Создание специализированной базы данных пациентов для оказания помощи в случаях проведения экстренных хирургических операций

Создание специализированной базы данных пациентов для оказания помощи в случаях проведения экстренных хирургических операций

В статье рассматривается возможность быстрого определения необходимых медицинских параметров в случаях, требующих экстренного хирургического вмешательства. Решение представляется в создании специализированного центра с сервером базы данных, информация на который поступает от лечебных учреждений. Предлагаемая схема ИС должна улучшить показатели работы экстренных хирургических отделений медицинских учреждений.

Аннотация статьи
идентификация
база данных
специализированный центр
медицинские параметры
электронная карта пациента
ранжирование пациентов
защита информации
Ключевые слова

В последнее время всё чаще и чаще происходят дорожно-транспортные происшествия на дорогах Ставропольского края и в других регионах. Количество пострадавших в них увеличивается с каждым днём. Для оказания помощи выделяются дополнительные бригады скорой медицинской помощи, работа которых часто заключается в экстренной транспортировке пострадавших в лечебные учреждения, где требуется срочное проведение хирургической операции. Также следует учитывать и тех, кто получает производственные травмы, ранения, при выполнении боевых операций работая в силовых структурах. Все эти люди находятся в так называемой группе риска, где время и полнота информации о состоянии их организма играют решающую роль в деле спасения.

 В связи с вышеизложенным, авторы статьи предлагают к рассмотрению своё видение по данной проблеме, а также предлагают свои решения по улучшению ситуации в рассматриваемой части медицинской области.

 Часто, перед тем как проводить хирургическую операцию, врачам необходимо определить состояние пациента и ответить на вопрос, – а насколько пациент готов к операции и сможет ли он её перенести? Какова вероятность смертельного исхода? При поступлении пациента в хирургический стационар в экстренном порядке, пациент может не знать, а также может быть не в состоянии рассказать об имеющихся у него хронический заболеваниях и аллергических реакциях, способных повлиять на исход лечения. Для ответа на эти вопросы необходимо знать определённые медицинские параметры, на определение которых требуется продолжительное время. И только после этого можно делать определённые выводы по плану проведения операции, определяя, насколько она будет успешной.

 Для скорого получения ответа на эти вопросы, предлагается заранее собирать эти данные уже на приёме в поликлинике у врача терапевта общей практики вместе с хирургом. Терапевту будет необходимо внимательно изучить своего постоянного пациента и периодически, на компьютере, заполнять специальный бланк – электронная карта пациента, для передачи последней в специальный медицинский центр, где она должна храниться в базе данных пациентов на отдельном сервере. Саму электронную карту пациента предлагается разделить на две части, – общая и специальная. В общей части предлагается записывать конфиденциальную информацию пациента (ФИО, возраст, адрес места жительства, место работы). Вторая часть, медицинская, специальная должна содержать именно те медицинские показания и параметры, которые должны представлять интерес для оперирующих хирургов в том случае если пациент будет срочно нуждаться в хирургическом вмешательстве после какого-либо несчастного случая, повлекшего за собой срочную госпитализацию.

К таким параметрам, играющим главную роль в предоперационной подготовке, в порядке важности, предлагается отнести следующие показатели.

  1. Общий анализ крови.
  2. ОАК, коагулограмма (куда входит время свёртываемости крови в том числе). Проводят сразу после поступления в стационар и делаются эти анализы в экстренном порядке. Результаты приходят быстрее, чем пациента отправят в оперблок. Следует заметить что ОАК и ОАМ являются показателями не точными и динамичными, старые анализы, собранные в поликлинике, к сожалению, не будут нести медицинской значимости поэтому сразу после поступления в лабораторию кровь отправляют на ОАК, ОАМ и биохимию.
  3. Группа крови, резус-фактор
  4. Наличие или отсутствие ранее перенесенных гемотрансфузий
  5. Аллергические реакции на медицинские препараты
  6. Наличие хронических заболеваний внутренних органов.
  7. Последствия ранее перенесенных хирургических вмешательств.
  8. Результаты мониторинга артериального давления и пульса в течение суток.
  9. Наличие или отсутствие вредных привычек
  10. Наличие профессиональных факторов риска
  11. Занятия физической культурой и спортом (ИМТ (индекс массы тела), телосложение, липидный профиль).
  12. Отсутствие инфекционных заболеваний и их последствий.

Также необходимо иметь в базе данных пациента результаты дополнительных клинических, лабораторных и диагностических исследований с целью выявления состояния внутренних органов и систем, а также коррекцию нарушений системы гемостаза. Отметить рекомендованные для пациента методы анестезии. Также необходимыми являются результаты проведения общего осмотра, – перкуссии грудной клетки, аускультации сердца, пальпации грудной клетки и живота, определение ЧСС, ЧДД. Необходимо иметь результаты сбора аллергоанамнеза (выявление лекарственной сенсибилизации), а также коагулограмму и биохимический анализ крови (общий белок, общий билирубин, прямой билирубин, непрямой билирубин, АСТ, АЛТ, мочевая кислота, мочевина, креатинин, глюкоза, гамма – глутанилтранспептидаза, холестерин общий, α – амилаза, щелочная фосфатаза).

Несомненно, большое значение будут также играть данные ЭКГ, исследование кала на яйца гельминтов, рентгенологическое исследование органов грудной клетки и органов брюшной полости, заключение терапевта и консультирующего специалиста при наличии сопутствующей патологии. И всё это позволит определить срочность операций, выявить противопоказания, грамотно провести психологическую подготовку пациента к операции.

Определённо то, что эти параметры могут меняться в течение определённого времени, и поэтому каждому пациенту необходимо как можно чаще посещать своего участкового терапевта, чтобы обновлять эти показания. В этой связи предоставляется возможным ранжировать всех пациентов на предмет устойчивости их организма к проведению той или иной хирургической операции в зависимости от степени её тяжести. Безусловно, что молодой возраст, тренированность, отсутствие вредных привычек и хронических заболеваний основных органов позволит включать таких пациентов в первую группу. А с показаниями чуть ниже отнести во вторую, третью и т.д. Всего предполагается ранжировать по десяти группам с учётом того, что пациенты, попавшие в последнюю группу, имеют стойкие противопоказания к оперативному вмешательству. Вполне возможно, что такие ранжирования уже где-то и существуют во врачебной практике и ими также можно воспользоваться.

В список пациентов конечно должны включаться представители тех специальностей, где вероятность попасть в то или иное трагическое происшествие представляется наиболее возможным. Такой список должны возглавлять водители автотранспорта, лётчики, сотрудники силовых структур, строительных организаций, морского и речного транспорта, а также других специальностей, работа которых связана с риском для жизни.

В дальнейшем имея полную базу данных пациентов Ставропольского края, представляется возможным провести статистические исследования на предмет количества пациентов в той или иной возрастной группе. А также представляется возможным составить портрет среднестатистического пациента, что, несомненно, имеет большое значение для подготовки операционной к срочному проведению операции. Также наличие базы данных позволит подсчитать математическую вероятность наступления того или иного события в различных возрастных группах, ранжированных по степени устойчивости, при условии что все они будут вноситься в базу данных после их наступления и с тщательным их описанием.

Безусловно, в процессе работы медиков могут возникнуть различные ситуации с пациентами. Например, каким образом его можно идентифицировать, если он попал в ДТП, находится в бессознательном состоянии, и нет возможности найти какие-либо его документы. В этой связи предлагается всем зарегистрированным в базе данных выдавать пластиковые карточки оранжевого цвета с микрочипом, где можно будет, по согласованию с врачом, указать необходимую конфиденциальную информацию в зашифрованном виде применяя асимметричное шифрование, где закрытый ключ будет находиться только в центре у администратора базы данных.

Отдельно, в этом плане, следует рассматривать работников силовых структур, у которых уже, как правило, есть свои решения на такие случаи жизни. Поэтому, внесение их конфиденциальных данных в нашу базу данных должно проводиться по согласованию с ними при соблюдении, прежде всего их интересов. А на самой оранжевой карте должно быть выбито: название края, ФИО пациента, год рождения, номер в базе данных и телефон центра, где находится сервер базы данных. Карту необходимо постоянно держать во внутреннем кармане или вместе с водительским удостоверением. В том случае, если владелец карты попал в чрезвычайную ситуацию, получил тяжёлую травму и требуется экстренная операция, врач скорой медицинской помощи должен найти оранжевую карту, связаться по телефону с администратором базы данных и сообщить ему указанные на карте данные, а также место лечебного учреждения, куда пациент будет доставлен. Администратор базы данных, ещё до приезда машины скорой помощи, обязан отыскать все данные этого пациента и срочно передать их в расшифрованном виде бригаде хирургов для принятия врачебного решения в части плана проведения операции. Для подтверждения данных и состояния пациента необходима также связь между медицинским персоналом бригад скорой медицинской помощи и врачами хирургического отделения. Именно этот момент связи и полнота необходимой информации позволит ускорить работу хирургической бригады и в тяжёлых случаях спасти жизнь пациентов.

Рис. Схема информационной системы при оказании экстренной медицинской помощи

Таким образом, в процессе работы на сервере базы данных накапливается много конфиденциальной информации, которую необходимо защищать. Подобные базы данных всегда находятся под пристальным вниманием хакерского сообщества. А в случае их успешной атаки на сервер, у них всегда найдётся достаточно компрометирующей информации на любого пациента из этой базы данных. Поэтому, учитывая вышесказанное, одной из обязательных сторон развития центра становится защита его сервера и установленного на него программного обеспечения с самой базой данных, информационный контент которой поступает от поликлиник и других лечебных учреждений. Здесь должна иметь место система защиты, а не разовые мероприятия. Должна быть создана инфраструктура обнаружения атак. Вполне понятно, что для любой организации существует своя информационная система и в зависимости от этого какие-то общие критерии защиты информации. В связи с этим предлагается поместить сервер и компьютер администратора в отдельную комнату (серверную), доступ в которую ограничен. Доступ должен быть ограничен и в здание, где он находится. По углам здания устанавливаются камеры, которые контролируют периметр вокруг него. Из программных средств предлагается установить лицензионное программное антивирусное обеспечение, межсетевой экран, средство обнаружения атак, криптографические программы. Регулярно запускать сканер обнаружения уязвимостей. Необходимо иметь мощный ИБП, позволяющий вести бесперебойную работу сервера в случае отключения электроэнергии. Работу системы защиты необходимо мониторить, и один раз в полгода проводить аудит. Система должна постоянно находиться под наблюдением опытного специалиста по защите информации.

В заключение также стоит отметить, что при правильной её эксплуатации и постоянном наполнении информационным контентом, польза от неё будет не только для пациентов и врачей, но и для сбора информации по медицинской статистике, которая так необходима в вопросах организации здравоохранения Ставропольского края.

Текст статьи
  1. Балашов С.Г., Муратов А.В., Резников А.В. Комплексная оценка риска при совмещении угроз базовой станции региональной информационно-телекоммуникационной системы // Журнал «Информация и безопасность». Вып. 2. Воронеж: ВГТУ, 2006. С. 158-160.
  2. Осипенко А.Л. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях: Международный опыт: Монография. А.Л. Осипенко. М.: Норма, 2006. 432 с.
  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 138 с.
  4. Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 189 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря