Введение Спортивное совершенствование единоборцев обусловлено эффективным дифференцированным отбором средств, методов и организационных форм тренировочной и соревновательной деятельности на основе анализа параметров соревновательной активности и эффективности принятых интеллектуальных решений. Возможность подготовки квалифицированных спортсменов в самбо связана с разработкой наиболее эффективных методик организации тренировочного процесса [7]. Определение наиболее трудных ситуаций в структуре соревновательной деятельности способствует наиболее полному пониманию личностных (юного спортсмена) и педагогических ресурсов спортивных достижений в единоборствах.
Важность скоростно-силовой подготовки для самбистов не вызывает сомнений, так как дальнейший рост уровня технико-тактического мастерства базируется на высоком потенциале его физической подготовленности. Вопросами индивидуализации и дифференциации процесса подготовки единоборцев занимаются Кузьменко Г.А., Ким Т.К., Кабанова Е.А., Подлесных А.А, Ким Р.К. [1, 4, 9]. Анализ степени изученности проблемы исследования показал, что вопросы дифференцирования методики совершенствования скоростно-силовых способностей у самбистов на этапе высшего спортивного мастерства раскрыты в работах таких авторов, как Е. К. Насырова [6], А. М. Кондаков [5].
В исследованиях Е. В. Калмыкова [2], А. С. Пахомова [8] и др. указывается на то, что поднятие уровня общефизической и специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменов происходит за счет средств самой борьбы, то есть, применяя большое количество разнообразных тренировочных заданий в процессе технико-тактической подготовки. Однако целенаправленного процесса воспитания скоростно-силового компонента не происходит. В данном случае, если не применять концентрированной углубленной тренировки скоростно-силовой направленности, то в процессе совершенствования технико-тактического мастерства спортсменов не произойдет значительного повышения уровня развития скоростно-силовых качеств [3, с.37].
Методы и организация исследования.
Цель исследования – обосновать необходимость дифференциации спортивной подготовки самбистов на этапе высшего спортивного мастерства на основе параметров соревновательной деятельности.
Исследование начато во время базового мезоцикла на базе ГБОУ «ЦСиО «Самбо-70» Москомспорта. На этом этапе преследовалась основная цель – повышение уровня функциональной, скоростно-силовой подготовленности самбистов. Нами было проведено разделение группы самбистов (n=50) на контрольную (n=25) и экспериментальные (n=25) группы. Методы исследования: педагогическое наблюдение, видеоанализ, анкетирование, экспертная оценка, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами был проведен видеоанализ 50 соревновательных поединков самбистов контрольной и экспериментальной группы. Индивидуальные трудности ведения противоборства нами учтены для дальнейшего анализа и применения в исследованиях, однако нами был замечен общий компонент ведения соревновательного поединка: после 140 сек спортсмены при начале технического действия не могли его завершить, снижался темп атакующих действий, что свидетельствует о недостаточном уровне развития специальной выносливости и скоростно-силового компонента.
Нами сделано предположение, что при организации тренировочной работы с включением дифференциации спортивной подготовки по группам с учетом трудностей ведения соревновательного поединка возможны улучшения показателей соревновательной активности.
Одной из рациональных форм организации спортивной подготовки являются круговые тренировки. Они дают возможность приблизить характер деятельности при выполнении подготовительных упражнений, к режимам работы, свойственным соревновательным упражнениям, создавая тем самым благоприятные условия для переноса тренированности.
Характеризуя круговую тренировку, применяющуюся на этапе базового мезоцикла, хотелось бы отметить, что направленность используемых упражнений была идентичной. Известно, что эффект тренировочной нагрузки будет больше, если выше интенсивность и длительность. Отсюда следует, что при развитии скоростно-силовых качеств необходимо стремиться к повышению нагрузки до максимальной с одновременным увеличением длительности ее воздействия, ориентируясь на условия соревновательной деятельности. В связи с этим в круговой тренировке использовались только восемь станций (упражнений). Все эти упражнения моделируют соревновательные, они в какой-то мере и развивают те основные группы мышц, которые участвуют в выполнении большинства технических действий в борьбе самбо, с помощью этих комплексов упражнений круговой тренировки можно вывести спортсмена на новый двигательный режим, приближенный к условиям соревновательной деятельности.
Круговая тренировка (таблица 1) выполнялась три раза в неделю. Такое построение тренировочного процесса имело место в дневной тренировке, а в вечерней предусматривалось только совершенствование технико-тактических действий.
Таблица 1
Круговая тренировка
Вид упражнения: |
Длительность: |
Кол-во повторений: |
---|---|---|
Перекидывание медицинбола стоя со скручиванием корпуса |
30 секунд |
18-22 |
Жим штанги лежа |
30 секунд |
18-22 |
Волновые тяги каната |
30 секунд |
- |
Поднятие гантелей на бицепс |
30 секунд |
18-22 |
Запрыгивание на тумбу |
30 секунд |
18-22 |
Короткие приседания со штангой |
30 секунд |
18-22 |
Скручивания корпуса с медицинболом |
30 секунд |
18-22 |
Подтягивания с дополнительным весом |
30 секунд |
15-18 |
Отжимания |
30 секунд |
18-22 |
Тяга штанги к груди |
30 секунд |
15-18 |
На начало экспериментальной работы нами было проведено тестирование в соответствии с ФССП по самбо (таблица 2) [10].
Таблица 2
Тестирование спортсменов по самбо
Наименование упражнений |
Показатели |
---|---|
Прыжок в длину с места |
Не менее 230 см |
Броски манекена на скорость 10 раз |
Не менее 15,2 |
Подвороты на бросок с резиновым жгутом по 5 раз в каждую сторону |
Не менее 13,3 |
Бег 100 м. |
Не более 13,8 |
Результаты тестирования самбистов этапа высшего спортивного мастерства представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты тестирования самбистов на начало эксперимента
№ п/п |
ФИ |
Результат | |||
Прыжок в длину с места |
Броски манекена на скорость |
Подвороты на бросок с резиновым жгутом по 5 раз в каждую сторону |
Бег 100 м. | ||
1 |
Б.А. |
228 см |
14.3 |
8.7 |
12.3 |
2 |
Д.К. |
235 см |
11.3 |
8.6 |
13.8 |
3 |
С.А. |
229 см |
11.8 |
8.7 |
12.2 |
4 |
В.М. |
237 см |
11.3 |
8.7 |
11.9 |
5 |
Г.Г. |
235 см |
14.7 |
8.9 |
12.8 |
6 |
Г.П. |
237 см |
11.2 |
8.1 |
12.2 |
8 |
Е.А. |
241 см |
11.3 |
8.4 |
14.0 |
9 |
И.М. |
240 см |
11.2 |
8.7 |
13.1 |
10 |
К.Ф. |
233 см |
14.9 |
9.1 |
12.6 |
11 |
Л.А. |
238 см |
11.2 |
8.5 |
11.9 |
12 |
Н.С. |
235 см |
14.5 |
8.4 |
13.8 |
13 |
М.Д. |
228 см |
11.2 |
8.3 |
13.3 |
14 |
П.М. |
232 см |
14.6 |
9.5 |
11.4 |
15 |
Е.П. |
235 см |
11.2 |
8.4 |
13.9 |
16 |
П.А. |
228 см |
10,3 |
8.1 |
12.0 |
17 |
А.Г. |
233 см |
11.3 |
8.5 |
14.0 |
18 |
С.М. |
238 см |
14.5 |
9.4 |
14.2 |
19 |
О.А. |
235 см |
11.3 |
8.6 |
13.8 |
20 |
Я.Д. |
228 см |
11.4 |
8.5 |
13.7 |
Также нами ведется учет соревновательной успешности самбистов контрольной и экспериментальной группы на протяжении 6 месяцев.
На данном этапе исследования есть определенные изменения в тестах СФП и соревновательной подготовки (таблица 4).
Таблица 4
Результаты тестирования самбистов через 6 месяцев применения методики
№ п/п |
ФИ |
Результат | |||
Прыжок в длину с места |
Броски манекена на скорость |
Подвороты на бросок с резиновым жгутом по 5 раз в каждую сторону |
Бег 100 м. | ||
1 |
Б.А. |
230 см |
12.3 |
8.0 |
11.3 |
2 |
Д.К. |
240 см |
10.0 |
8.3 |
13.0 |
3 |
С.А. |
232 см |
11.0 |
8.4 |
12.0 |
4 |
В.М. |
240 см |
11.3 |
8.6 |
11.4 |
5 |
Г.Г. |
239 см |
14.7 |
8.1 |
12.0 |
6 |
Г.П. |
237 см |
10.3 |
7.9 |
11.7 |
8 |
Е.А. |
242 см |
11.3 |
8.0 |
13.9 |
9 |
И.М. |
240 см |
10.2 |
8.5 |
12.8 |
10 |
К.Ф. |
237 см |
13.9 |
8.9 |
12.6 |
11 |
Л.А. |
240 см |
11.1 |
8.1 |
11.9 |
12 |
Н.С. |
240 см |
13.5 |
8.3 |
12.8 |
13 |
М.Д. |
235 см |
11.2 |
8.3 |
12.3 |
14 |
П.М. |
234 см |
14.0 |
9.0 |
13.9 |
15 |
Е.П. |
237 см |
11.2 |
8.2 |
13.0 |
16 |
П.А. |
228 см |
10,3 |
8.1 |
11.5 |
17 |
А.Г. |
233 см |
11.3 |
8.4 |
13.5 |
18 |
С.М. |
240 см |
11.0 |
9.0 |
13.7 |
19 |
О.А. |
235 см |
10.9 |
8.6 |
13.2 |
20 |
Я.Д. |
235 см |
11.4 |
8.3 |
13.7 |
Также нами проведен сравнительно-сопоставительный анализ показателей экспериментальной группы (таблица 5).
Таблица 5
Динамика прироста скоростно-силовых показателей
№ п/п |
ФИ |
Прыжок в длину с места |
Броски манекена на скорость (сек) |
Подвороты на бросок с резиновым жгутом по 5 раз в каждую сторону (сек) |
Бег 100 м. (сек) | ||||
Было |
Стало |
Было |
Стало |
Было |
Стало |
Было |
Стало | ||
1 |
Б.А. |
228 см |
228 см |
14.3 |
12.3 |
8.7 |
8.0 |
12.3 |
11.3 |
2 |
Д.К. |
235 см |
235 см |
11.3 |
10.0 |
8.6 |
8.3 |
13.8 |
13.0 |
3 |
С.А. |
229 см |
229 см |
11.8 |
11.0 |
8.7 |
8.4 |
12.2 |
12.0 |
4 |
В.М. |
237 см |
237 см |
11.3 |
11.3 |
8.7 |
8.6 |
11.9 |
11.4 |
5 |
Г.Г. |
235 см |
235 см |
14.7 |
14.7 |
8.9 |
8.1 |
12.8 |
12.0 |
6 |
Г.П. |
237 см |
237 см |
11.2 |
10.3 |
8.1 |
7.9 |
12.2 |
11.7 |
8 |
Е.А. |
241 см |
241 см |
11.3 |
11.3 |
8.4 |
8.0 |
14.0 |
13.9 |
9 |
И.М. |
240 см |
240 см |
11.2 |
10.2 |
8.7 |
8.5 |
13.1 |
12.8 |
10 |
К.Ф. |
233 см |
233 см |
14.9 |
13.9 |
9.1 |
8.9 |
12.6 |
12.6 |
11 |
Л.А. |
238 см |
238 см |
11.2 |
11.1 |
8.5 |
8.1 |
11.9 |
11.9 |
12 |
Н.С. |
235 см |
235 см |
14.5 |
13.5 |
8.4 |
8.3 |
13.8 |
12.8 |
13 |
М.Д. |
228 см |
228 см |
11.2 |
11.2 |
8.3 |
8.3 |
13.3 |
12.3 |
14 |
П.М. |
232 см |
232 см |
14.6 |
14.0 |
9.5 |
9.0 |
11.4 |
13.9 |
15 |
Е.П. |
235 см |
235 см |
11.2 |
11.2 |
8.4 |
8.2 |
13.9 |
13.0 |
16 |
П.А. |
228 см |
228 см |
10,3 |
10,3 |
8.1 |
8.1 |
12.0 |
11.5 |
17 |
А.Г. |
233 см |
233 см |
11.3 |
11.3 |
8.5 |
8.4 |
14.0 |
13.5 |
18 |
С.М. |
238 см |
238 см |
14.5 |
11.0 |
9.4 |
9.0 |
14.2 |
13.7 |
19 |
О.А. |
235 см |
235 см |
11.3 |
10.9 |
8.6 |
8.6 |
13.8 |
13.2 |
20 |
Я.Д. |
228 см |
228 см |
11.4 |
11.4 |
8.5 |
8.3 |
13.7 |
13.7 |
Согласно полученным данным в результате тестирования в тесте «Прыжок в длину с места» абсолютный прирост составил 20,1 (см), что в процентах составляет 10,3%.
В тесте «Броски манекена на скорость» прирост составил – 21,07%. В тестовом задании «Подвороты на бросок с резиновым жгутом по 5 раз в каждую сторону» прирост достиг 16%. В тестовом задании «Бег 100 м» мы достигли прироста 7,71%.
В результате определения различий нам удалось получить достоверные результаты во всех тестах при 5% значимости (Р), что позволяет утверждать об эффективности применения блоков концентрированной скоростно-силовой подготовки в тренировочном процессе, а это позволяет более существенно повысить показатели скоростно-силовой подготовленности самбистов на этапе высшего спортивного мастерства.
Выводы и рекомендации
В настоящее время эксперимент продолжается, нами замечен прирост в показателях тестов специальной физической подготовки и соревновательной успешности. Можно сделать первые выводы, связанные с необходимостью учета индивидуальных трудностей ведения соревновательного поединка, дальнейшего их анализа и дифференциации спортсменов для дальнейшей более качественной подготовки. План подготовки необходимо моделировать под действующую группу, а не использовать шаблонные наработки.
Авторская методика и доказательство ее эффективности находится в процессе, так как следует учесть не продолжительные временной промежуток.