Мечта каждого ребенка – вырасти как можно скорее. Мир взрослых привлекателен и желанен для детей. Это легко объяснимо, потому что в глазах маленького ребенка взрослые – абсолютно свободные личности. Они ложатся спать, когда хотят, самостоятельно регулируют свой режим и рацион питания, делают много интересных вещей, им не нужно учиться, делать домашние задания. Дети не задумываются о том, что каждый взрослый несет определенную долю ответственности. Следует иметь в виду, что у детей есть понятное желание самостоятельно управлять своей жизнью и самостоятельно принимать решения. Это еще одно объяснение того, почему они так стремятся поскорее повзрослеть, попрощаться с детством и выйти из-под опеки родителей.
В.А. Сухомлинский писал: «... чтобы стать настоящим воспитателем детей, нужно отдать им свое сердце». Невозможно представить жизнь учителя без шумного, доверчивого и трогательного детства, без огромного мира чистоты и радости. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю, поскольку его авторитет зависит от его отношения к делу и профессии в целом.
Воспитание – это воздействие, при котором происходит рост и развитие личности, развиваются и формируются личностные качества, меняется поведение.
Выделен целый комплекс задач воспитания личности:
- Философско-идеологическая подготовка молодежи и содействие ей в профессиональном и личностном самоопределении.
- Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала в различных сферах общественно полезной и личностно значимой деятельности и общения.
- Формирование нравственной культуры личности, опыта социального поведения и взаимоотношений.
- Воспитание гражданских чувств, качеств и поведения.
- Умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании.
- Экологическое образование и воспитание.
- Развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;
- Эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим ценностям и традициям, умение воспринимать произведения искусства, природу, красоту.
- Физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни.
- Формирование положительного отношения к работе и готовности к работе.
Концепция воспитания современной личности:
- Быстрая адаптивность к меняющимся условиям жизни, умение ориентироваться в экономической, социальной, культурной среде, сохранять свою идеологическую позицию.
- Высокая социальная активность, целеустремленность и предприимчивость, желание находить новое и умение находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях.
- Потребность в жизненных достижениях и успехе, способность принимать самостоятельные решения, постоянное саморазвитие и самообразование.
- Законопослушность, способность к объективной самооценке и конкуренции с другими.
- Наличие в разумной степени индивидуалистических установок, самоориентации, своих интересов и потребностей, обладание рациональным мышлением и прагматичным отношением к жизни.
- Обладание национальным сознанием, патриотизмом, а также широтой взглядов и терпимостью.
Главная цель воспитательной системы школы – ориентировать развивающегося ребенка на вечные общечеловеческие ценности, воплощая их в личностные ценности каждого ученика с учетом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества.
Образовательная технология – это совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса обучения, позволяющего достичь поставленных образовательных целей.
Воспитательные технологии включают в себя следующие системообразующие компоненты: диагностику; целеполагание; проектирование; конструирование; организационно-деятельностный компонент; контрольно-управленческий компонент; содержательный компонент.
Содержанием воспитательных технологий являются: научно обоснованные социализированные требования; передача социального опыта; постановка целей и анализ текущей ситуации; социализированная оценка учащихся; организация творческой работы; создание ситуации успеха.
В любой педагогической системе "воспитательная технология" – это понятие, которое взаимодействует с образовательными задачами. Но если учебная задача выражает цели образования и воспитания, то воспитательная технология – это образовательные пути и средства их достижения. В то же время в структуре воспитательной задачи в качестве целей образования в конкретных условиях выступают определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, что в целом определяет специфику содержания образования.
Формы воспитательной деятельности – это варианты организации конкретного образовательного процесса, в которых сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы обучения.
Задача педагога – правильно управлять воспитательным процессом, строить его на основе уважения к личности, признания ее индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствующие их развитию, и на внутреннюю активность детей.