Главная
Конференции
Технические и естественные науки: инновации и перспективы
Эффективность остеопатической коррекции тревожности у школьников

Эффективность остеопатической коррекции тревожности у школьников

Автор(-ы):

Егорова Ирина Анатольевна

Бучнов Александр Дмитриевич

Секция

Медицинские науки

Ключевые слова

остеопатический статус
психоэмоциональное состояние
субъективное состояние
уровень тревожности

Аннотация статьи

На фоне остеопатической коррекции соматических дисфункций проведена оценка уровня ситуационной, личностной и школьной тревожности, субъективное состояние и выраженность психоэмоционального напряжения у 28 подростков-школьников в возрасте от 14 до 15 лет.

Текст статьи

Актуальность исследования. Проблема высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успешность учебной деятельности, является весьма актуальной [6, 11]. В 80% случаев, повышенная тревожность подростка – результат отношений в семье [4]. По данным С.А. Амбаловой (2017) в юношеском возрасте тревожность проявляется как проблема, связанная с уровнем самооценки и самоуважения. Выделяют поведенческие, физиологические и эмоциональные признаки подростковой тревожности [9]. Известно, что более тревожные школьники имеют более низкие показатели успеваемости и интеллекта, являются более полезависимыми, в меньшей степени проявляют способности к различению разных объектов, в отличие от учащихся с меньшим уровнем школьной тревожности [9, 12]. По данным А.Е. Артюховой с соавт. (2017) установлено, что у 41% подростков выявлялся высокий уровень тревожности, средний – в 38% случаев, низкий уровень тревожности имели 21% учащихся.

Цель исследования. Оценка эффективности остеопатической коррекции тревожности у подростков-школьников.

Задачи исследования:

– оценить у школьников уровень школьной тревожности, тревоги в семье и в отношениях со сверстниками;

– изучить субъективное состояние по тесту САН до и после коррекции;

– оценить остеопатический статус школьников до и после коррекции;

– исследовать уровень ситуационной и личностной тревожности до и после коррекции;

– исследовать уровень психоэмоционального напряжения подростков до и после коррекции.

Методы. На базе Института Остеопатической Медицины им. В.Л. Андрианова проведено комплексное обследование 28 подростков в возрасте от 14 до 15 лет. По результатам оценки психоэмоционального состояния по анкете «Стресс» были выделены две группы подростков: с низким уровнем нервно-эмоционального напряжения (п=8 чел.) и с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения (п=20 чел.). Из числа подростков с высоким уровнем стресса были выделены две группы лиц: контрольная группа (КГ) в количестве 10 человек и основная группа (ОГ) в количестве 10 человек. Лицам КГ проводилось психологическая коррекция, в ОГ – остеопатическое лечение в сочетании с психологической коррекцией.

Из обследования были исключены дети с задержкой психомоторного развития (в анамнезе), олигофренией, с нарушением интеллекта, с врождёнными патологиями нервной системы, со структуральными изменениями головного мозга.

Психофизиологическое тестирование обследуемых лиц проведено с помощью аппаратно-программного психодиагностического комплекса АПК «Мультипсихометр» [2]. Определялись показатели субъективного состояния по тесту САН, ситуационной и личностной тревожности по опроснику Ч. Спилбергера-Ю. Ханина, выраженности нервно-психического напряжения по анкете «Стресс» и школьной тревожности тесту ПТ-3 [10].

Остеопатическое обследование включало оценку состояния мышечно-скелетной, краниосакральной и висцеральной систем по общепринятым схемам и осуществлялась дифференцированно в зависимости от найденных биомеханических нарушений [5, 7-8, 13-15].

Лица ОГ на фоне психологической коррекции получали дополнительно остеопатическую коррекцию соматических дисфункций. Остеопатическая коррекция в течение 40 минут проводилась 4 раза с интервалом в 1 неделю. Проводилось общее остеопатическое лечение (TGO).

Лицам КГ проводились индивидуальная коррекция дезадаптации методом психологического индивидуального консультирования (1 раз в неделю по 1 часу в количестве 4-х сеансов).

Сравнительная оценка анализируемых показателей функционального состояния организма пациентов осуществлялась до и после курса остеопатической коррекции состояния.

Применялся непараметрический метод оценки достоверности различий с целью выявления информативности показателей в исследуемых группах подростков до и после коррекции.

Показано, что у подростков обследованных групп отмечались высокие показатели общей школьной тревожности, показатели тревоги в связи с проверкой знаний и в отношении с учителями. Показатели общей, личностной и коммуникативной тревожности менее выражены. Показатели тревоги, связанной с оценкой окружающих, в отношениях с родителями и со сверстниками, а также тревоги самовыражения – наиболее низкие.

В ОГ после коррекции выявлялось увеличение значений показателей теста САН: самочувствия (на 33,3%; р<0,01), активности (на 20%; р<0,01) и настроения (на 17%; р<0,05).

Установлено, что в ОГ после коррекции отмечалось уменьшение уровня ситуационной тревожности (в 1,6 раза; р<0,001) по тесту Ч. Спилбергера- Ю. Ханина и выраженности психоэмоционального напряжения по анкете стресс (в 1,5 раза; р<0,001).

В ОГ подростков после остеопатической коррекции выявлялось увеличение значений показателей КСМ: ритма (в 1,4 раза; р<0,001), амплитуды (на 25%; р<0,001) и силы (на 27%; р<0,001), а также уменьшение частоты встречаемости соматических дисфункций затылочной кости, черепной диафрагмы, коронарного и окципито-мастоидального швов (в 7-9 раз: р<0,01). Показано, что до коррекции частота встречаемости соматических дисфункций крестца, грудной диафрагмы, тазовой диафрагмы и сагиттального шва составляла от 40% до 60%, после коррекции указанные дисфункции в ОГ не наблюдались вовсе. У подростков КГ после коррекции положительной динамики оцениваемых показателей остеопатического статуса не отмечалось.

Выводы. Доказана целесообразность включения остеопатических методов в протокол лечения подростков с повышенным уровнем тревожности.

Список литературы

  1. Амбалова С.А. Особенности механизмов психоэмоционального состояния в юношеском возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6. №4. (1). С. 270-273.
  2. Аппаратно-программный комплекс «Мультипсихометр» www.multipsychometr.ru.
  3. Артюхова А.Е. Эмоциональные состояния в подростковом возрасте / А.Е. Артюхова, Т.Г. Бобченко // Инновационная наука. 2017. №5. С. 228-229.
  4. Буркова Е.В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т.18. С. 96-100.
  5. Егорова И.А. Краниальная остеопатия. Руководство для врачей // И.А. Егорова, Е.С. Михайлова. – СПб., 2013. 500 с.
  6. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников: дисс… канд. психол. наук. – М., 2005. 260 с.
  7. Остеопатия в разделах. Часть II. Методики остеопатической диагностики и коррекции дисфункций позвоночника, крестца, таза, верхней и нижней конечности: руководство для врачей/под ред. И.А. Егоровой, А.Е. Червотока. – СПб: Издательский дом СПб МАПО, 2010. – 200 с.
  8. Остеопатия в разделах. Часть III. Анатомия и физиология костей черепа, кинетические дисфункции сфено-базилярного синхондроза, клиническая практика / Под ред. И.А. Егоровой. СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2014. 206 с.
  9. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.; Воронеж: «МОДЭК», 2000. 304 с.
  10. Ромицына Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности. – М.: Речь, 2006. 112 с.
  11. Старшинина И.В. Феномен подростковой тревожности // Преподаватель ХХI век. 2007. №1. С. 183-187.
  12. Фомина Н.А. Особенности общительности и тревожности подростков / Н.А. Фомина, Т.А. Аратюнян // Вестник РУДН, 2011. № 3. С. 61-67.
  13. Frymann Viola M. Legacy of Osteopathy to Children / M. Viola Frymann. JAOA, 1998. 360 р.
  14. Sutherland W.G. Osteopathie dans le champ cranien / W. G. Sutherland. Paris: Ed. Sully, 2002. 333 p.
  15. Egorova I.A. Einfluss der Osteopathie auf den korperlichen und mentalen Zustand von Teenagern / I.A. Egorova, A.D. Buchnov // Osteopathische Medizin, 2015 / 1б. Jahrgang. S.19-26.

Поделиться

2308

Егорова И. А., Бучнов А. Д. Эффективность остеопатической коррекции тревожности у школьников // Технические и естественные науки: инновации и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 35-38. URL: https://apni.ru/article/308-effektivnost-osteopaticheskoj-korrektsii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Медицинские науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля