Возможности использования сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи у детей с ОНР

В статье говорится об эффективном использовании сюжетно-ролевых игр в коррекции связной речи. Сюжетно-ролевая игра способствует формированию связной речи, так как в процессе игры дети накапливают необходимый запас слов, приобретают умение выражать свои мысли наиболее полно и связно, учатся правильно использовать в своей речи грамматические формы.

Аннотация статьи
сюжетно-ролевая игра
связная речь
коррекция
Ключевые слова

В дошкольном возрасте деятельность общения, требующая определенного уровня развития связной речи, не имеет, как правило, самостоятельного характера, а органически вплетается в другие виды деятельности, в частности – игровой, которая является для дошкольников ведущим видом деятельности.

Возможности использования сюжетно-ролевой игры в коррекции связной речи обусловлены тем, что сюжетно-ролевая игра требует относительно высокого уровня развития познавательной и речевой деятельности. Но у дошкольников с ОНР речевые и коммуникативные затруднения оказывают негативное влияние на формирование игры как деятельности и на установление и поддержание во время игры контактов со сверстниками.

Особенности личности ребенка с ОНР, которые связаны с нарушениями центральной нервной системы, приводят к тому, что проблемы речевого развития исключают ребенка из коллектива сверстников и с возрастом все больше травмируют его психику.

В целом можно говорить о нарушении всех трех сторон процесса общения:

  • коммуникативной, так как обмен информацией нарушается как по причине нарушений программирования высказывания, так и за счет трудностей в передаче ребенком и восприятия собеседником сообщения;
  • интерактивной, так как нарушается построение общей стратегии взаимодействия;
  • перцептивной стороны общения, так как ребенок с ОНР «задерживается» на более ранних формах общения и не может составить о собеседнике представление, полноценно его воспринять.

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Важно учитывать, что результатом нарушения общения является и нарушение процесса развития ведущей деятельности в дошкольном возрасте – игры.

Между тем, роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей велика. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, формирует систему отношений ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Л.С. Выготский обосновал зону ближайшего развития, создаваемую игрой. В этой зоне дети действуют за пределами своих возможностей, то есть игра поднимает ребенка на новый, более высокий уровень его развития. В процессе игры развивается познавательная, эмоциональная, личностная сфера, происходит овладение необходимыми навыками общения.

Д.Б.Элькониным выделены следующие уровни развития в период детства сюжетно-ролевой игры.

Первый уровень: основным содержанием игры ребенка являются в основном предметные действия.

Второй уровень: главным содержанием игры ребенка по-прежнему являются предметные действия. Но ребенком в игре воспроизводится довольно сложная последовательность действий. При этом на первый план выступает соответствие игрового действия реальному.

Третий уровень: главным содержанием игры становится выполнение роли и действий, связанных с нею. Появляется предварительное планирование ребенком игровой деятельности, возможен уже контроль за выполнением ролей и коррекция процесса игры. Ясные и четкие роли определяются еще до начала игры и определяют логику действий и их характер. Появляются игровые действия, передающие характер моделируемых социальных отношений. Возникает специфическая ролевая речь, отражающая отношения между персонажами; расширяются возможности замещения. Правило в явной, открытой форме не представлено, но фактически регулирует выполнение ролей и актуализируется при нарушении логики игровых действий.

Четвертый уровень: центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Осуществляется предварительное планирование: формулируется замысел игры, распределяются роли и игровые предметы, иногда определяются правила игры. Речь выразительна, развернута и носит явно ролевой характер. Действия логичны и разнообразны, развертываются в четкой последовательности. Удельный вес речевых действий возрастает.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи.

В ходе игры ребёнок разговаривает вслух с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает голосам зверей, гудению машинки и т.д. В процессе игры воспитатель и логопед много разговаривают с ребенком, в результате чего у ребёнка с ОНР развивается потребность в речевом общении. Малышу хочется общаться с детьми и взрослыми, попросить взрослого о чём-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески активизирует желание ребенка обращаться с вопросами по поводу той или иной игровой ситуации. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность ребенка.

Коллективные игры сплачивают дошкольников, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, что также требует развития диалогической связной речи.

Игры, в которых дети разыгрывают сюжеты известных им сказок, служат наиболее эффективным средством для формирования диалогической и монологической речи, так как они содержат специальные методы и приемы, способствующие высказыванию мыслей, развивают фонетико-фонематические, грамматические, лексические, стилистические компоненты языка.

Сюжетные игры с куклами являются наиболее популярными в детском возрасте. Обыгрывая ситуацию с использованием любимой игрушки, дети не боятся ошибиться, сказать что-то неправильно: ведь эти ошибки принадлежат не им, а игрушкам. Оценивая речь и поступки кукол, дети осваивают непростые правила жизни, постигают навыки речевого взаимодействия. Использование в игре кукол би-ба-бо и пальчикового театра создает для каждого ребенка речевую среду: их можно использовать на любом занятии в качестве физкультминуток и организационных моментов.

В сюжетных играх освоение ролей непосредственно связано с развитием речи: вначале отрабатывается четкое произношение букв, звуков, слов, фраз, целых предложений - этому способствуют включаемые в игровое действие пословицы, поговорки, повторы из сказок, чистоговорки. Затем отрабатывается логическое ударение, лексический материал к сказке, сказочным героям. Таким образом, сюжетно-ролевая игра определяет формирование главных новообразований дошкольного возраста, задаёт личностные смыслы, формирует систему отношений ребенка с окружающими и сверстниками.

Текст статьи
  1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учебное пособие [Текст] / В.П. Арсентьева. - М. : ФОРУМ, 2009. - 144 с.
  2. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
  3. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева. - М.: Эксмо. 2009. – 292с.
  4. Эльконин, Д. Психология игры [Текст] / Д.Б.Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября