научный журнал «Актуальные исследования» #41 (68), октябрь '21

Модель подготовки курсантов младших курcов военного вуза к работе по физическому воспитанию военнослужащих по призыву

Представленная педагогическая модель готовности курсантов младших курсов военного университета к работе по физическому воспитанию военнослужащих направлена на развитие физических качеств студентов. Модель состоит из содержательно-методического, процессуально-деятельностного и контрольно-оценочного компонентов, ориентированных на улучшение физической подготовленности, работоспособности, функционального состояния организма и повышение эффективности учебной деятельности курсантов. Обоснованы педагогические условия, необходимые для практической реализации данной модели, создания предпосылок для проявления активности курсантов в процессе физического воспитания; соблюдение принципа постепенности в повышении физической активности. Наряду с этим необходимо учитывать индивидуальный уровень физической подготовленности и подготовленности курсантов, подбор объективных критериев оценки их умственной и физической работоспособности. Показано, что выносливость, физическая и умственная работоспособность курсантов с использованием разработанной модели физической подготовки значительно улучшились. Это свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической модели готовности молодых курсантов к работе по физическому воспитанию военнослужащих.

Аннотация статьи
индивидуальный образовательный маршрут
моделирование
модуль
модель
Ключевые слова

Подготовка курсантов военно-учебных заведений к профессиональной деятельности является сложным и трудоемким процессом, требующим от них в период обучения огромных затрат физической, психической и умственной энергии. Учебные программы подготовки военных специалистов сильно отличаются, в зависимости от специальности, ее специфики и особенностей военно-профессиональной деятельности. Успешное освоение программы по избранной специальности, состоящей из предметов теоретического и практического разделов, позволяет курсантам овладеть необходимыми профессиональными навыками и умениями в соответствии с требованиями, предъявляемыми к будущей военной профессии. Это даст возможность военным специалистам решать важные задачи, которые будут стоять перед ними в будущей военно-профессиональной деятельности при обучении военнослужащих и их подготовке к выполнению учебно-боевых и других задач, в соответствии с их предназначением.

Обоснование проблемы исследования: Физическая подготовка в Вооруженных силах Российской Федерации представляет собой специально организованный и управляемый процесс, органически включающий обучение и воспитание военнослужащих для формирования у них готовности к военно-профессиональной деятельности. Процесс подготовки военных специалистов в вузах Минобороны РФ проводится в соответствии с принципами обучения и воспитания. К принципам обучения относятся следующие:

  • принцип обучения военнослужащих тому, что потребуется в профессиональной деятельности мирного и военного времени;
  • принцип сознательности, активности и самостоятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип систематичности, последовательности и комплексности;
  • принцип обучения на высоком уровне трудностей.

В процессе обучения успех в решении задач, стоящих перед руководителями занятий, во многом зависит от результата коллективных и индивидуальных форм работы с обучающимися. Это предопределяется одним из диалектических принципов высшей школы – коллективизмом и индивидуальным подходом в обучении.

Реализация этого принципа проявляется в диалектическом противоречии: с одной стороны, организация познавательной деятельности обучающихся протекает в условиях совместных форм работы в составе подразделения и во многом обусловливается существующими в данном коллективе отношениями, с другой стороны, успех отличает тех офицеров, которые постоянно используют индивидуальный подход и знают слабые и сильные стороны своих подчиненных. Поэтому перед каждым руководителем стоит вопрос, как осуществить индивидуальный подход в условиях массового обучения?

Вопросы индивидуализации в процессе физической подготовки курсантов решаются с учетом общих закономерностей обучения и воспитания и регулируются по возможности через объем и интенсивность нагрузок, изменение содержания и приемов педагогического воздействия.

Как известно, обучение и воспитание – две стороны единого учебного процесса. Воспитание представляет собой сложный процесс планомерного воздействия руководителей на психологию воспитуемых с целью формирования у них морально-психологических и боевых качеств, стремления к постоянному самосовершенствованию.

Исходя из требований к вопросам воспитания военнослужащих, сформулированы основные руководящие положения (принципы воспитания), определяющие направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в войсках и военно-учебных заведениях. Применительно к процессу физической подготовки принципы воспитания реализуются решением целого ряда воспитательных задач.

К принципам воспитания относятся следующие:

  • принцип целеустремленности;
  • принцип связи воспитания с жизнью, практикой, требованиями боевой учебы;
  • принцип воспитания военнослужащих в процессе воинской деятельности;
  • принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
  • принцип опоры на положительное в воспитании воинов;
  • принцип сочетания требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства;
  • принцип единства, согласованности и преемственности.

Теоретико-методологические основы исследования. Настоящее исследование, касающегося разработки модели готовности курсантов младших курсов военного вуза к работе по физическому воспитанию военнослужащих носило чисто аналитический характер. Были подвергнуты тщательному анализу структура и содержание учебно-тренировочных занятий по разделам физической подготовки. Результаты исследований и собственный опыт работы с обучающимися, способствовали созданию модели готовности курсантов младших курсов военного вуза к работе по физическому воспитанию военнослужащих.

Обсуждение результатов исследования. Физическая подготовка представляет собой процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.

Физическая подготовка является основным элементом боевой готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач и одним из направлений повышения боеспособности Вооруженных Сил.

Цель физической подготовки в Вооруженных Силах – обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

Задачами физической подготовки военнослужащих являются:

  • развитие и совершенствование физических качеств (выносливости, силы, быстроты и ловкости) с учетом возрастных особенностей;
  • формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, в преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании.

Физическая подготовка способствует: повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды; воспитанию психической устойчивости и морально-волевых качеств; формированию готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий; повышению военно-специальной подготовленности военнослужащих; совершенствованию боевой слаженности воинских подразделений.

Содержание физической подготовки военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации составляют физические упражнения, специальные знания, организаторско-методические навыки и умения, а основным средством физической подготовки военнослужащих являются физические упражнения, которые выполняются с учетом возрастных особенностей, соблюдения требований безопасности и гигиенических правил.

Организаторско-методическими навыками и умениями руководителя в организации физической подготовки является совокупность приемов и действий руководителя, позволяющие ему качественно и в соответствии с установленными требованиями организовать выполнение возложенных на него задач, методически правильно обучать и воспитывать подчиненных.

В Наставлении по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (в ред. Приказа Министра обороны Российской Федерации от 31. 07. 2013 №560), указывается: «Каждый военнослужащий обязан систематически заниматься физическими упражнениями, военно-прикладными видами спорта и соответствовать установленным требованиям по физической подготовленности, предъявляемыми к военнослужащим Вооруженных Сил». На начальном этапе обучения курсантов в военном вузе (младших курсах) при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом воспитывается сила воли, выдержка и самообладание, способность к постоянной самооценке и самоконтролю, стремление к повышению уровня своих достижений. Формирование этих качеств личности особенно важны в экстремальных ситуациях, когда от воинов требуется скорость мышления и интеллектуальная выносливость, умение проявлять твердый характер в нахождении правильного решения. Следовательно, процесс реализации воспитательных целей на занятиях по физической подготовке обучающихся в военном вузе, приобретает особую актуальность, протекает в единстве духовно-нравственного и физического развития, совершенствования профессиональных качеств.

На рисунке представлена «Модель готовности курсантов младших курсов военного вуза к работе по физическому воспитанию военнослужащих», разработанная с учетом специфики и особенностей их будущей профессиональной деятельности. Разработанная модель представляет определенный объект изучения, где раскрываются все его составные компоненты и обозначаются их связи и взаимосвязи. Модель – это схематическое изображение построения физической подготовки курсантов военного вуза, в котором отражены основные его компоненты и взаимосвязи между ними. Модель представлена в виде схемы, где отражены ее взаимосвязанные компоненты:

Задачи:

  1. Содействовать формированию физической культуры личности.
  2. Формировать мотивационно-ценностное отношение к процессу профессионально-прикладной физической подготовки ППФП.
  3. Повысить показатели профессионально-прикладной физической подготовленности.
  4. Повысить показатели психофизической готовности к будущей военно-профессиональной деятельности.

Принципы: педагогической целесообразности, гуманистической направленности, непрерывного развития, системности и последовательности, сознательности и активности, комплексного подхода, целостности, самостоятельности и др.

Цель: формирование готовности курсантов младших курсов военного вуза к работе по физическому воспитанию военнослужащих.

Модель физического воспитания курсантов младших курсов военного вуза включает содержательно-методический, процессуально-деятельностный и контрольно-оценочный компоненты.

Содержательно-методический компонент включает цели, задачи, основные принципы физического воспитания курсантов военного вуза. Цель подкрепляется объективными потребностями общества в подготовке высокопрофессиональных военных специалистов, готовых к эффективной военно-профессиональной деятельности, к работе по физическому воспитанию военнослужащих.

Рассматривая особенности физического воспитания курсантов младших курсов военного вуза, следует особо выделить профессионально-прикладную физическую подготовку ППФП, ориентированную на формирование определенных психофизических качеств личности. Важно в физическом воспитании руководствоваться базовыми принципами: сознательности и активности, индивидуализации, дифференциации, систематичности, последовательности, непрерывности и др.

Содержательно-методический компонент является основой модели и включает в себя дисциплину «Физическая подготовка» с учетом специфики и особенностей будущей профессиональной деятельности курсантов. Содержательно-методический компонент модели представляет структуру и направленность физического воспитания курсантов младших курсов военного вуза.

Структура дисциплины «Физическая подготовка» состоит из разделов физической подготовки, включающих следующие виды спорта и разновидности физкультурно-спортивной деятельности: гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий, ускоренное передвижение и легкая атлетика, лыжная подготовка, военно-прикладное плавание, спортивные и подвижные игры, а также раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка». Каждый раздел имеет свои средства, которые отражают содержание изложенных в них видов спорта и разновидностей физкультурно-спортивной деятельности, а также методы, с помощью которых они реализуются.

В содержании физического воспитания курсантов определена следующая направленность: повышение уровня общей физической подготовленности; развитие физической работоспособности, совершенствование профессионально-значимых психомоторных способностей; коррекционная направленность (профилактика профессиональных заболеваний и травм); мотивационная направленность (формирование стремления к физическому самосовершенствованию).

Для формирования готовности курсантов младших курсов к работе по физическому воспитанию военнослужащих применяются следующие методы: общепедагогические – рассказ, объяснение, описание и указания; специальные – равномерный, повторный, переменный, интервальный, круговой тренировки, функциональной тренировки, метод моделирования, ситуационный метод.

Средства: гимнастические и атлетические упражнения, легкоатлетические и лыжные упражнения, элементы рукопашного боя, преодоление препятствий, военно-прикладное плавание, элементы спортивных и подвижных игр.

Процессуально-деятельностный компонент представляет процесс, направленный на формирование готовности курсантов младших курсов к работе по физическому воспитанию военнослужащих, овладение ими необходимыми военно-профессиональными навыками и умениями на базе хорошей физической подготовленности.

Контрольно-оценочный компонент – представляет готовность курсантов младших курсов к качественному выполнению работы по физическому воспитанию военнослужащих с учетом показателей профессионально-прикладной ПП, психофизической и функциональной подготовленности.

В качестве основополагающих принципов эффективного функционирования модели определены следующие принципы: сознательности, активности и самостоятельности, наглядности, систематичности, последовательности и комплексности.

Целью разработанной модели является совершенствование программно-содержательного обеспечения формирования готовности курсантов младших курсов к работе по физическому воспитанию военнослужащих. Поэтому достижение цели становится возможным при решении следующих задач:

  1. Содействовать формированию физической культуры личности.
  2. Формировать мотивационно-ценностное отношение к процессу профессионально-прикладной физической подготовки ППФП.
  3. Повысить показатели профессионально-прикладной физической подготовленности.
  4. Повысить показатели психофизической готовности к будущей военно-профессиональной деятельности.

Текст статьи
  1. Антипов В.А. Применение экспертных систем в медико-педагогическом сопровождении физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / В.А. Антипов, Д.В. Черкашин, Е.В. Антипова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2017. – №1 (73). – С. 155-16
  2. Бочкарев, В.И. Педагогическая модель физической подготовки курсантов образовательных учреждений пограничного профиля ФСБ России к действиям в условиях горной местности /В.И. Бочкарев, А.И. Орлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 12 (106). – С. 39-43.
  3. Бузоев А.С. Механизмы организации здоровьесберегающей образовательной среды // ЦИТИСЭ. – 2019. – № 3 (20). – C. 42.
  4. Буриков А.В. Физическая подготовка курсантов в военном учебном заведении // Эпоха науки. – 2019. – № 19. – С. 114-118.
  5. Гадисов К.Я., Мартынов А.А. Физическая подготовка войсковых разведчиков // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 107.
  6. Герчак Я.М., Калимулин Р.М., Колесников В.Ю. Особенности модернизации высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 3(25). – С. 53-62.
  7. Герчак Я.М., Колесников В.Ю. Физическая подготовка – основа развития и совершенствования физических и психических качеств военнослужащих // ЦИТИСЭ. – электронный научный журнал. 2020. – № 2(24). – С.103-112.
  8. Годжиев Г.Т., Воробьева И.Н. Роль социальной функции физического воспитания студентов в обеспечении их высокого профессионализма // ЦИТИСЭ. – научный электронный журнал. – 2019. – № 2 (19). – C.30.
  9. Гурьев С.В. Педагогические аспекты формирования оздоровительной физической культуры в вузе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 201 – № 2 (13). – С. 32-38.
  10. Жолоб С.С., Колесников В.Ю. Физическое воспитание – важнейший вид воспитательной работы с военнослужащими // ЦИТИСЭ. – 2018. – № 3(16) – С. 7.
  11. Зыков А.В. Спорт в Вооруженных Силах Российской Федерации на современном этапе // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 2020. – № 1. – С. 5-9.
  12. Мещеряков В.С. Использование специального высокоинтенсивного тренинга в процессе физической подготовки сотрудников правоохранительных органов // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – №12 (14). – С. 72-80.
  13. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (в ред. Приказа Министра обороны Российской Федерации от 31. 07. 2013 №560).
  14. Петрина З.И. Научно-исследовательская деятельность будущих специалистов в области физической культуры и спорта в процессе вузовской подготовки // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 1 (23). – С. 356-365.
  15. Пуляк А.В. Физическая культура в высших учебных заведениях // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 6 (70). – С. 8.
  16. Савельев А.В., Щеголев В.А., Абрамов Д.Н. Физическая подготовка военных специалистов в системе дополнительного профессионального образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 12(154). – С. 237-240.
  17. Савченко, О.А. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов Военно-космических сил с использованием упражнений с гирями / О.А. Савченко, Д.А. Дубровин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 8 (126). – С. 131-137.
  18. Степкин М.А. Совершенствование структуры системы физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 2020. – № 2. – С. 11-
  19. Фомин С.А., Шевченко А.Р. Способы совершенствования процесса по физической подготовке курсантов вузов МВД РФ (обзор мнений специалистов) // Педагогические науки. – 2018. – №15. – С. 415-417.
  20. Фофанов А.М., Коваленко В.Н., Котов П.А. Физическая подготовка курсантов ввузов Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации в XXI веке // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 20 – № 1. – С. 28-34.
  21. Чокотов Е.Н., Григорчак Ю.В., Быструшкин С.К., Айзман Р.И. Формирование физических и психофункциональных качеств курсантов в условиях военно-профессиональной подготовки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12 (часть 8) – С. 1540-1546.
  22. Шукшин, И.В. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов Военно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок / И.В. Шукшин, А.В. Стафеев, В.В. Лапин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 11 (129). – С. 261-265.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря