Главная
Конференции
Глобальные тренды культурного и социально-экономического развития
Использование образовательных квестов в работе с детьми старшего дошкольного воз...

Использование образовательных квестов в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

квест
образовательный процесс
технология
игра

Аннотация статьи

В статье говорится об использовании квест-игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Квест – это игра, которая помогает активизировать педагогов, детей, родителей, позволяет проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности, а также духовно-нравственные качества.

Текст статьи

Обучение в форме игры – замечательная творческая возможность для педагога интересно организовать жизнь своих воспитанников. Наиболее эффективной и оригинальной игровой образовательной технологией, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи является игра-квест.

В переводе с английского (Quest) – «поиск, предмет поисков, поиск приключений» – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Квест-технологии в образовании и воспитании детей начали широко применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

В образовательном процессе квест – это проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи, поставленные педагогом. Это универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребенка, самостоятельность действий, проявление смекалки и настойчивости, и способствующая полному погружению в происходящее. Данный формат игры приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений. Он пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства.

Для того, чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога требуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. Воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребенка.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

  1. образовательная – вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции;
  2. развивающая – развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности;
  3. воспитательная – воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

В качестве заданий в играх-квестах используются:

  1. поиск «сокровищ»;
  2. расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности);
  3. помощь героям;
  4. путешествие;
  5. приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).

При подготовке к квест-игре педагогу необходимо:

  • определить цели и задачи;
  • заранее выбрать и подготовить место проведения (желательно, чтобы дети об этом не знали);
  • составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута;
  • сформировать состав участников (педагоги, дети, родители), рассчитать количество организаторов и помощников;
  • разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий (конспект);
  • подготовить задания, реквизит для игры.

Так же в ходе подготовки квеста для дошкольников нужно помнить четыре основных условия:

  1. игры должны быть безопасными: недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец;
  2. вопросы и задания должны соответствовать возрасту: очень редко дети 5-7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех зарубежных президентов;
  3. недопустимо унижать достоинство ребенка, к примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен;
  4. споры и конфликты надо решать только мирным путем.

В ходе проведения квеста детей сопровождает взрослый (педагог), задача которого – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Таким образом, квест – это игра, которая помогает активизировать педагогов, детей, родителей, позволяет проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности, а также духовно-нравственные качества. При проведении детско-родительских квестов, родители активно включаются в жизнь своих детей, что способствует возникновению доверительных отношений между семьями воспитанников и педагогами, а также улучшает взаимопонимание между детьми и родителями.

Данная игровая технология успешно используется в методической работе над профессиональным совершенствованием педагогов. Квесты помогают воспитателями и другим специалистам ДОО познакомиться с данной инновационной образовательной технологией, апробировать новую методику, поделиться интересными творческими идеями, наконец, самостоятельно пройти игровые испытания, окунувшись в атмосферу веселья и радости.

Список литературы

  1. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности: учебное пособие. – Рязань: Издательство РГПУ, 1994. – 120 с.
  2. Гавришова Е. Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 79-84.
  3. Киселок У.Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №4. - С. 68-69.
  4. Сиденко А.В. Игровой подход в обучении // Народное образование. - 2000. - №8. - С. 14-19.

Поделиться

2373

Бутенко И. Ю., Вараксина О. В., Ломоносова З. В. Использование образовательных квестов в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Глобальные тренды культурного и социально-экономического развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 октября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/3054-ispolzovanie-obrazovatelnikh-kvestov-v-rabote

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря