Анализ рабочего времени в зарубежных странах выявляет общую тенденцию к сокращению рабочего времени за последние 14 лет, за некоторыми исключениями, и наиболее распространенным является гибкий рабочий график. В науке о трудовом праве отмечается, что внимание к мировому опыту позволит не только соотнести законодательство России в сфере труда и соответствующее законодательство зарубежных стран, международных организаций, но и сформулировать позицию России, учет последних тенденций и практики зарубежных партнеров для участия в универсальных конференциях и при заключении двусторонних и многосторонних договоров.
Нормы рабочего времени, как они определялись конвенциями на протяжении всей истории МОТ, отражают серьезные изменения в человеческом понимании прав трудящихся и социальной защиты. Международные инструменты ООН ограничиваются общим требованием установить «разумное» ограничение продолжительности рабочего времени.
Во многих развитых странах действует Конвенция МОТ от 22 июня 1935 г. № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю», исходя из которой стандартным рабочим временем является 40-часовая пятидневная рабочая неделя и 8-часовой рабочий день. Конвенция МОТ № 47 в настоящее время действует в Российской Федерации, однако, например, в Китайской Народной Республике эта конвенция не ратифицирована. Сокращение рабочего времени было одной из первоначальных целей регулирования труда. Ограничение рабочего времени в неделю – одна из наиболее очевидных мер по снижению негативных последствий чрезмерного использования рабочего времени. За последнее десятилетие во многих странах мира нормальная продолжительность рабочего времени сократилась с 48 до 40 часов в неделю [2].
Интересным положением можно назвать норму Трудового кодекса Франции, согласно которой любой работник может, учитывая реальную ситуацию на предприятии, требовать изменения своего графика работы с целью регулярных занятий спортом. Нынешнее состояние трудового законодательства в сфере правового регулирования рабочего времени нуждается в реформировании, поскольку появляется все больше инновационных форм занятости, которые еще не предусмотрены российским законодательством. Регулирования рабочего времени, по моему мнению, должно зависеть не только от возраста и специфики деятельности работника, но и от направленности деятельности на использование информационных технологий и обработки данных. Я считаю, что правовое регулирование рабочего времени в России имеет конкретные проблемы, требующие привлечения инновационных подходов.
Сегодня и в России возникает вопрос о необходимости сокращения установленной законом продолжительности рабочей недели как одной из «антикризисных» мер. С одной стороны, казалось бы, необходимо сократить рабочую неделю, так как это улучшит здоровье работников, больше времени будет уделяться семье, увеличатся возможности повышения квалификации. С другой стороны, эта мера на практике означает снижение заработной платы, сокращение занятости трудоспособного населения [5].
Нынешнее состояние трудового законодательства в сфере правового регулирования сокращенного рабочего времени требует реформирования, поскольку появляется все больше инновационных форм занятости, которые еще не предусмотрены российским законодательством. Регулирования рабочего времени, по моему мнению, должно зависеть не только от возраста и специфики деятельности работника, но и от направленности деятельности на использование информационных технологий и обработки данных. На наш взгляд, правовое регулирование сокращенного рабочего времени в России имеет конкретные проблемы, требующие привлечения инновационных подходов.
Труд некоторых категорий работников в зарубежных странах имеет свои особенности, обусловленные спецификой организации труда в различных отраслях экономики, тяжестью и вредности условий труда и другими факторами. Особенности регулирования сокращенного рабочего времени таких категорий работников устанавливаются специальными нормативно-правовыми актами. Таким образом, в правовом регулировании сокращенного рабочего времени существует значительная дифференциация правовых норм, распространяются только на ту или иную категорию работников.
Таким образом, в настоящее время важнейшим направлением развития российского трудового законодательства является модернизация правового режима рабочего времени. Скоординированная деятельность коллектива, кооперация труда невозможны без планомерного распределения и использования рабочего времени.
Правовое регулирование продолжительности сокращенного рабочего времени в централизованном порядке осуществляется, как правило, на уровне разрозненных нормативно-правовых актов, большинство из которых являются подзаконными, в том числе принятыми еще во времена советской власти. В свою очередь, в нашем государстве уже длительное время существуют и развиваются рыночные отношения, требующие надлежащего закрепления и урегулирования во всех аспектах общественной жизни, в том числе и в части рабочего времени. То есть, в современных условиях в России в нормативно-правовом регулировании сокращенного рабочего времени имеет место значительная диспропорция в соотношении между законами и подзаконными актами в пользу последних [3].
Труд некоторых категорий работников имеет свои особенности, обусловленные спецификой организации труда в различных отраслях экономики, тяжестью и вредностью условий труда и другими факторами. Особенности регулирования сокращенного рабочего времени таких категорий работников в России устанавливаются специальными нормативно-правовыми актами (кодексы, законы, приказы, постановления и т.д.). Таким образом, в правовом регулировании сокращенного рабочего времени существует значительная дифференциация правовых норм, которые распространяются только на ту или иную категорию работников.
Несмотря на отведение отрасли трудового права важной роли в регулировании сокращенного рабочего времени коллективно-договорном и индивидуальном регулировании, их практическое применение нивелируется отсутствием надлежащего правового закрепления указанного локального регулирования трудовых отношений.