Главная
АИ #42 (69)
Статьи журнала АИ #42 (69)
Опыт зарубежных стран в инвестиционном развитии малого и среднего бизнеса

Опыт зарубежных стран в инвестиционном развитии малого и среднего бизнеса

Автор(-ы):

Котова Олеся Олеговна

Секция

Экономика, финансы

Ключевые слова

малый и средний бизнес
предпринимательство развитие
инвестиции
поддержка
экономические и правовые инструменты
стимулирование

Аннотация статьи

Актуальность исследования обусловливается необходимостью оценить достигнутые результаты и опыт реализации государственных целевых программ зарубежных стран, направленных на поддержку предпринимательства. Цель исследования – исследование опыта зарубежных стран в инвестиционном развитии малого и среднего бизнеса. Методологическую основу исследования формируют системный и программно-целевой подходы, в соответствии с которыми финансовая государственная поддержка предпринимательства рассматривается как инструмент стимулирования коммерческой и социальной деятельности предпринимателей, а также элемент общей системы государственного управления. В процессе исследования был проанализирован опыт некоторых европейский ран, а также опыт США в инвестиционном развитии малого и среднего бизнеса.

Текст статьи

История предпринимательской деятельности в Европе и США более продолжительная, чем в России, поэтому и опыт государственной поддержки предпринимательства более богатый и обширный. Для примера, на долю малого бизнеса США приходится 64% оптового товарооборота и 73% розничного товарооборота. 66,8% численности трудоспособного населения Франции вовлечено в деятельность малого и среднего предпринимательства [5, с.244].

В таблице приведены общие характеристики систем государственной инвестиционной поддержки предпринимательства в странах Европы и США.

Таблица

Меры государственной инвестиционной поддержки предпринимательства в Европе и США

Меры поддержки

Германия

Франция

Великобритания

США

1. Информационная и консультационная поддержка через систему органов государственной власти

Центр поддержки предпринимательства

Департамент по делам малого и среднего предр-ва. Банк развития предпринимательства

Служба и Федерация малого бизнеса

Администрация малого бизнеса, Деловые информационные центры

2. Финансирование из государственного бюджета

Наукоемкий и высокотехнологичный бизнес

Социально значимый бизнес и сфера услуг

Есть

40 целевых программ

3. Распределение гос.заказов в секторе малого и среднего предпринимательства

Есть

Есть

Есть

Не менее 23% от общего объема заказов

4. Налоговые льготы

Есть, ставки ниже, чем для крупного бизнеса и частных лиц

Есть, преимущественно для социально значимого бизнеса

Есть

Есть

5. Льготы при получении внешнего финансирования (займы, кредиты)

Есть для отдельных категорий предпринимателей

Есть

Есть

Есть

6. Государственные гарантии

Есть для отдельных видов бизнеса

Есть для отдельных видов бизнеса

Есть для отдельных видов бизнеса

Есть для отдельных видов бизнеса

7. Инфраструктурная поддержка

Исследовательские центры, конс-ные центры

Консультационные центры, бизнес-инкубаторы

Информационные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы

Техно-парки, бизнес-инкубаторы, консультационные центры

Общей чертой реализации государственной инвестиционной поддержки предпринимательства в западных странах является использование широкого набора экономических и правовых инструментов, что позволяет создавать оптимальные условия для развития предпринимательства, а также адаптировать программы поддержки с учетом изменений во внешней среде.

Во всех западных странах государственная поддержка предпринимательства базируется на нормативных актах, определяющих формы, методы, объемы поддержки, зоны ответственности и перспективы развития предпринимательства. Здесь признается равенство возможностей для крупного и малого бизнеса, в том числе, в сфере привлечения бюджетного финансирования и государственных заказов [3].

Страны Евросоюза: Германия, Франция – придерживаются общих условий для предпринимателей. Здесь упрощены процедуры регистрации, снижены регистрационные сборы для малого бизнеса, оптимизирована система налогообложения организаций, созданных в социально значимых секторах экономики. Активно внедряются Интернет-технологии, позволяющие предпринимателям высылать отчеты, получать консультации, платить налоги дистанционно, при помощи онлайн-сервисов и электронных систем приема платежей [5].

В Германии в 1978 году стартовала программа «Общая концепция научно-технической политики в отношении мелких и средних фирм». Суть программы заключалась в финансовой поддержке предпринимательства, особенно, работающего в сфере производства и использования новых технологий.

В настоящее время здесь сохранилась направленность на поддержку и развитие инноваций, разрабатываемых предпринимателями. Государство поддерживает малый и средний бизнес путем снижения налоговых ставок, упрощения процедур регистрации и отчетности. Инфраструктурная система поддержки предпринимательства в Германии включает, помимо информационно-консультационных центров, научно-исследовательские центры, где созданы условия для разработки, тестирования, презентации инноваций, взаимодействия разработчиков и потенциальных заказчиков.

Германия одна из первых стала создавать такие формы поддержки инновационного предпринимательства, как технопарки и бизнес-инкубаторы.

Технопарк – это организация совместной деятельности научно-исследовательских институтов, деловых центров, производственных предприятий, объектов инфраструктуры, направленной на внедрение инноваций в практику.

Цель создания технопарков – объединить учреждения и предприятия, которые работают в одном направлении деятельности для того, чтобы повысить эффективность совместной работы, реализовывать научные разработки, содействовать занятости и развитию предпринимательства.

Под бизнес-инкубатором понимается организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг. Бизнес-инкубатор – это организация деятельности предпринимателей, не имеющих достаточных финансовых средств для начала своего дела.

В рамках деятельности бизнес-инкубатора создаются условия для старта новых проектов, не зависимо от сферы их применения.

Бизнес-инкубаторы и техно-парки активно развиваются на территории европейских стран и являются одной из самых эффективных форм поддержки инновационного предпринимательства.

Государственная политика европейских стран, в частности Франции и Германии, направлена не только на поддержку инвестиционную предпринимательства в определенных отраслях, но и выравнивание возможностей для развития всех регионов страны. Для этого разрабатываются и реализуются целевые программы, базирующиеся на использовании регионального потенциала, например, производственного или туристского, и включающие поддержку малого и среднего бизнеса данного региона [2].

Еще одна отличительная особенность государственной поддержки малого бизнеса в Германии связана с сохранением исторической традиции семейного бизнеса. Предприятия, созданные и управляемые членами одной семьи, получают дополнительные налоговые и кредитные льготы.

С целью поддержки предпринимательства во Франции создан Департамент по делам малого и среднего предпринимательства. Он входит в структуру Министерства финансов и обеспечивает эффективную коммуникацию между малым бизнесом и органами власти. Деятельность Департамента, помимо выделения финансирования предпринимательских проектов, включает разработку и реализацию образовательных, консультационных программ, стимулирование создания новых рабочих мест в секторе малого бизнеса [5].

Отдельное направление государственной инвестиционной поддержки предпринимательства во Франции охватывает решение проблем регионов со сниженной деловой активностью. Предприниматели, создающие бизнес в таких регионах, освобождаются от налогов на 3 года, получают дополнительную информационную и консультационную помощь. Кроме того, во Франции функционирует Общество по страхованию капиталов от риска, позволяющее предпринимателям получать дополнительные гарантии при оформлении банковских кредитов, а банкам – повышать уверенность в платежеспособности заемщика [1].

В Великобритании политика поддержки предпринимательства курируется двумя органами власти: Службой малого бизнеса, отвечающей за предоставление финансирования и выдачу гарантий малому бизнесу, и Федерация малого бизнеса – своеобразный предпринимательский профсоюз, обеспечивающий защиту законных прав и интересов предпринимателей. Так же, как ив странах Евросоюза, государственная поддержка предпринимателей Великобритании направлена на активизацию наукоемких и инновационных отраслей [4].

Общими для всех европейских стран мерами поддержки предпринимательства являются:

  1. предоставление информационно-консультационной помощи на базе органов государственной власти и бюджетных организаций;
  2. предоставление государственных гарантий при получении кредитов и заемных средств;
  3. создание технопарков, бизнес-инкубаторов;
  4. предоставление налоговых льгот, упрощение системы отчетности и учета;
  5. расширение доступа малого бизнеса к государственным контрактам.

В США с 1953 года функционирует Администрация малого бизнеса (SBA), финансируемая из федерального бюджета подчиненная Президенту и Конгрессу. Деятельность SBA направлена на предоставление информационно-консультационных услуг, защиту законных прав и интересов предпринимателей, а также предоставление в пользование объектов инфраструктуры для открытия нового бизнеса и развития существующего. В состав SBA входят специалисты, предоставляющие услуги независимой оценки малого бизнеса, на основании которой разрабатываются целевые программы поддержки, выдаются государственные гарантии при получении финансирования через кредитные организации.

Государственная инвестиционная поддержка предпринимательства в Америке включает 4 направления: доступ к капиталу через сеть государственных фондов, образование, в том числе, правовое и финансовое, помощь в получении госзаказов, защита в судах и на уровне законотворчества.

Государственные фонды поддержки предпринимательства работают в каждом штате, руководствуясь едиными правилами деятельности. Приоритет в деятельности фондов государственной поддержки заключается в обеспечении предпринимателей необходимыми ресурсами, причем, не только финансовыми и материальными, но и информационными, трудовыми, административными.

Активно поддерживается на уровне государственной власти в США инновационное предпринимательство. В стране на регулярной основе работают «Деловые информационные центры», содействующие защите прав разработчиков инноваций. 65% патентов и 75% технических новшеств в США приходится на малый и средний бизнес. Признание инновационной ценности коммерческой идеи способствует привлечению внешнего инвестирования.

Результаты анализа реализации государственной поддержки предпринимательства в зарубежных странах позволили выявить перспективные возможности применения данных подходов в России. Наиболее значимыми мероприятиями являются:

  1. повышение доступности финансовой поддержки предпринимателей, особенно, начинающих и функционирующих в социально значимых сферах;
  2. использование государственных гарантий для привлечения финансирования предпринимательских проектов со стороны кредитных организаций;
  3. формирование и развитие взаимодействия между предпринимателями и органами государственной власти, вовлечение предпринимателей в обслуживание государственных и муниципальных заказов;
  4. использование гибких налоговых механизмов для стимулирования предпринимательской активности.

Основное, на наш взгляд, предложение по совершенствованию государственной инвестиционной поддержки предпринимательства в России связано с повышением доступности финансовых ресурсов и расширение возможностей получения софинансирования деятельности.

Этот опыт успешно используется в странах Европы и США, поддерживая стабильность сектора малого и среднего бизнеса и привлекательность предпринимательства для населения.

Список литературы

  1. Беделбаева, А. Е. Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства: опыт зарубежных стран [Текст] / А. Е. Беделбаева // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 12. – С.12-14.
  2. Епина, В. С. Зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства [Текст] / В. С. Епина // Грани познания. – 2016. - №4. – С.1-6.
  3. Никонов, В. А. Государственная поддержка предпринимательства в развитых странах и адаптация опыта в России [Текст] / В. А. Никонов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. –2017. - №1. – С. 244-249.
  4. Оралов, А. Финансовая поддержка малого предпринимательства: зарубежный и российский опыт [Текст] / А. Оралов // Вестник молодежной науки. – 2016. – №2 (4). – С. 23.
  5. Руденко, Л. Г. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах [Текст] / Л. Г. Руденко, М. А. Морозова // Вестник Московского университета им С. Ю. Витте. Серия1: Экономика и управление. – 2016. - №1(16). – С. 108-114.

Поделиться

1912

Котова О. О. Опыт зарубежных стран в инвестиционном развитии малого и среднего бизнеса // Актуальные исследования. 2021. №42 (69). С. 58-62. URL: https://apni.ru/article/3052-opit-zarubezhnikh-stran-v-investitsionnom-raz

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика, финансы»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля