях с людьми.
Очевидно, что процесс личностного самоопределения наиболее ярко проявляется именно в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой время принятия самого себя, собственного «я» и ответственности за свою судьбу и судьбу близких, а также означает начало подлинно взрослой жизни. В этом возрасте происходит адаптация к жизни, ее трудностям, подростки начинают понимать социальные нормы, нормы поведения и роли поведения [2, c. 65]. Подростковый возраст является важнейшим этапом становления личности, в том числе, для осознания самого себя, выработки ценностных ориентаций и жизненных смыслов, формирования самостоятельности и активности в достижении целей и развития чувства ответственности. Именно в этот период общество актуализирует проблемы, связанные с проектированием подростками своего будущего, построения своей собственной жизни, поиска своего места в обществе. Особую остроту тема приобретает в связи с глубокими и быстро протекающими социальными изменениями, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологическое состояние подростков.
Безусловно центральным процессом старшего подросткового возраста представляется понимание и осознание подростков собственного «я». Подростки обретают самосознание, познают рефлексию, которые становятся важными видами психологической деятельности. Отсюда вытекает большой интерес подростков к познанию нового, узнаванию себя и открытия в себе каких-либо новых способностей и умений [6, с. 89].
Проанализировав подходы и понимание самоопределение в трудах зарубежных и отечественных авторов, в нашей работе, вслед за М.Р. Гинзбургом под личностным самоопределением мы будем понимать создание индивидом своего собственного жизненного поля, содержащего совокупность ценностно-смысловых и пространственно-временных аспектов. Важно понимать, что сама основа самоопределения в подростковом возрасте определяется ценностно-смысловыми характеристиками личности [4]. Самоопределение таким образом в данном возрастном периоде содержит определенную позицию индивида по отношению к происходящему и окружающему миру, а также понимание и определение смысла своей жизни и деятельности.
Личностное самоопределение в подростковом возрасте появляется как психологический процесс. Подростки приходят к мыслям о том, кто они в этой жизни, как их жизнь будет строиться дальше, какие у них существуют ценности, каково их мировоззрение. Исследователи дают следующие характеристики личностному самоопределению в подростковом возрасте:
- личностное самоопределение подростков формируется в смысловой системе индивида, в которой объединяются представления человека об окружающем мире и о самом себе;
- личностное самоопределение подростка носит дальновидный продолжительный характер – оно ориентировано на то, что будет происходить в дальнейшей жизни;
- подростки в большинстве связывают личностное самоопределение с выбором будущей профессии, однако, оно не всегда напрямую связано с ней [7].
Подростки в силу своих психологических особенностей ставят перед собой определенные цели, к которым они будут стремиться. Часто эти цели имеют точную постановку и определенность продолжительности (то есть возраст, к которому цель необходимо достигнуть). В связи с этим, можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение подростков неотделимо от личностного.
Исследователь Л.И. Божович выдвигает интересную мысль о том, что личностное самоопределение является «двуплановым». С одной стороны, личностное самоопределение проявляется в построении определенной структуры дальнейшей жизни, выборе профессии и постановке точных целей с временными ограничениями. С другой стороны, подростки испытывают трудности и ищут свое предназначение, пытаются ответить на вопросы о себе, о смысле своей жизни. Также по мнению автора, к концу подросткового возраста эта двуплановость исчезает [2, с. 248].
Здесь опять же нельзя не упомянуть важность связи профессионального и личностного самоопределения. С этой стороны вопроса очень важным является помощь подростку со стороны взрослых в выборе будущего занятия, поиска интереса, раскрытия возможных талантов, навыков и умений. Такую помощь могут оказывать подростку и родители, и педагоги.
Многие исследователи отмечают, что современные подростки остро нуждаются в том, чтобы найти и определить точные перспективы свой жизни. Подростки строят планы на будущее и это затрагивает и личностную сферу, и профессиональное самоопределение. Как известно, зачастую этот процесс не завершается в тот момент, когда подростков заканчивает школу и продолжается далее с поступлением в колледж или институт. Интересно мнение И.В. Дубровиной, которая предполагает, что, когда подростки заканчивают школу, у них сформирована только психологическая готовность к личностному самоопределению – это связано с тем, что у подростков уже сложились какие-то представления об обязанностях и их выполнении, о жизненных принципах, морали, ответственности. Подростки умеют анализировать свой жизненный опыт, однако, еще не обладают сформированной личностью.
Безусловно, готовность к личностному самоопределению как психологический процесс происходит в несколько этапов:
- на первом этапе подростков начинает понимать действительность и ее реалии и сопоставляет ее с собственными ценностями. Начинается осмысление себя в социуме;
- на втором этапе подросток сравнивает себя и требования объективной действительности, выделяет сходства и различия, анализирует происходящее и собственную точку зрения;
- на третьем этапе подростков оценивает самого себя, свои жизненные стремления, установки, мировоззрение;
- на четвертом этапе подростком понимает необходимость выбора социальной роли в обществе. Формируется жизненная позиция, которая уже является устойчивой;
- на заключительном этапе подросток проявляет свои стремления и установки во внешнем взаимодействии и деятельности, а также вводит в жизни свои социальные установки [7].
В связи с вышесказанным, можно сказать о том, что самой важной целью работы по личностному самоопределению в подростковом возрасте является подготовка индивида к осознанию себя, своей сущности в реальном мире. Необходимо помочь подростку оформить готовность к осуществлению выбора ориентиров в жизни, понимания норм поведения и социальных отношений в обществе, осознания жизненных перспектив. Подросток должен осознавать и ощущать себя в социуме, в обществе, понимать, какие цели он ставит перед собой на будущее в плане как личностного, так и профессионального развития.
Таким образом, процесс личностного самоопределения представляется очень важным в подростковом возрасте. Как родителям, так и педагогам необходимо обратить особое внимание на нормализацию субъективной картины времени подростков, гармонизацию ценностной сферы, нормализацию уровня самооценки подростков и их представлений о себе, своих способностях и перспективах.