Контент-анализ понятия информационная компетентность и компетенция: основные сходства и различия

В статье рассматривается проблема разграничения двух таких понятий как компетенция и компетентность. Приводятся точки зрения различных ученых по данной тематике. Анализируются основные различия и сходства компетенции и компетентности.

Аннотация статьи
компетенция
компетентность
информационная компетентность
компетентностный подход
информационная компетенция
Ключевые слова

В современном парадигме образования невозможно себе представить высококвалифицированного специалиста не обладающий определённым набором знаний, умений, навыков, которые рассматриваются в рамках компетентностного подхода. Научные труды ученых показывают, что данный подход недостаточно исследован и нет единого мнения о дефиниции самого понятия «компетентность».

Авторитетными исследователями компетентностного подхода являются В.А. Адольф, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Л.А., Гафурова Н.В. Мокрецова, О.В. Попова, О.Г. Смолянинова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.

Ученый Гафурова Н.В., отмечает, что потребность перехода к компетентностному подходу, а именно потребность в компетенциях возникла в контексте востребованности новых личностных качеств человека, которые не обеспечивали знания, умения и навыки: таких как инициативность, самостоятельность, творчество, способность обрабатывать потоки информации, принимать решения в нестандартных условиях и т.п. [8]

С целью определения сущности «информационной компетентности» необходимо уточнить характеристики, выделяющие ее среди других рядоположенных понятий. «Информационная компетентность» является родовидовым понятием: компетентность – родовое понятие, информационная компетентность – видовое.

Результативность реализации компетентностного подхода в образовании базируется на его методологических принципах, определяющих достижение деятельностного результата образования: проблемность, субъективность, интерактивность, диалогичность (полилогичность), рефлексивность, интеллектуализация; междисциплинарность и синергетическое взаимодействие.

Анализ научных публикаций и воззрений, исследующих «компетентность», «компетенцию» и «компетентностный подход» в целом, показывает, что не существует единой трактовки этих понятий. Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный» для выявления дефиниции данных понятий, а также установки взаимосвязь между ними проведем контент–анализ их трактовки ведущими учёными в области компетентностного подхода (табл.).

Таблица

Контент–анализ понятий «компетенция» и «компетентность»

Автор, источник

Компетенция

Компетентность

Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. [23]

1) Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен;

2) Круг чьих-нибудь полномочий, прав.

 

Большой энциклопедический словарь [5]

«Компетенция (от лат. competo – добиваюсь; соответствую, подхожу), 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу. 2) Знания, опыт в той или иной области».

 

Зимняя И.А. [16]

«некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях»

Интегративное, базирующееся на знаниях личностное свойство, проявляющееся в деятельности, включающее степень притязаний, целеполагание, эмоционально-волевую регуляцию поведения, ценностносмысловое отношение. Компетентность – это интегративное воплощение компетенций.

Хуторской А.В. [32]

«Отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере»

Совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере, а также владение учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Адольф В.А. [2]

 

Компетентность выражается в способности действовать адекватно, самостоятельно, ответственно в постоянно изменяющейся профессиональной среде, отражает его готовность к самооценке и саморазвитию.

Зеер Э.Ф. [15]

«Обобщенные способы действия, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности»

Интегративное качество личности, состоящее из системы знаний, навыков, общих способов решения типовых задач.

Маркова А.К. [13]

 

Определяет компетентность как характеристику конкретного человека или его действий, а именно: «индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии».

Татур Ю.Г. [29]

 

Объединяет понятия «компетенция» и «компетентность» и даёт следующее определение «Компетентность – это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, опыт) для успешной деятельности в определенной области».

Дж. Равен [12]

 

Рассматривал компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Грибан О.Н. [9]

«Компетенция», как полученные в результате обучения в вузе знания, умения, навыки и способы деятельности, направленные на успешную профессиональную самореализацию.

«Компетентность» как способность и готовность использовать приобретённые и развитые в вузе компетенции для решения учебных и профессиональных задач.

Евтихов О.В. Караваев А.Ф. [1]

В самом широком и отчасти упрощенном виде под компетенцией понимается набор требований.

Компетентностью – соответствие обучаемого этим требованиям. Следовательно, компетентность можно рассматривать как сложное личностное образование, также интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, нравственные и личностные составляющие человека.

Хомский Н. [31с.15]

Определяет понятие «компетенция» через понятие «языковая компетенция»: «Сейчас уже стало, по-моему, совершенно ясно, что если нам суждено когда-либо понять, как язык используется и усваивается, то мы должны абстрагировать для отдельного и независимого изучения определенную систему интеллектуальных способностей, систему знаний и убеждений, которая развивается в раннем детстве и во взаимодействии со многими другими факторами определяет те виды поведения, которые мы наблюдаем;…».

 

Кублицкая Ю.Г. [19]

 

Под компетентностью будем понимать интегративную личностную динамическую характеристику человека, выражающую его способность и готовность к продуктивной деятельности в определенной сфере.

Вялкова О.С. [6]

 

Компетентность, в общем ее понимании, определяется качеством деятельности, выражается в устойчивом характере деятельности.

Пикалова А.А. [25]

Под компетенцией обозначают обобщенное требование к подготовке обучающегося, тогда как компетентность представляется как качество личности, что отражает ее опыт в отношении к деятельности в заданной сфере.

интегративное динамическое качественное свойство личности, характеризующее его способность и готовность к успешной деятельности в определенной сфере (в том числе профессиональной).

Носкова О.Е. [22]

 

под компетентностью будем понимать интегративную, динамичную характеристику личности, сформированную в процессе освоения совокупности компетенций, которые впоследствии успешно развиваются и реализуются в профессиональной деятельности.

Галустян О.В., Радченко Л.А., Плешаков М.А., Пальчикова Г.С. [7]

Знания, умения, опыт, совокупность ценностей, личностных и профессиональных качеств

Совокупность разнообразных компетенций будущего специалиста. Компетентность предполагает комплексную реализацию всех групп компетенции на практике.

Осипова С.И., Гафурова Н.В., Богданова А.И., Безотчество Л. М., Приходько О. В., Янченко И.В., Окунева В.С., Рябов О.Н. 2017 [8]

Компетенция – отвлеченная от личности совокупность требований, выполнение которых обеспечит субъекту успешность определенной деятельности.

Компетентность как интегративная, формируемая, деятельностная и динамическая характеристика личности, определяющая способность и готовность человека к продуктивной деятельности в определенной сфере.

Шкерина Л.В. [33]

Требования ФГОС к качеству подготовки студентов, выделяя в их составе основные характеристические элементы, которые могут быть измерены и оценены.

Компетентность понимается как интегративное качество личности, определяющее круг ее полномочий и функций в сфере той или иной деятельности.

Ковчина Н.В., Игнатова В.В. [18]

 

Компетентность социального взаимодействия в профессиональной сфере, формируемая у обучающихся на этапе учебно-профессиональной деятельности, представляет собой системную характеристику личности будущего специалиста, включающую знания и умения проектировать и реализовать социальные контакты в профессиональной сфере, характеризующиеся деловым партнерством и позитивным отношением к участникам профессионального сообщества.

Девятловский Д. Н., Игнатова В. В. [11]

Определение понятия «компетенция» многокомпонентно. Сам по себе ни один из компонентов не являются компетенцией по отношению к деятельности специалиста, а является лишь одним из ее элементов.

Когда говорим о компетенции, то, прежде всего, ставим вопрос о том, что необходимо уметь делать, чтобы успешно совершать деятельность и реализоваться в ней.

Смолянинова О.Г. [27]

 

Компетентность означает, прежде всего, способность мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Компетентность всегда реализуется в конкретной ситуации, имеет деятельностную основу. Если нет деятельности, нет проявления компетенции, она остается «скрытой возможностью».

Таким образом, компетентность принадлежит сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека.

Компетентность – деятельностная характеристика, которая и проявляется в действиях в конкретной ситуации.

Оксфордский словарь английского языка [24]

 

«Competence»- the ability to do something well (компетентность способность делать что-то хорошо).

Григорьева Н.В., Мокрецова Людмила Алексеевна, Швец Наталья Алексеевна. [10]

 

«Профессиональная компетентность» – является результатом профессионального образования, представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и опыта учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности, успешно реализуемых на базе предприятия организационно-управленческих качеств.

Толковый словарь под редакцией Д.И.Ушакова. [30]

Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий.

Осведомленность, авторитетрность.

Девятловский Д.Н., Игнатова В.В. [11]

Определение понятия «компетенция» многокомпонентно. Сам по себе ни один из компонентов (знания, навыки, установки и т.д.) не является компетенцией по отношению к деятельности специалиста, а является лишь одним из ее элементов. Однако когда говорим о компетенции, то, прежде всего, ставим вопрос о том, что необходимо уметь делать, чтобы успешно совершать деятельность и реализоваться в ней. Также необходимость освоения умений как компонентов компетенций позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

 

Сорочинский М.А. [28]

Развиваемое (в зоне ближайшего развития) качество

Уровень владения специалистом соответствующей компетенцией, проявляющийся в профессиональной деятельности и включающий его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Болотов В.А., Сериков В.В. [3]

 

Компетентность – это способ существования знаний, умений, навыков образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала.

Большакова З. М., Тулькибаева Н.Н. [4]

Полномочия, которыми наделяется человек (организация)

Образованность, пригодность для выполнения деятельности в ведущих сферах производства и сфер обслуживания и поведения в любой ситуации.

Машиньян А.А., Кочергина Н.В. [20]

Структурная совокупность знаний, умений и навыков, определяющая личностную компетентность в отношении конкретной деятельности и в решении определенного класса задач. Компетенция в педагогике, по сути, является характеристикой сложного умения, способности.

Способность личности выполнять определенный вид деятельности, решая соответствующий этой деятельности класс задач.

Иванова Н.В. [17]

Способность базирующаяся на знаниях, опыте, ценностях и склонностях, которые человек развивает при взаимодействии с образовательной практикой и как способность использовать знания в практической деятельности это квалификация полученная в результате образования.

Знающий, осведомленный в определенной области.

Сенашенко В.С. Кузнецова В.А., Кузнецов В. С. [26]

Способность учащихся применять знания, умения и приобретаемые навыки в учебной деятельности.

Интегральная характеристика данной личности, отражающая целостность ее профессиональной деятельности, оцениваемая профессиональным сообществом.

Журба А.Ю. [14]

Совокупность знаний, умений, способов деятельности, порождающих готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любой (нестандартной) ситуации.

Совокупность сформированных компетенций, составляющих систему профессионализма специалиста в той или иной области деятельности.

Мукашева А.А., Олейникова Т.Н. [21]

Это то, к чему следует стремиться в конкретном направлении. Способность индивида справляться с самыми разными задачами, как совокупность знаний и умений, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.

То, что достигнуто в этом направлении. Результат образования, заключающийся в овладении обучающимися знаниями, умениями, универсальными способами деятельности, проявляющиеся в личном опыте решения индивидом жизненных и профессиональных задач.

Исходя из представленных в таблице трактовок понятий информационная компетентность и информационная компетенция, проведем их контент-анализ. Как видно из таблицы, отсутствует единство в трактовке понятий «компетенция» и «компетентность», одни авторы объединяют понятия (Дж. Равен, Ю.Г. Татур, В.А. Адольф, А.К. Маркова, Ю.Г. Кублицкая, О.С. Вялкова, О.Е. Носкова, О.Г. Смолянинова, Н.В. Григорьева, Л.А. Мокрецова, Н.А. Швец, В.А. Болотов, В.В. Сериков, словарь английского языка, глоссарии терминов с точки зрения русского языка).

Другие разграничивают эти понятия по различным основаниям (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер, А.А. Пикалова, С.И. Осипова, Н.В. Гафурова, А.И Богданова, Л.М. Безотчество, О.В Приходько, И.В. Янченко, В.С, Окунева, О.Н. Рябов, О.В. Галустян, Л.А. Радченко, М.А. Плешаков, Г.С. Пальчикова, Л.В. Шкерина, Д.Н. Девятловский, В.В. Игнатова, Н.В. Григорьева, М.А. Сорочинский, З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева, А.А. Машиньян, Н.В. Кочергина, Н.В. Иванова, В.С. Сенашенко, В.А. Кузнецова, В. С. Кузнецов, А.Ю. Журба, А.А. Мукашева, Т.Н. Олейникова).

Так А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер, С.И. Осипова, Н.В. Гафурова, А.И Богданова, Л.М. Безотчество, О.В Приходько, И.В. Янченко, В.С, Окунева, О.Н. Рябов, А.А. Пикалова, Л.В. Шкерина, связывают понятие «компетенция» как результат образования, совокупность требований, проявляющийся обеспечивающие ее успешность и эффективность.

Авторы Осипова, Н.В. Гафурова, А.И Богданова, Л.М. Безотчество, О.В Приходько, И.В. Янченко, В.С, Окунева, О.Н. Рябов, Л.В. Шкерина, А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер, А.А. Пикалова, в своих исследованиях разграничивает категории «компетенция» и «компетентность» как общие требования субъекта и индивидуальная динамическая характеристика личности.

Ученые И.А. Зимняя, Н. Хомский, О.В. Галустян, Л.А. Радченко, М.А. Плешаков, Г.С. Пальчикова, Девятловский, В.В. Игнатова, Н.В. Григорьева, М.А. Сорочинский, З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева, А.А. Машиньян, Н.В. Кочергина, Н.В. Иванова, В.С. Сенашенко, В.А. Кузнецова, В. С. Кузнецов, А.Ю. Журба, А.А. Мукашева, Т.Н. Олейникова расставляют акценты к определению понятие «компетенция» на свойстве личности, которое выражается в способности индивида справляться с самыми разными задачами применяя знания, умения, навыки, опыт для достижения результатов.

Дж.Равен определил 37 видов или компонентов компетенции (competence), или видов деятельности, которые обеспечивают ее успешность. Термином «компоненты компетентности», мы обозначаем те характеристики и способности людей, которые позволяют им достигать личностно значимых целей – независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти люди живут и работают» [12 с.280].

Можно согласиться с академическим мнением В.А. Адольфа, что компетентность выражается в способности действовать адекватно, самостоятельно, ответственно в постоянно изменяющейся профессиональной среде, отражает его готовность к самооценке и саморазвитию. В дальнейшем анализируя работы В.А. Адольфа, понятие «компетентность», приобрело большую глубину и целостность – «интегративное профессионально-личностное качество, раскрывающее своеобразие работников» [2].

О.Г. Смолянинова в понятие «компетентность» вкладывает в основу деятельностную характеристику, в которой субъект способен мобилизовать имеющиеся знания и опыт (по О.Г. Смоляниновой: «Если нет деятельности, нет проявления компетенции, она остается «скрытой возможностью»») [27].

Исследователи также сходятся во мнении, что «компетенции» это не просто набор ЗУНов (знаний, умений и навыков), которые приобретает индивид, но и интегрирует их для эффективной и продуктивной деятельности.

Анализ научных источников позволил выявить понимание компетентности, как динамичную, интегративную, деятельностную характеристику личности, выражающую его способность мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт, а также готовность к эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Такой подход согласуется с позицией О.Г. Смоляниновой, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторского С.И. Осипова, Н.В. Гафурова, А.И Богданова, Л.М. Безотчество, О.В Приходько, И.В. Янченко, В.С, Окунева, О.Н. Рябов и др.

Таким образом, в данном научном исследовании согласимся с мнением авторов разделяющих категории «Компетенция» и «Компетентность» как общее, как результат образования отвлеченное от личности и личностный опыт по овладению деятельностью и достижению результатов.

Текст статьи
  1. Автихов О.В., Караваев А.Ф. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. №1. URL: www.science-journal.ru/122-316881 (дата обращения: 09.10.2020).
  2. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionaln. (дата обращения: 25.12.2019).
  3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. М.: Педагогика, 2020. 582 с.
  4. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н. Компетенции и компетентность. // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. №24. URL: https://westysluzk.jimdofree.com (дата обращения: 12.08.2018).
  5. Большой энциклопедический словарь // Энциклопедический словарь. 2019. №2. URL: https://www.vedu.ru (дата обращения: 15.10.2019).
  6. Вялко О.С. Формирование проектно-конструкторской компетентности будущих инженеров в образовательном процессе ВУза. Хабаровск, 2020. 349 с.
  7. Галустян О.В., Радченко Л.А., Плешаков М.А, Пальчикова Г.С. Понятия компетенции и компетентности в современной педагогике. М.: Гуманитарные науки, 2019. 452 с.
  8. Гафурова Н.В., Осипова С.И., Богданова А.И., Безотчество Л.М., Приходько О.В., Янченко И.В., Окунева В.С., Рябов О.Н. Продуктивные практики компетентностного подхода в образовании: монография. Красноярск, 2020. 497 с.
  9. Грибан О.Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография / О.Н. Грибан; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед ун-т». Екатеринбург, 2019. 162 с.
  10. Григорьева Н.В., Мокрецова Л.А., Швец Н.А. Профессиональная компетентность будущих специалистов: анализ уровня сформированности. Красноярск, 2018. 365 с.
  11. Девятловский Д.Н., Игнатова В. В. Праксиологические умения - компонент компетенции будущего специалиста // Вестник КрасГАУ. 2020. №2. URL: www. komponenti-professionalnoy-kompetentnosti.html
  12. Дж., Равен. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Проспект, 2019. 449 с.
  13. Дохоян А.М. К вопросу о «компетенции» и «компетентности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. №5. URL: http://e-koncept.ru/2015/95287.htm (дата обращения: 10.11.2020).
  14. Журба А.Ю. Научно-теоретический анализ проблемы соотношения дефиниций «Компетенция» и «Компетентность» // Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. 2019 №3. URL:https://textarchive.ru/c-1812815.html (дата обращения: 22.11.2019).
  15. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании. М.: Образование и наука, 2020. 491 с.
  16. Зимняя И.Л. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.Л. Зимняя. – М.: ИЦ ПКПС, 2018. 386 с.
  17. Иванова Н.В. Компетенция или компетентность? // Вестник евразийской науки. 2020. №4. URL:https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.08.2020).
  18. Ковчина Н.В., Игнатова В.В. Компетентностные основания социального взаимодействия в профессиональной сфере. Москва, 2020. 379 с.
  19. Кублицкая Ю.Г. Развитие познавательной компетентности будущих. Красноярск, 2018. 564 с.
  20. Машиньян А.А., Кочергина Н.В. О компетентности и компетенциях в образовании. Красноярск, 2019. 335 с.
  21. Мукашева А.А., Олейникова Т.Н. Формирование лингвистической компетенции у студентов как педагогическая проблема // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. №2. URL: http://elib.cspu.ru
  22. Носкова О.Е. Формирование информационно-технической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Агроинженерия». Красноярск, 2020. 476 с.
  23. Ожегов С.И. [Электронный ресурс]: Материал из Википедии - свободной энциклопедии / Авторы Википедии // свободная энциклопедия. Фонд Викимедиа, 2018. 423 с.
  24. Оксфордский словарь английского языка. Москва, 2021. 675 с.
  25. Пикалова А.А. Развитие проектной компетентности будущих бакалавров инженерных направлений подготовки. Красноярск, 2020. 392 с.
  26. Сенашенко В.С., Кузнецова В.А., Кузнецов В.С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.10.2019).
  27. Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий. Санкт-Петербург, 2020. 463 с.
  28. Сорочинский М.А. Сущность и характеристика понятий «компетенция» и «компетентность» в педагогических исследованиях. Проблемы современного педагогического образования. М.: Наука, 2018. 527 с.
  29. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования.
  30. Толковый словарь русского языка. под ред. Д.Н. Ушакова. Москва, 2019. 390 с.
  31. Хомский Н. Язык и мыщление. Москва, 1972.
  32. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Москва, 2020. 449 с.
  33. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Тумашева О.В. Моделирование. Красноярск: Второе издание, дополненное и переработанное: Монография. Красноярск, 2020. 468 с.
Список литературы