Актуальность исследования влияния барьеров профессионального развития на переживания педагогов в профессиональной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня профессионализма, развитием способности противостоять многочисленным препятствиям, встающим перед педагогом. Каждый педагог в профессиональной деятельности должен уметь находить выход из кризисов, обладать способностью нестандартно решать педагогические ситуации, осуществлять контроль за своей профессиональной деятельностью. В связи с глубокими преобразованиями, происходящими в общественной жизни, обостряется проблема выявления факторов, определяющих способность противостоять как непредвиденным ситуациям, обусловленным случайными событиями, так и кризисам профессионального развития, связанным с выполнением профессиональных обязанностей.
Важным направлением решения этой проблемы является разработка новых подходов с целью развития у педагогов стрессо-устойчивого поведения, обеспечивающего оптимальное выполнение профессиональной деятельности. Актуальность работ, направленных на преодоление психологических барьеров в сложных условиях деятельности, подчеркивали А.Н. Леонтьев, В.А. Пономаренко, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.
Различные аспекты проблемы психологических затруднений в профессиональной деятельности педагогов рассматривались отечественными учеными И.А. Зимней, В.А. Кан-Каликом, Н.Д. Левитовым, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.О. Прохоровым, М.М. Рыбаковой, Ю.Е. Сосновиковой и др.
Определились основные направления исследований по вопросам повышения профессионального развития педагогов (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, Г.С. Сухобская). Проблема психологических барьеров в отечественной психологии рассматривается в связи с инновационными процессами в образовании в работах В.Ф. Галытина, Р.М. Грановской, Ю.С. Крижанской, В.И. Слободчикова.
Важное значение для раскрытия генезиса психологических барьеров имеют работы, направленные на изучение психических состояний и эмоциональной устойчивости, педагог в условиях различных возникающих напряженных ситуаций (Ф.Е. Василюк, Н.Д. Левитов, Я.А. Лупьян, А.О. Прохоров), воздействия стрессогенных факторов, которые затрудняют выполнение профессиональной деятельности и влияют на переживания педагогов [3, с.21].
Одной из задач психолого-педагогических наук является изучение внутреннего мира участников образовательного процесса, их психологических переживаний. Нервное напряжение педагога на уроках, объем обязанностей, высокий уровень ответственности, большое количество рутинных дел, стресс при прохождении аттестации, проблемы с администрацией, собственные переживания уже не могут и не должны быть сугубо личным делом профессионального педагога. В ходе подготовки педагога необходим учет трудностей, ошибок, барьеров его деятельности, напряженных психических состояний, возникающих при взаимодействии участников педагогического процесса.
Конкретизация проблем, возникающих при изучении психологических барьеров педагогической деятельности привела к рассмотрению таких психологических феноменов, как переживания, стресс, фрустрация, конфликт, кризис, психическая напряженность, тревога, смысл и др. Выполненные в этом контексте работы (Р.М. Грановская, Л.П. Гримак, Г.Ф. Заремба, А.В. Карпов, Н.Л Левитов, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.С. Неймарк, А.О. Прохоров, М.М. Рыбакова, и др.), открывают возможность системного подхода к проблеме снижения влияние барьеров профессионального развития на переживания педагогов в профессиональной деятельности.
Теоретические основы понимания психологических барьеров представлены в работах зарубежных исследователей. Это психоаналитическая теория З. Фрейда и его последователей (К. Юнга, К. Хорни, О. Фенихеля и др.). Проблемы психологических барьеров рассматриваются в гуманистической концепции личности А. Маслоу, К. Роджерса, в когнитивном направлением Дж. Келли и в др.
Психологические барьеры рассматриваются с самых разных позиций: в зависимости от понимания их природы, сущности и способов анализа. Так, в контексте общепсихологическом барьеры классифицируются как смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. В деятельностном подходе выделяются две группы барьеров: мотивационные и операционные, которые в свою очередь проявляются в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах. Эти различия находят свое отражение в большом количестве определений психологических барьеров, раскрывающих взгляды на их природу, развитие, определяющих методы их исследования. Некоторые из определений пересекаются в своих существенных частях, другие обнаруживают явную противоречивость.
Н.А. Подымов психологические барьеры понимает как «осуществляемый человеком процесс отражения критических ситуаций, возникающих в деятельности субъекта и оказывающий стимулирующее воздействие на процесс ее протекания» [2, с.7].
В работе исследователя отмечается влияние барьеров профессионального развития на переживания педагогов в профессиональной деятельности.
При этом, «психологические барьеры выражаются в нарушении смыслового соответствия сознания и объективных условий и способов деятельности, осуществляются в особого рода внутренней деятельности - деятельности переживания, которая представляет собой внутреннюю работу, направленную на устранение смыслового рассогласования сознания и бытия, восстановление их соответствия и обеспечение психологической устойчивости и эффективности деятельности» [2, с.7].
Под переживанием в психологии понимается психическое явление, связанное с противоречивым, преимущественно с эмоциональным, отражением того или иного явления, предмета, внутреннего состояния и выступающее как непосредственная данность. Ф.Е. Василюк указывает на то, что переживание в психологии понимается как непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления в отличие от его содержания «модальности» [1, с.17].
По мнению Н.А. Подымова, «психологические барьеры возникают в результате несовпадения внутренних, психических форм познания и поведения с процессом реального взаимодействия с миром, что ведет к активизации функциональных возможностей субъекта, к поиску новых способов их соотношения, к развитию личности и ее деятельности» [2, с.7].
В целом, на основе ряда работ, можно констатировать, что психологические барьеры являются одним из компонентов целостной структуры деятельности педагога, оказывающих существенное влияние на профессиональное развитие и личностные переживания.
Механизмами психологических барьеров являются: мобилизация внутренних ресурсов (личностного смысла, ценностей, профессиональной позиции, самоактуализации, интересов, стремлений, потребностей, мотивов и др.), вызывающая отклонения от нормативной деятельности и стимулирующая перестройку психологической структуры педагога; восстановление нарушенного равновесия и обретение личностной и профессиональной устойчивости.
Следует отметить, что эффективность и психологическая устойчивость профессиональной деятельности педагога существенно зависит от особенностей преодоления психологических барьеров, от формирования субъектом средств, направляющих и контролирующих содержательную перестройку профессионального развития.
Использование рефлексивно-инновационных методов развития конструктивных стратегий преодоления психологических барьеров выступает одним из путей совершенствования профессиональной деятельности педагога.
Эффективное выполнение профессиональной деятельности закономерно связано с конструктивными способами преодоления психологических барьеров, способствующими поиску новых, нестандартных решений и переходу на творческий, инновационный уровень выполнения этой деятельности.