Подготовка курсантов военно-учебных заведений к профессиональной деятельности является сложным и трудоемким процессом, требующим от них в период обучения огромных затрат физической, психической и умственной энергии. Учебные программы подготовки военных специалистов сильно отличаются, в зависимости от специальности, ее специфики и особенностей военно-профессиональной деятельности. Успешное освоение программы по избранной специальности, состоящей из предметов теоретического и практического разделов, позволяет курсантам овладеть необходимыми профессиональными навыками и умениями в соответствии с требованиями, предъявляемыми к будущей военной профессии. Это даст возможность военным специалистам решать важные задачи, которые будут стоять перед ними в будущей военно-профессиональной деятельности при обучении военнослужащих и их подготовке к выполнению учебно-боевых и других задач, в соответствии с их предназначением.
Обоснование проблемы исследования: Физическая подготовка в Вооруженных силах Российской Федерации представляет собой специально организованный и управляемый процесс, органически включающий обучение и воспитание военнослужащих для формирования у них готовности к военно-профессиональной деятельности. Процесс подготовки военных специалистов в вузах Минобороны РФ проводится в соответствии с принципами обучения и воспитания. К принципам обучения относятся следующие:
- принцип обучения военнослужащих тому, что потребуется в профессиональной деятельности мирного и военного времени;
- принцип сознательности, активности и самостоятельности;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности, последовательности и комплексности;
- принцип обучения на высоком уровне трудностей.
В процессе обучения успех в решении задач, стоящих перед руководителями занятий, во многом зависит от результата коллективных и индивидуальных форм работы с обучающимися. Это предопределяется одним из диалектических принципов высшей школы – коллективизмом и индивидуальным подходом в обучении.
Реализация этого принципа проявляется в диалектическом противоречии: с одной стороны, организация познавательной деятельности обучающихся протекает в условиях совместных форм работы в составе подразделения и во многом обусловливается существующими в данном коллективе отношениями, с другой стороны, успех отличает тех офицеров, которые постоянно используют индивидуальный подход и знают слабые и сильные стороны своих подчиненных. Поэтому перед каждым руководителем стоит вопрос, как осуществить индивидуальный подход в условиях массового обучения?
Вопросы индивидуализации в процессе физической подготовки курсантов решаются с учетом общих закономерностей обучения и воспитания и регулируются по возможности через объем и интенсивность нагрузок, изменение содержания и приемов педагогического воздействия.
Как известно, обучение и воспитание – две стороны единого учебного процесса. Воспитание представляет собой сложный процесс планомерного воздействия руководителей на психологию воспитуемых с целью формирования у них морально-психологических и боевых качеств, стремления к постоянному самосовершенствованию.
Исходя из требований к вопросам воспитания военнослужащих, сформулированы основные руководящие положения (принципы воспитания), определяющие направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в войсках и военно-учебных заведениях. Применительно к процессу физической подготовки принципы воспитания реализуются решением целого ряда воспитательных задач.
К принципам воспитания относятся следующие:
- принцип целеустремленности;
- принцип связи воспитания с жизнью, практикой, требованиями боевой учебы;
- принцип воспитания военнослужащих в процессе воинской деятельности;
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
- принцип опоры на положительное в воспитании воинов;
- принцип сочетания требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства;
- принцип единства, согласованности и преемственности.
Теоретико-методологические основы исследования. Настоящее исследование, касающегося разработки модели готовности курсантов младших курсов военного вуза к работе по физическому воспитанию военнослужащих носило чисто аналитический характер. Были подвергнуты тщательному анализу структура и содержание учебно-тренировочных занятий по разделам физической подготовки. Результаты исследований и собственный опыт работы с обучающимися, способствовали созданию модели готовности курсантов младших курсов военного вуза к работе по физическому воспитанию военнослужащих.
Обсуждение результатов исследования. Физическая подготовка представляет собой процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.
Физическая подготовка является основным элементом боевой готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач и одним из направлений повышения боеспособности Вооруженных Сил.
Цель физической подготовки в Вооруженных Силах – обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.
Задачами физической подготовки военнослужащих являются:
- развитие и совершенствование физических качеств (выносливости, силы, быстроты и ловкости) с учетом возрастных особенностей;
- формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, в преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании.
Физическая подготовка способствует: повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды; воспитанию психической устойчивости и морально-волевых качеств; формированию готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий; повышению военно-специальной подготовленности военнослужащих; совершенствованию боевой слаженности воинских подразделений.
Содержание физической подготовки военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации составляют физические упражнения, специальные знания, организаторско-методические навыки и умения, а основным средством физической подготовки военнослужащих являются физические упражнения, которые выполняются с учетом возрастных особенностей, соблюдения требований безопасности и гигиенических правил.
Организаторско-методическими навыками и умениями руководителя в организации физической подготовки является совокупность приемов и действий руководителя, позволяющие ему качественно и в соответствии с установленными требованиями организовать выполнение возложенных на него задач, методически правильно обучать и воспитывать подчиненных.
В Наставлении по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (в ред. Приказа Министра обороны Российской Федерации от 31. 07. 2013 №560), указывается: «Каждый военнослужащий обязан систематически заниматься физическими упражнениями, военно-прикладными видами спорта и соответствовать установленным требованиям по физической подготовленности, предъявляемыми к военнослужащим Вооруженных Сил». На начальном этапе обучения курсантов в военном вузе (младших курсах) при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом воспитывается сила воли, выдержка и самообладание, способность к постоянной самооценке и самоконтролю, стремление к повышению уровня своих достижений. Формирование этих качеств личности особенно важны в экстремальных ситуациях, когда от воинов требуется скорость мышления и интеллектуальная выносливость, умение проявлять твердый характер в нахождении правильного решения. Следовательно, процесс реализации воспитательных целей на занятиях по физической подготовке обучающихся в военном вузе, приобретает особую актуальность, протекает в единстве духовно-нравственного и физического развития, совершенствования профессиональных качеств.
На рисунке представлена «Модель готовности курсантов младших курсов военного вуза к работе по физическому воспитанию военнослужащих», разработанная с учетом специфики и особенностей их будущей профессиональной деятельности. Разработанная модель представляет определенный объект изучения, где раскрываются все его составные компоненты и обозначаются их связи и взаимосвязи. Модель – это схематическое изображение построения физической подготовки курсантов военного вуза, в котором отражены основные его компоненты и взаимосвязи между ними. Модель представлена в виде схемы, где отражены ее взаимосвязанные компоненты:
Задачи:
- Содействовать формированию физической культуры личности.
- Формировать мотивационно-ценностное отношение к процессу профессионально-прикладной физической подготовки ППФП.
- Повысить показатели профессионально-прикладной физической подготовленности.
- Повысить показатели психофизической готовности к будущей военно-профессиональной деятельности.
Принципы: педагогической целесообразности, гуманистической направленности, непрерывного развития, системности и последовательности, сознательности и активности, комплексного подхода, целостности, самостоятельности и др.
Цель: формирование готовности курсантов младших курсов военного вуза к работе по физическому воспитанию военнослужащих.
Модель физического воспитания курсантов младших курсов военного вуза включает содержательно-методический, процессуально-деятельностный и контрольно-оценочный компоненты.
Содержательно-методический компонент включает цели, задачи, основные принципы физического воспитания курсантов военного вуза. Цель подкрепляется объективными потребностями общества в подготовке высокопрофессиональных военных специалистов, готовых к эффективной военно-профессиональной деятельности, к работе по физическому воспитанию военнослужащих.
Рассматривая особенности физического воспитания курсантов младших курсов военного вуза, следует особо выделить профессионально-прикладную физическую подготовку ППФП, ориентированную на формирование определенных психофизических качеств личности. Важно в физическом воспитании руководствоваться базовыми принципами: сознательности и активности, индивидуализации, дифференциации, систематичности, последовательности, непрерывности и др.
Содержательно-методический компонент является основой модели и включает в себя дисциплину «Физическая подготовка» с учетом специфики и особенностей будущей профессиональной деятельности курсантов. Содержательно-методический компонент модели представляет структуру и направленность физического воспитания курсантов младших курсов военного вуза.
Структура дисциплины «Физическая подготовка» состоит из разделов физической подготовки, включающих следующие виды спорта и разновидности физкультурно-спортивной деятельности: гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий, ускоренное передвижение и легкая атлетика, лыжная подготовка, военно-прикладное плавание, спортивные и подвижные игры, а также раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка». Каждый раздел имеет свои средства, которые отражают содержание изложенных в них видов спорта и разновидностей физкультурно-спортивной деятельности, а также методы, с помощью которых они реализуются.
В содержании физического воспитания курсантов определена следующая направленность: повышение уровня общей физической подготовленности; развитие физической работоспособности, совершенствование профессионально-значимых психомоторных способностей; коррекционная направленность (профилактика профессиональных заболеваний и травм); мотивационная направленность (формирование стремления к физическому самосовершенствованию).
Для формирования готовности курсантов младших курсов к работе по физическому воспитанию военнослужащих применяются следующие методы: общепедагогические – рассказ, объяснение, описание и указания; специальные – равномерный, повторный, переменный, интервальный, круговой тренировки, функциональной тренировки, метод моделирования, ситуационный метод.
Средства: гимнастические и атлетические упражнения, легкоатлетические и лыжные упражнения, элементы рукопашного боя, преодоление препятствий, военно-прикладное плавание, элементы спортивных и подвижных игр.
Процессуально-деятельностный компонент представляет процесс, направленный на формирование готовности курсантов младших курсов к работе по физическому воспитанию военнослужащих, овладение ими необходимыми военно-профессиональными навыками и умениями на базе хорошей физической подготовленности.
Контрольно-оценочный компонент – представляет готовность курсантов младших курсов к качественному выполнению работы по физическому воспитанию военнослужащих с учетом показателей профессионально-прикладной ПП, психофизической и функциональной подготовленности.
В качестве основополагающих принципов эффективного функционирования модели определены следующие принципы: сознательности, активности и самостоятельности, наглядности, систематичности, последовательности и комплексности.
Целью разработанной модели является совершенствование программно-содержательного обеспечения формирования готовности курсантов младших курсов к работе по физическому воспитанию военнослужащих. Поэтому достижение цели становится возможным при решении следующих задач:
- Содействовать формированию физической культуры личности.
- Формировать мотивационно-ценностное отношение к процессу профессионально-прикладной физической подготовки ППФП.
- Повысить показатели профессионально-прикладной физической подготовленности.
- Повысить показатели психофизической готовности к будущей военно-профессиональной деятельности.