Особенности дистанционного преподавания курса «История отечественного и зарубежного искусства» на художественно-графическом факультете МПГУ

В статье рассмотрены формы обучения по курсу «история отечественного и зарубежного искусства» (лекция, практические занятия. тестирование и т д), применяемые в условиях дистанционного обучения. Особое внимание уделяется созданию и описанию ЭОР (тестирование).

Аннотация статьи
электронные образовательные ресурсы
дистанционное обучение
модуль
тест
информационные технологии
учебный процесс
Ключевые слова

В условиях пандемии и вынужденной самоизоляции студентов новые информационные технологии позволяют более эффективно осуществлять учебный процесс по курсу «История отечественного и зарубежного искусства» в режиме дистанционного обучения. Использование платформ Zoom, Microsoft Teams дает возможность в полном объеме преподносить материал курса в формате основных форм учебной деятельности: лекций, практических занятий, консультаций, защиты курсовых работ, а также осуществлять текущий и итоговый контроль.

При дистанционном обучении в качестве основных технологий используются видеолекции и лекции в режиме онлайн. Видеолекция записывается на электронный носитель и размещается в образовательной системе МПГУ ИнфоДа Moodle. Достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность студентам прослушать лекционный материал многократно, в оптимальном темпе и в любое удобное время

Проведение лекций в режиме онлайн на платформе zoom или teams имеет свою методику и предполагает выполнение последовательных действия: предоставление студентам и преподавателю доступа к образовательному процессу с помощью ссылки для присоединения к лекции, публикации ссылки в социальных сетях; подключение к лекции, вебинару, конференции и другим формам дистанционного обучения.

На онлайн лекциях по дисциплине «история искусств» преподаватель решает важную задачу: доступно объяснить новый материал, сопровождая его видеоматериалами. Его отбор следует осуществлять тщательно: исключить дублирование изображений, использование «лишних» слайдов», не сопровождающихся пояснениями. Не следует помещать изображения, описание которых на лекциях не используется. В презентацию по истории архитектуры, например, желательно включать не только изображение памятников архитектуры, но и планы сооружений, чертежи. Необходимо обеспечивать раскрытие смысла всех новых понятий, опираясь на опыт и знания студентов. Включение в презентацию фрагментов учебных фильмов значительно оживляет содержание, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному его запоминанию.

Для более глубокого изучения курса «история отечественного и зарубежного искусства» используются практические занятия в режиме онлайн. На них студенты осмысливают теоретический материал, формируют умение выражать и отстаивать свою точку зрения. Практические занятия в дистанционном обучении проводятся в форме электронных семинаров. Они отличаются от традиционных занятий тем, что вербальная коммуникация между участниками заменена электронным общением. На дистанционных занятиях студенты выступают с докладами, темы которых присылаются по электронной почте заранее. Затем идет обсуждение докладов с другими студентами и оценивается преподавателем. Электронные семинары помогают осмыслить проблемы, с которыми сталкиваются студенты и скорректировать освоение учебной дисциплины.

Важное место в системе дистанционного обучения занимают сетевые консультации, помогающие студентам лучше усвоить теоретический материал курса, приобрести практические навыки, выполнить контрольные и курсовые.

Интерактивное обучение по курсу «истории отечественного и зарубежного искусства» в условиях пандемии можно реализовать в разнообразных формах. К ним относиться презентация, игра, конкурс практических работ, тренинги, коллективное решение творческих задач, групповые и индивидуальные консультации, обсуждение специальных видеозаписей, встречи с приглашенными специалистами и преподавателями других кафедр, а также использование научных трудов сотрудников факультета, необходимых для обучения студентов проведению бесед по искусству в школе [1].

При дистанционном обучении в условиях развития цифровой образовательной среды появляется возможность создания на интернет-платформах, таких как ИнфоДа moodle различные образовательные контент- ресурсы, доступные для широкого круга пользователей. Среди них особое место отводиться тестовым заданиям. Они обеспечивают самостоятельную работу студента и дают возможность с помощью компьютера осуществлять контроль над усвоением материала. Студент выполняет задание в непосредственном диалоге с компьютером, результаты заданий сразу обрабатываются и передаются преподавателю.

Тесты – это инструмент, который позволяет объективно оценивать качество усвоения теоретического материала и получить информацию об уровне усвоений знаний. Они помогают также обучающимся лучше понять теоретическое содержание дисциплины. Отмечено, что «тесты применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных преподавателей и коллективов, т. е. с помощью тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин и их разделов» [2].

Компьютерное тестирование по курсу «история отечественного и зарубежного искусства» имеет свою специфику и методику работы. Автором статьи в рамках обучения в МГПУ по программе повышения квалификации «Технологии использования цифровой среды обучения научно-педагогическими работниками образовательных организаций» разработан электронный образовательный ресурс (ЭОР) в формате теста по истории русской архитектуры первой половины 18 века. Он включает ряд вопросов из различных разделов и тем, рассматриваемого периода. А также систему оценивания и формирования отчетов по результатам тестирования.

Разработанный ЭОР в виде тестирования можно использовать не только в самостоятельной деятельности студентов при подготовке к промежуточному и итоговому контролю его автором, но и в образовательных целях другими преподавателями кафедры. Для создания теста существуют множество инструментов и разнообразных средств информационных технологий. В нашей методике мы использовали платформу ИнфоДа Moodle. Работа по созданию ЭОР тестов проводится по этапам. Первый этап подготовительный. Он включает в себя изучение интерфейса и функционала программного средства. Второй этап – основной. Именно он предполагает разработку образовательного ресурса и его наполнение необходимым теоретическим материалом, который впоследствии будет включен в текст вопросов для тестирования. Третий этап – заключительный, связанный с проверкой созданного автором ЭОР, внесением последующей корректировок и окончательным оформлением ЭОР.

ЭОР включает в себя два основных модуля – модуль создания вопросов и модуль тестирования. Модуль создания вопросов обеспечивает формированию базы вопросов, которые осуществляется средствами самой программы. Вопросы разделены на разделы. Приведем примеры названия разделов теста: установить соответствие между текстом и архитектурным произведением, назвать архитектурное сооружение, изображенное на рисунке, назвать автора произведения и время строительства, определить план сооружения, подобрать определение, выбрать правильный ответ и дать определение, закончить фразу, назвать верный архитектурный термин, установить соответствие, назвать архитектурный элемент конструкции здания, изображенного на рисунке, вставить правильное слово и т д. Содержание вопросов включает тест и рисунки. Количество ответов может быть до четырех и только один из них верный. Также в этом модуле задаются параметры теста: максимальное время тестирования, максимальный бал за тест, количество вопросов на тест. Модуль, после задания преподавателем вопросов, сохраняет их в файле и позволяет размещать их в открытом доступе. С этим модулем можно работать только преподаватель- автор вопросов и ответов. Модуль тестирования позволяет осуществить процесс контроля знаний группы студентов в интерактивном режиме, а также сформировать отчетную информацию по результатам. Отчет с результатами, также сохраняется и может быть открыт преподавателем. Для прохождения тестирования студент должен ввести свои персональные данные: фамилию, имя, отчество и номер группы. Отображение вопросов и вариантов ответов к ним осуществляется на панелях системы. Разработанный электронный образовательный ресурс оперативного тестирования опробован в учебном процессе на Художественно-графическом факультете МПГУ в условиях пандемии.

Применение новых методик и технологий позволяет быстро, объективно и неформально доносить теоретический материал курса и оценить его усвоения, а также активизировать самостоятельную работу студентов и сделать современный процесс обучения более эффективным и успешным в условиях дистанционного обучения. Продуманная организация преподавания с использованием разнообразных интерактивных форм в режиме онлайн обучения повышает качество усвоение материала и расширяет знания студентов по курсу «история отечественного и зарубежного искусства».

Текст статьи
  1. Козлов В.И. Уроки изобразительного искусства в школе. Проектирование, методика проведения, конспекты, рефлексия: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». М., 2019.
  2. Ковалев А.В. Система оперативного автоматического тестирования студентов // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции М., 2007. С. 103.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 06 августа по 12 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
16 августа
Загрузка в eLibrary
16 августа
Рассылка печатных экземпляров
26 августа