научный журнал «Актуальные исследования» #41 (68), октябрь '21

Особенности личностного самоопределения в подростковом возрасте

В статье рассматривается понятие самоопределения и личностного самоопределения, характеризуются психолого-педагогические особенности подросткового возраста. Автором приводится характеристика двупланности личностного самоопределения подростков, этапы готовности к личностному самоопределению подростков, акцентируется важность и описывается цель работы по личностному самоопределению в подростковом возрасте.

Аннотация статьи
самоопределение
личность
подростки
личностное самоопределение
самоопределение подростков
Ключевые слова

В педагогической науке понятие самоопределения предстает как центральный механизм, оказывающий влияние на развитие личности. Самоопределение в данном контексте предполагает совершение индивидом осознанного выбора своего места в жизни и в социальном обществе. Индивид определенно испытывает потребность в самоопределении, что свидетельствует о достижении определенного уровня зрелости, в котором человек стремится к определенной позиции в профессии, социуме, отношениях с другими людьми.

С точки зрения психологии самоопределение определяется учеными как процесс и результата выбора человеком своих целей, жизненной позиции, норм поведения в определенных обстоятельствах его жизни. Например, И.С. Кон говорил о том, что факторы самоопределения и отношения с людьми, окружающими индивидами, непременно связаны [5, с. 89]. По мнению автора, самоопределение находится в прямой зависимости от внутренних факторов человека и от внешних жизненных периодов.

Исследователи выделяют следующие виды самоопределения, помимо личностного:

  • социальное
  • профессиональное
  • семейное и другие [1].

Однако, именно личностное самоопределение играет важнейшую роль в становлении человека, его характера, отношениях к окружающему миру и взаимоотношениях с людьми.

Очевидно, что процесс личностного самоопределения наиболее ярко проявляется именно в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой время принятия самого себя, собственного «я» и ответственности за свою судьбу и судьбу близких, а также означает начало подлинно взрослой жизни. В этом возрасте происходит адаптация к жизни, ее трудностям, подростки начинают понимать социальные нормы, нормы поведения и роли поведения [2, c. 65]. Подростковый возраст является важнейшим этапом становления личности, в том числе, для осознания самого себя, выработки ценностных ориентаций и жизненных смыслов, формирования самостоятельности и активности в достижении целей и развития чувства ответственности. Именно в этот период общество актуализирует проблемы, связанные с проектированием подростками своего будущего, построения своей собственной жизни, поиска своего места в обществе. Особую остроту тема приобретает в связи с глубокими и быстро протекающими социальными изменениями, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологическое состояние подростков.

Безусловно центральным процессом старшего подросткового возраста представляется понимание и осознание подростков собственного «я». Подростки обретают самосознание, познают рефлексию, которые становятся важными видами психологической деятельности. Отсюда вытекает большой интерес подростков к познанию нового, узнаванию себя и открытия в себе каких-либо новых способностей и умений [6, с. 89].

Проанализировав подходы и понимание самоопределение в трудах зарубежных и отечественных авторов, в нашей работе, вслед за М.Р. Гинзбургом под личностным самоопределением мы будем понимать создание индивидом своего собственного жизненного поля, содержащего совокупность ценностно-смысловых и пространственно-временных аспектов. Важно понимать, что сама основа самоопределения в подростковом возрасте определяется ценностно-смысловыми характеристиками личности [4]. Самоопределение таким образом в данном возрастном периоде содержит определенную позицию индивида по отношению к происходящему и окружающему миру, а также понимание и определение смысла своей жизни и деятельности.

Личностное самоопределение в подростковом возрасте появляется как психологический процесс. Подростки приходят к мыслям о том, кто они в этой жизни, как их жизнь будет строиться дальше, какие у них существуют ценности, каково их мировоззрение. Исследователи дают следующие характеристики личностному самоопределению в подростковом возрасте:

  • личностное самоопределение подростков формируется в смысловой системе индивида, в которой объединяются представления человека об окружающем мире и о самом себе;
  • личностное самоопределение подростка носит дальновидный продолжительный характер – оно ориентировано на то, что будет происходить в дальнейшей жизни;
  • подростки в большинстве связывают личностное самоопределение с выбором будущей профессии, однако, оно не всегда напрямую связано с ней [7].

Подростки в силу своих психологических особенностей ставят перед собой определенные цели, к которым они будут стремиться. Часто эти цели имеют точную постановку и определенность продолжительности (то есть возраст, к которому цель необходимо достигнуть). В связи с этим, можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение подростков неотделимо от личностного.

Исследователь Л.И. Божович выдвигает интересную мысль о том, что личностное самоопределение является «двуплановым». С одной стороны, личностное самоопределение проявляется в построении определенной структуры дальнейшей жизни, выборе профессии и постановке точных целей с временными ограничениями. С другой стороны, подростки испытывают трудности и ищут свое предназначение, пытаются ответить на вопросы о себе, о смысле своей жизни. Также по мнению автора, к концу подросткового возраста эта двуплановость исчезает [2, с. 248].

Здесь опять же нельзя не упомянуть важность связи профессионального и личностного самоопределения. С этой стороны вопроса очень важным является помощь подростку со стороны взрослых в выборе будущего занятия, поиска интереса, раскрытия возможных талантов, навыков и умений. Такую помощь могут оказывать подростку и родители, и педагоги.

Многие исследователи отмечают, что современные подростки остро нуждаются в том, чтобы найти и определить точные перспективы свой жизни. Подростки строят планы на будущее и это затрагивает и личностную сферу, и профессиональное самоопределение. Как известно, зачастую этот процесс не завершается в тот момент, когда подростков заканчивает школу и продолжается далее с поступлением в колледж или институт. Интересно мнение И.В. Дубровиной, которая предполагает, что, когда подростки заканчивают школу, у них сформирована только психологическая готовность к личностному самоопределению – это связано с тем, что у подростков уже сложились какие-то представления об обязанностях и их выполнении, о жизненных принципах, морали, ответственности. Подростки умеют анализировать свой жизненный опыт, однако, еще не обладают сформированной личностью.

Безусловно, готовность к личностному самоопределению как психологический процесс происходит в несколько этапов:

  • на первом этапе подростков начинает понимать действительность и ее реалии и сопоставляет ее с собственными ценностями. Начинается осмысление себя в социуме;
  • на втором этапе подросток сравнивает себя и требования объективной действительности, выделяет сходства и различия, анализирует происходящее и собственную точку зрения;
  • на третьем этапе подростков оценивает самого себя, свои жизненные стремления, установки, мировоззрение;
  • на четвертом этапе подростком понимает необходимость выбора социальной роли в обществе. Формируется жизненная позиция, которая уже является устойчивой;
  • на заключительном этапе подросток проявляет свои стремления и установки во внешнем взаимодействии и деятельности, а также вводит в жизни свои социальные установки [7].

В связи с вышесказанным, можно сказать о том, что самой важной целью работы по личностному самоопределению в подростковом возрасте является подготовка индивида к осознанию себя, своей сущности в реальном мире. Необходимо помочь подростку оформить готовность к осуществлению выбора ориентиров в жизни, понимания норм поведения и социальных отношений в обществе, осознания жизненных перспектив. Подросток должен осознавать и ощущать себя в социуме, в обществе, понимать, какие цели он ставит перед собой на будущее в плане как личностного, так и профессионального развития.

Таким образом, процесс личностного самоопределения представляется очень важным в подростковом возрасте. Как родителям, так и педагогам необходимо обратить особое внимание на нормализацию субъективной картины времени подростков, гармонизацию ценностной сферы, нормализацию уровня самооценки подростков и их представлений о себе, своих способностях и перспективах.

Текст статьи
  1. Антонова Н.В., Белоусова В.В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2011. - №2. - С. 79-92.
  2. Божович Л.И. Динамика развития личности в онтогенезе: Хрестоматия по возрастной психологии. -Москва: Институт практической психологии, 1996. - 213 с.
  3. Гапоненко А.В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников / Школа и производство. - 2015. - 47 с.
  4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 43-52.
  5. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
  6. Костаева Т.В., Костаева Ю.С. Самоопределение школьников как педагогическая проблема / Наука и образование сегодня, - 2019. - № 4 (39). - С. 84-86.
  7. Пряжников Н С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 октября по 22 октября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Загрузка в eLibrary
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября