Главная
АИ #42 (69)
Статьи журнала АИ #42 (69)
Современные воспитательные технологии

Современные воспитательные технологии

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

воспитательная технология
личность
образование
социализация

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу понятия «воспитательная технология», определена его структура. Обосновано применение воспитательных технологий в образовательной практике.

Текст статьи

Мечта каждого ребенка – вырасти как можно скорее. Мир взрослых привлекателен и желанен для детей. Это легко объяснимо, потому что в глазах маленького ребенка взрослые – абсолютно свободные личности. Они ложатся спать, когда хотят, самостоятельно регулируют свой режим и рацион питания, делают много интересных вещей, им не нужно учиться, делать домашние задания. Дети не задумываются о том, что каждый взрослый несет определенную долю ответственности. Следует иметь в виду, что у детей есть понятное желание самостоятельно управлять своей жизнью и самостоятельно принимать решения. Это еще одно объяснение того, почему они так стремятся поскорее повзрослеть, попрощаться с детством и выйти из-под опеки родителей.

В.А. Сухомлинский писал: «... чтобы стать настоящим воспитателем детей, нужно отдать им свое сердце». Невозможно представить жизнь учителя без шумного, доверчивого и трогательного детства, без огромного мира чистоты и радости. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю, поскольку его авторитет зависит от его отношения к делу и профессии в целом.

Воспитание – это воздействие, при котором происходит рост и развитие личности, развиваются и формируются личностные качества, меняется поведение.

Выделен целый комплекс задач воспитания личности:

  1. Философско-идеологическая подготовка молодежи и содействие ей в профессиональном и личностном самоопределении.
  2. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала в различных сферах общественно полезной и личностно значимой деятельности и общения.
  3. Формирование нравственной культуры личности, опыта социального поведения и взаимоотношений.
  4. Воспитание гражданских чувств, качеств и поведения.
  5. Умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании.
  6. Экологическое образование и воспитание.
  7. Развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;
  8. Эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим ценностям и традициям, умение воспринимать произведения искусства, природу, красоту.
  9. Физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни.
  10. Формирование положительного отношения к работе и готовности к работе.

Концепция воспитания современной личности:

  1. Быстрая адаптивность к меняющимся условиям жизни, умение ориентироваться в экономической, социальной, культурной среде, сохранять свою идеологическую позицию.
  2. Высокая социальная активность, целеустремленность и предприимчивость, желание находить новое и умение находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях.
  3. Потребность в жизненных достижениях и успехе, способность принимать самостоятельные решения, постоянное саморазвитие и самообразование.
  4. Законопослушность, способность к объективной самооценке и конкуренции с другими.
  5. Наличие в разумной степени индивидуалистических установок, самоориентации, своих интересов и потребностей, обладание рациональным мышлением и прагматичным отношением к жизни.
  6. Обладание национальным сознанием, патриотизмом, а также широтой взглядов и терпимостью.

Главная цель воспитательной системы школы – ориентировать развивающегося ребенка на вечные общечеловеческие ценности, воплощая их в личностные ценности каждого ученика с учетом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества.

Образовательная технология – это совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса обучения, позволяющего достичь поставленных образовательных целей.

Воспитательные технологии включают в себя следующие системообразующие компоненты: диагностику; целеполагание; проектирование; конструирование; организационно-деятельностный компонент; контрольно-управленческий компонент; содержательный компонент.

Содержанием воспитательных технологий являются: научно обоснованные социализированные требования; передача социального опыта; постановка целей и анализ текущей ситуации; социализированная оценка учащихся; организация творческой работы; создание ситуации успеха.

В любой педагогической системе "воспитательная технология" – это понятие, которое взаимодействует с образовательными задачами. Но если учебная задача выражает цели образования и воспитания, то воспитательная технология – это образовательные пути и средства их достижения. В то же время в структуре воспитательной задачи в качестве целей образования в конкретных условиях выступают определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, что в целом определяет специфику содержания образования.

Формы воспитательной деятельности – это варианты организации конкретного образовательного процесса, в которых сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы обучения.

Задача педагога – правильно управлять воспитательным процессом, строить его на основе уважения к личности, признания ее индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствующие их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Список литературы

  1. Иванова Г.П. Формирование нравственной культуры личности у обучающихся различных возрастных групп // Акмеология. 2015. №4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nravstvennoy-kultury-lichnosti-u-obuchayuschihsya-razlichnyh-vozrastnyh-grupp
  2. https://nsportal.ru/vu/vuz/pedagogicheskie-nauki/pedagogika/vospitanie-v-pedagogicheskom-protsesse

Поделиться

4427

Щербакова А. В. Современные воспитательные технологии // Актуальные исследования. 2021. №42 (69). С. 91-92. URL: https://apni.ru/article/3051-sovremennie-vospitatelnie-tekhnologii

Похожие статьи

Актуальные исследования

#40 (222)

Прием материалов

28 сентября - 4 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

9 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября