Дошкольный возраст – это период для развития творческих способностей. В образовательном дошкольном учреждении одним из главных средств педагогического процесса рассматривается сформированность и обустройство образовательно-игровой среды. А также условия, которые позволят наиболее целостно и качественно создать форму психолого-педагогической деятельности, направленной на развитие особенностей и способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности, так как федеральный государственный стандарт обращает внимание педагогов на то, что основа деятельности ребенка дошкольного возраста – это игровая деятельность. А значит педагог и дошкольное учреждение должны создать определенные условия именно для игровой деятельности детей.
Работу педагога в области воспитания, образования нужно строить так, чтобы она учитывала особенности развития каждого ребенка, могла подталкивать его к развитию, давать стимул и позволять развиваться в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями и показателями.
Рассматривая психолого-педагогические условия развития творческих способностей дошкольного возраста в игровой деятельности, нужно раскрыть роль принципа интеграции различных видов игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные, дидактические; музыкальную деятельность, изобразительную и художественно - речевую деятельность.
Интегрированные занятия объединяют дошкольников общими эмоциями, переживаниями, впечатлениями; благоприятствуют становлению коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий содержит в себе создание коллективной композиции в виде театрализованных представлений, драматизации, литературно-музыкальных композиций, игры, картин в изобразительной деятельности.
Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности продуманы исходя из принципа установления доверительных, теплых отношений с малышом. Это именно то тепло и заинтересованное отношение воспитателя, которое вызывает у дошкольника отклик, он стремиться сделать все, чтобы оправдать это отношение.
Таким образом, создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным дошкольникам), в которой формируется механизм поведения в общении каждого малыша от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки творческого развития, а, следовательно, развития личности.
В современном образовании понимают, что необходимо не просто выдавать задание и позволять действовать ребенку по определенному алгоритму, но на самом деле нужно работать так, чтобы ребенок сам тем или иным способом приходил к верному решению. При этом путь его решения можем быть совершенно разным, один пойдет путем четкой логической цепочки, другой начнет оперировать ассоциациями и т.д.
Говоря о подборе материала, важно понимать, что дошкольный возраст – это переход от процессуально-бытовой игровой деятельности к сюжетно-ролевой. И для успешной реализации комплекса задач необходимо обеспечивать психологический и эмоционально-материальный комфорт, чувство защищенности каждому дошкольнику, чтобы у него не возникало боязни сделать что-нибудь не так, проявить неумение или показать свою неудачу. Поэтому воспитатель старается не делать дошкольникам замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Именно к этому пункту относится создание ситуации успеха.
Но есть еще один фактор современного мира, который важно учитывать при рассмотрении проблематики – это информационный век, в котором личность каждого человека, находится под воздействием различных потоков информации. Современное человечество вступило в визуальную эпоху, в корне меняющую базовые социальные установки миллиардов людей, вынужденных включаться в жизнь информационного общества. Неограниченное господство экрана, в облике таких, уже привычных телевизоров, DVD, компьютеров, сотовых телефонов, распространилось не только в сферу политики, экономики, но и вторглось в область отношений семьи и человеческого быта, и конечно же составляет огромную часть окружающего мира ребенка.
И как следствие, нужно брать на вооружение этот привычный мир, в котором живут дети и конечно же их семья. Искусство кино необычайно богато художественными средствами, поэтому в деле образования и воспитания незаменимо.
Дети всегда довольно эмоционально смотрят киноленты, и подчас уже из некоторых комментариев во время просмотра можно понять, что их взволновало во время просмотра. И выстроить дальнейшее действие, сформулировать новые задачи.
Поэтому важно учитывать и эти условия окружающего мира и использовать современные технологии для создания наиболее благоприятных условия игровой деятельности, а также интеграции различных действий и деятельности.
Также важно подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал индивидуальным и возрастным особенностям ребятам именно старшего дошкольного возраста.
Практически все исследования, которые посвящены развитию творческих способностей дошкольников, указывают на необходимость организации интересной содержательной жизни малыша в семье и дошкольной организации; обогащение яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и станет материалом, нужным для развития воображения.
Важно также знакомить и привлекать внимание к календарно-тематическому планированию именно родителей, семьи, чтобы происходило наиболее тесное взаимодействие и не возникало противоречий в обучении ребенка.
Не менее важно семью обучать приемам игровой деятельности, и как проводиться обучение именно в игре. Как взаимодействовать с гаджетами и работать не с системой запретов на гаджеты в действительности ребенка, а интеграцию действия с ними, проявлять собственные творческие способности. У родителей подчас нет возможности посещать курсы повышения квалификации и изучать игровую деятельность и таким образом, они допускают еще больше ошибок, чем воспитатели, что в целом логично. Но этого можно избежать.
Итак, мы можем сделать несколько основных выводов: создание педагогических условий строится на воспитательно - образовательной работе в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями; одной из основных образовательных технологий, способствующей разностороннему развитию ребенка дошкольного возраста является интеграция, охватывающая все виды художественно-творческой и речевой деятельности.