Актуальность исследования. Проблема высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успешность учебной деятельности, является весьма актуальной [6, 11]. В 80% случаев, повышенная тревожность подростка – результат отношений в семье [4]. По данным С.А. Амбаловой (2017) в юношеском возрасте тревожность проявляется как проблема, связанная с уровнем самооценки и самоуважения. Выделяют поведенческие, физиологические и эмоциональные признаки подростковой тревожности [9]. Известно, что более тревожные школьники имеют более низкие показатели успеваемости и интеллекта, являются более полезависимыми, в меньшей степени проявляют способности к различению разных объектов, в отличие от учащихся с меньшим уровнем школьной тревожности [9, 12]. По данным А.Е. Артюховой с соавт. (2017) установлено, что у 41% подростков выявлялся высокий уровень тревожности, средний – в 38% случаев, низкий уровень тревожности имели 21% учащихся.
Цель исследования. Оценка эффективности остеопатической коррекции тревожности у подростков-школьников.
Задачи исследования:
– оценить у школьников уровень школьной тревожности, тревоги в семье и в отношениях со сверстниками;
– изучить субъективное состояние по тесту САН до и после коррекции;
– оценить остеопатический статус школьников до и после коррекции;
– исследовать уровень ситуационной и личностной тревожности до и после коррекции;
– исследовать уровень психоэмоционального напряжения подростков до и после коррекции.
Методы. На базе Института Остеопатической Медицины им. В.Л. Андрианова проведено комплексное обследование 28 подростков в возрасте от 14 до 15 лет. По результатам оценки психоэмоционального состояния по анкете «Стресс» были выделены две группы подростков: с низким уровнем нервно-эмоционального напряжения (п=8 чел.) и с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения (п=20 чел.). Из числа подростков с высоким уровнем стресса были выделены две группы лиц: контрольная группа (КГ) в количестве 10 человек и основная группа (ОГ) в количестве 10 человек. Лицам КГ проводилось психологическая коррекция, в ОГ – остеопатическое лечение в сочетании с психологической коррекцией.
Из обследования были исключены дети с задержкой психомоторного развития (в анамнезе), олигофренией, с нарушением интеллекта, с врождёнными патологиями нервной системы, со структуральными изменениями головного мозга.
Психофизиологическое тестирование обследуемых лиц проведено с помощью аппаратно-программного психодиагностического комплекса АПК «Мультипсихометр» [2]. Определялись показатели субъективного состояния по тесту САН, ситуационной и личностной тревожности по опроснику Ч. Спилбергера-Ю. Ханина, выраженности нервно-психического напряжения по анкете «Стресс» и школьной тревожности тесту ПТ-3 [10].
Остеопатическое обследование включало оценку состояния мышечно-скелетной, краниосакральной и висцеральной систем по общепринятым схемам и осуществлялась дифференцированно в зависимости от найденных биомеханических нарушений [5, 7-8, 13-15].
Лица ОГ на фоне психологической коррекции получали дополнительно остеопатическую коррекцию соматических дисфункций. Остеопатическая коррекция в течение 40 минут проводилась 4 раза с интервалом в 1 неделю. Проводилось общее остеопатическое лечение (TGO).
Лицам КГ проводились индивидуальная коррекция дезадаптации методом психологического индивидуального консультирования (1 раз в неделю по 1 часу в количестве 4-х сеансов).
Сравнительная оценка анализируемых показателей функционального состояния организма пациентов осуществлялась до и после курса остеопатической коррекции состояния.
Применялся непараметрический метод оценки достоверности различий с целью выявления информативности показателей в исследуемых группах подростков до и после коррекции.
Показано, что у подростков обследованных групп отмечались высокие показатели общей школьной тревожности, показатели тревоги в связи с проверкой знаний и в отношении с учителями. Показатели общей, личностной и коммуникативной тревожности менее выражены. Показатели тревоги, связанной с оценкой окружающих, в отношениях с родителями и со сверстниками, а также тревоги самовыражения – наиболее низкие.
В ОГ после коррекции выявлялось увеличение значений показателей теста САН: самочувствия (на 33,3%; р<0,01), активности (на 20%; р<0,01) и настроения (на 17%; р<0,05).
Установлено, что в ОГ после коррекции отмечалось уменьшение уровня ситуационной тревожности (в 1,6 раза; р<0,001) по тесту Ч. Спилбергера- Ю. Ханина и выраженности психоэмоционального напряжения по анкете стресс (в 1,5 раза; р<0,001).
В ОГ подростков после остеопатической коррекции выявлялось увеличение значений показателей КСМ: ритма (в 1,4 раза; р<0,001), амплитуды (на 25%; р<0,001) и силы (на 27%; р<0,001), а также уменьшение частоты встречаемости соматических дисфункций затылочной кости, черепной диафрагмы, коронарного и окципито-мастоидального швов (в 7-9 раз: р<0,01). Показано, что до коррекции частота встречаемости соматических дисфункций крестца, грудной диафрагмы, тазовой диафрагмы и сагиттального шва составляла от 40% до 60%, после коррекции указанные дисфункции в ОГ не наблюдались вовсе. У подростков КГ после коррекции положительной динамики оцениваемых показателей остеопатического статуса не отмечалось.
Выводы. Доказана целесообразность включения остеопатических методов в протокол лечения подростков с повышенным уровнем тревожности.