Автор(-ы):
Бутенко Ирина Юрьевна
Вараксина Оксана Викторовна
Ломоносова Зоя Викторовна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Обучение в форме игры – замечательная творческая возможность для педагога интересно организовать жизнь своих воспитанников. Наиболее эффективной и оригинальной игровой образовательной технологией, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи является игра-квест.
В переводе с английского (Quest) – «поиск, предмет поисков, поиск приключений» – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
Квест-технологии в образовании и воспитании детей начали широко применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.
В образовательном процессе квест – это проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи, поставленные педагогом. Это универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребенка, самостоятельность действий, проявление смекалки и настойчивости, и способствующая полному погружению в происходящее. Данный формат игры приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений. Он пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.
Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства.
Для того, чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога требуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. Воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребенка.
В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:
В качестве заданий в играх-квестах используются:
При подготовке к квест-игре педагогу необходимо:
Так же в ходе подготовки квеста для дошкольников нужно помнить четыре основных условия:
В ходе проведения квеста детей сопровождает взрослый (педагог), задача которого – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.
В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
Таким образом, квест – это игра, которая помогает активизировать педагогов, детей, родителей, позволяет проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности, а также духовно-нравственные качества. При проведении детско-родительских квестов, родители активно включаются в жизнь своих детей, что способствует возникновению доверительных отношений между семьями воспитанников и педагогами, а также улучшает взаимопонимание между детьми и родителями.
Данная игровая технология успешно используется в методической работе над профессиональным совершенствованием педагогов. Квесты помогают воспитателями и другим специалистам ДОО познакомиться с данной инновационной образовательной технологией, апробировать новую методику, поделиться интересными творческими идеями, наконец, самостоятельно пройти игровые испытания, окунувшись в атмосферу веселья и радости.
Список литературы
Поделиться
Бутенко И. Ю., Вараксина О. В., Ломоносова З. В. Использование образовательных квестов в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Глобальные тренды культурного и социально-экономического развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 окт. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/3054-ispolzovanie-obrazovatelnikh-kvestov-v-rabote