Главная
Конференции
Технические и естественные науки: инновации и перспективы
Эффективность остеопатической коррекции тревожности у школьников

Эффективность остеопатической коррекции тревожности у школьников

Секция

Медицинские науки

Ключевые слова

остеопатический статус
психоэмоциональное состояние
субъективное состояние
уровень тревожности

Аннотация статьи

На фоне остеопатической коррекции соматических дисфункций проведена оценка уровня ситуационной, личностной и школьной тревожности, субъективное состояние и выраженность психоэмоционального напряжения у 28 подростков-школьников в возрасте от 14 до 15 лет.

Текст статьи

Актуальность исследования. Проблема высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успешность учебной деятельности, является весьма актуальной [6, 11]. В 80% случаев, повышенная тревожность подростка – результат отношений в семье [4]. По данным С.А. Амбаловой (2017) в юношеском возрасте тревожность проявляется как проблема, связанная с уровнем самооценки и самоуважения. Выделяют поведенческие, физиологические и эмоциональные признаки подростковой тревожности [9]. Известно, что более тревожные школьники имеют более низкие показатели успеваемости и интеллекта, являются более полезависимыми, в меньшей степени проявляют способности к различению разных объектов, в отличие от учащихся с меньшим уровнем школьной тревожности [9, 12]. По данным А.Е. Артюховой с соавт. (2017) установлено, что у 41% подростков выявлялся высокий уровень тревожности, средний – в 38% случаев, низкий уровень тревожности имели 21% учащихся.

Цель исследования. Оценка эффективности остеопатической коррекции тревожности у подростков-школьников.

Задачи исследования:

– оценить у школьников уровень школьной тревожности, тревоги в семье и в отношениях со сверстниками;

– изучить субъективное состояние по тесту САН до и после коррекции;

– оценить остеопатический статус школьников до и после коррекции;

– исследовать уровень ситуационной и личностной тревожности до и после коррекции;

– исследовать уровень психоэмоционального напряжения подростков до и после коррекции.

Методы. На базе Института Остеопатической Медицины им. В.Л. Андрианова проведено комплексное обследование 28 подростков в возрасте от 14 до 15 лет. По результатам оценки психоэмоционального состояния по анкете «Стресс» были выделены две группы подростков: с низким уровнем нервно-эмоционального напряжения (п=8 чел.) и с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения (п=20 чел.). Из числа подростков с высоким уровнем стресса были выделены две группы лиц: контрольная группа (КГ) в количестве 10 человек и основная группа (ОГ) в количестве 10 человек. Лицам КГ проводилось психологическая коррекция, в ОГ – остеопатическое лечение в сочетании с психологической коррекцией.

Из обследования были исключены дети с задержкой психомоторного развития (в анамнезе), олигофренией, с нарушением интеллекта, с врождёнными патологиями нервной системы, со структуральными изменениями головного мозга.

Психофизиологическое тестирование обследуемых лиц проведено с помощью аппаратно-программного психодиагностического комплекса АПК «Мультипсихометр» [2]. Определялись показатели субъективного состояния по тесту САН, ситуационной и личностной тревожности по опроснику Ч. Спилбергера-Ю. Ханина, выраженности нервно-психического напряжения по анкете «Стресс» и школьной тревожности тесту ПТ-3 [10].

Остеопатическое обследование включало оценку состояния мышечно-скелетной, краниосакральной и висцеральной систем по общепринятым схемам и осуществлялась дифференцированно в зависимости от найденных биомеханических нарушений [5, 7-8, 13-15].

Лица ОГ на фоне психологической коррекции получали дополнительно остеопатическую коррекцию соматических дисфункций. Остеопатическая коррекция в течение 40 минут проводилась 4 раза с интервалом в 1 неделю. Проводилось общее остеопатическое лечение (TGO).

Лицам КГ проводились индивидуальная коррекция дезадаптации методом психологического индивидуального консультирования (1 раз в неделю по 1 часу в количестве 4-х сеансов).

Сравнительная оценка анализируемых показателей функционального состояния организма пациентов осуществлялась до и после курса остеопатической коррекции состояния.

Применялся непараметрический метод оценки достоверности различий с целью выявления информативности показателей в исследуемых группах подростков до и после коррекции.

Показано, что у подростков обследованных групп отмечались высокие показатели общей школьной тревожности, показатели тревоги в связи с проверкой знаний и в отношении с учителями. Показатели общей, личностной и коммуникативной тревожности менее выражены. Показатели тревоги, связанной с оценкой окружающих, в отношениях с родителями и со сверстниками, а также тревоги самовыражения – наиболее низкие.

В ОГ после коррекции выявлялось увеличение значений показателей теста САН: самочувствия (на 33,3%; р<0,01), активности (на 20%; р<0,01) и настроения (на 17%; р<0,05).

Установлено, что в ОГ после коррекции отмечалось уменьшение уровня ситуационной тревожности (в 1,6 раза; р<0,001) по тесту Ч. Спилбергера- Ю. Ханина и выраженности психоэмоционального напряжения по анкете стресс (в 1,5 раза; р<0,001).

В ОГ подростков после остеопатической коррекции выявлялось увеличение значений показателей КСМ: ритма (в 1,4 раза; р<0,001), амплитуды (на 25%; р<0,001) и силы (на 27%; р<0,001), а также уменьшение частоты встречаемости соматических дисфункций затылочной кости, черепной диафрагмы, коронарного и окципито-мастоидального швов (в 7-9 раз: р<0,01). Показано, что до коррекции частота встречаемости соматических дисфункций крестца, грудной диафрагмы, тазовой диафрагмы и сагиттального шва составляла от 40% до 60%, после коррекции указанные дисфункции в ОГ не наблюдались вовсе. У подростков КГ после коррекции положительной динамики оцениваемых показателей остеопатического статуса не отмечалось.

Выводы. Доказана целесообразность включения остеопатических методов в протокол лечения подростков с повышенным уровнем тревожности.

Список литературы

  1. Амбалова С.А. Особенности механизмов психоэмоционального состояния в юношеском возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6. №4. (1). С. 270-273.
  2. Аппаратно-программный комплекс «Мультипсихометр» www.multipsychometr.ru.
  3. Артюхова А.Е. Эмоциональные состояния в подростковом возрасте / А.Е. Артюхова, Т.Г. Бобченко // Инновационная наука. 2017. №5. С. 228-229.
  4. Буркова Е.В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т.18. С. 96-100.
  5. Егорова И.А. Краниальная остеопатия. Руководство для врачей // И.А. Егорова, Е.С. Михайлова. – СПб., 2013. 500 с.
  6. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников: дисс… канд. психол. наук. – М., 2005. 260 с.
  7. Остеопатия в разделах. Часть II. Методики остеопатической диагностики и коррекции дисфункций позвоночника, крестца, таза, верхней и нижней конечности: руководство для врачей/под ред. И.А. Егоровой, А.Е. Червотока. – СПб: Издательский дом СПб МАПО, 2010. – 200 с.
  8. Остеопатия в разделах. Часть III. Анатомия и физиология костей черепа, кинетические дисфункции сфено-базилярного синхондроза, клиническая практика / Под ред. И.А. Егоровой. СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2014. 206 с.
  9. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.; Воронеж: «МОДЭК», 2000. 304 с.
  10. Ромицына Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности. – М.: Речь, 2006. 112 с.
  11. Старшинина И.В. Феномен подростковой тревожности // Преподаватель ХХI век. 2007. №1. С. 183-187.
  12. Фомина Н.А. Особенности общительности и тревожности подростков / Н.А. Фомина, Т.А. Аратюнян // Вестник РУДН, 2011. № 3. С. 61-67.
  13. Frymann Viola M. Legacy of Osteopathy to Children / M. Viola Frymann. JAOA, 1998. 360 р.
  14. Sutherland W.G. Osteopathie dans le champ cranien / W. G. Sutherland. Paris: Ed. Sully, 2002. 333 p.
  15. Egorova I.A. Einfluss der Osteopathie auf den korperlichen und mentalen Zustand von Teenagern / I.A. Egorova, A.D. Buchnov // Osteopathische Medizin, 2015 / 1б. Jahrgang. S.19-26.

Поделиться

2718

Егорова И. А., Бучнов А. Д. Эффективность остеопатической коррекции тревожности у школьников // Технические и естественные науки: инновации и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 35-38. URL: https://apni.ru/article/308-effektivnost-osteopaticheskoj-korrektsii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Медицинские науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января