Важной задачей современного школьного образования является подготовка творческой личности, которая может самостоятельно приобретать знания и в дальнейшем использовать их в практической деятельности. В связи с этим на первый план выходит проблема формирования учебно-познавательных компетенций школьников. Ведь при стремительной смене окружающего мира только овладение учащимися познавательными способностями обеспечивает условия для их саморазвития и самосовершенствования.
Согласно ФГОС метапредметными результатами обучения физике в общеобразовательной школе являются универсальные учебные действия, в состав которых входят познавательные универсальные учебные действия. Асмолов А.Г, Володарская И.А., Карабанова О.А. и многие другие методисты, отводят важную роль, в формировании учебно-познавательных способностей обучающихся в школе.
Цель исследования заключается в разработке методики развития учебно-познавательных компетенций обучающихся основной школы при обучении физике на основе специально разработанной системы заданий, связанной с индивидуальным подходом в обучении.
Объектом исследования является индивидуальная познавательная деятельность обучающихся при изучении физики.
Предметом исследования является применение специальной системы заданий в процессе индивидуального обучения физике, способствующей формированию учебно-познавательных компетенций обучающихся.
Исследованиями использования на уроках индивидуального подхода занимались такие авторы как А.А.Кирсанов, Е.Я.Голант, Е.С. Рабунский, Н.Э. Гронлунд, Н.А. Менчинская и многие другие. Перечисленные методисты отмечали необходимость внедрения в учебный процесс индивидуального подхода для полноценного всестороннего развития учеников [1, c.20].
Физика как учебный предмет занимает определяющее место в формировании у учащихся научной картины мира и поэтому играет роль базового компонента в содержании естественнонаучного образования.
Общепризнанной идеей современного образования считается соответствие ее школьного содержания развития науки, а также тем методам познания, которые являются решающими в науке. Реализовать эту идею в основной школе возможно благодаря индивидуальному подходу к результатам обучения и структурированию содержания образования по разным программным уровням в зависимости от способностей и образовательных потребностей учащихся, с учетом их познавательных интересов и жизненных целей. Поэтому в основной школе изучение физики осуществляется на основе профилизации обучения, как это предлагает Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования, в зависимости от выбранной учащимися учебной программы:
- на уровне стандарта курс физики ограничивается обязательными результатами обучения, то есть минимально необходимой суммой знаний и умений, которые имеют главным образом мировоззренческие направления;
- на академическом уровне закладываются базовые знания по физике, достаточные для продолжения обучения по направлениям, где требуется соответствующая подготовка по физике;
- на уровне профильного обучения у учащихся формируются фундаментальные знания по физике, поскольку их совершенствованием ученики в основном связывают свое будущее в профессиональном росте [12, c.11].
Главная цель обучения физике в основной школе заключается в развитии физического знания и научного стиля мышления учащихся на основе базового курса физики основной школы, формирование у них научного мировоззрения, способности к научному познанию мира, осознание экологической культуры жизнедеятельности, общеобразовательной подготовки к будущей профессии и продолжения обучения. В соответствии с этим содержание физического образования направлено на овладение учащимися научных фактов и фундаментальных идей, осознание ими сути понятий и законов, принципов и теорий, которые позволяют объяснить ход физических явлений и процессов, выяснить их закономерности, характеризовать современную физическую картину мира, понять научные основы современного производства, техники и технологий, овладеть основными методами научного познания и использовать полученные знания в практической деятельности.
Содержание курса физики основной школы согласуется с общими смысловыми линиями образовательной области «Естествознание» и характеризуется такими категориальными составляющими: вещество и поле; движение и взаимодействия; законы и закономерности физики; методы научного познания; роль физических знаний в жизни человека и общественном развитии.
Основными задачами курса физики основной школы являются:
- формирование у учащихся системы физического знания на основе современных физических теорий (научных фактов, понятий, теоретических моделей, законов, принципов) и развитие у них способности применять полученные знания в познавательной практике;
- овладение учащимися методологии естественнонаучного познания и научным стилем мышления, осознания сути физической картины мира и применение их для объяснения различных физических явлений и процессов;
- формирование у учащихся общих алгоритмов решения физических задач различными методами, эвристических приемов поиска решения проблем адекватными средствами физики;
- развитие у учащихся обобщенного экспериментального умения вести естественнонаучные исследования методами физического познания (планирование эксперимента, выбор метода исследования, измерения, обработка и интерпретация полученных результатов);
- формирование научного мировоззрения учащихся, раскрытие роли физического знания в жизни человека и общественном развитии, освещение этических проблем научного познания средствами физики, формирование экологической культуры человека средствами физики [10, c.46-54].
Обучение физике в основной школе, как правило, является профильным. При таких условиях структурирование содержания физического образования и дифференциация требований к его усвоению реализуется благодаря учебным программам различных уровней.
Физика - экспериментальная наука, поэтому эта ее черта определяет ряд специфических задач школьного курса физики, направленных на усвоение научных методов познания. В школьном обучении эксперимент реализуется в форме лабораторных работ, работ физического практикума, внеурочных опытов и наблюдений [3, c.71-73]. Выполнение различных видов работ предполагает владение учащимися определенной совокупностью умений, обеспечивающих достижение определенного результата, а именно:
- умение планировать эксперимент,
- умение подготовить эксперимент;
- умение наблюдать;
- умение измерять физические величины;
- умение обрабатывать результаты эксперимента;
- умение интерпретировать результаты эксперимента.
Очевидно, что формирование такого обобщенного экспериментального умения - процесс длительный, требующий планомерной работы учителя и обучающихся в течение всего времени обучения физике в основной школе.
Вызвать положительное отношение учащихся к обучению, пробудить в них познавательный интерес можно при использовании индивидуального подхода, который предполагает включение различных технологий обучения, а также разработку и внедрение в учебный процесс заданий, учитывающих физиологические и психические особенности каждого обучающегося. При этом сложность заданий целесообразно варьировать.
Активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся можно уделяя повышенное внимание мотивации их деятельности, выделяя те черты обучающихся, которые наиболее важны в процессе обучения. Наиболее важными чертами в процессе обучения являются:
- Уровень умственного развития (знаний). По данному критерию можно разрабатывать задания различного уровня сложности (от базового до повышенного уровня, олимпиадных задач).
- Познавательный интерес, включающий в себя основные стадии его повышения: любопытство, любознательность и устойчивый познавательный интерес. По данному критерию наиболее целесообразно применять форму организации учебной деятельности, включающей в себя различные приемы и методы решения познавательных задач, создание проблемных ситуаций, использование различного рода самостоятельных и творческих работ для формирования устойчивого познавательного интереса.
- Склонности (индивидуальные особенности каждого обучающегося). Основной задачей учителя, согласно данному критерию, является умение разделять обучающихся по типу темперамента (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник, а также экстраверт и интроверт), подбирая к каждому обучающемуся в зависимости от его типа темперамента тот или иной подход и метод обучения в процессе учебной деятельности.
Организация деятельности обучающихся на занятии при внедрении индивидуального подхода может состоять из следующих этапов:
- постановка задачи;
- самостоятельный сбор учениками нужной информации (по разным источникам информации и с использованием различных способов ее представления);
- формулирование составленной задачи и ее презентация.
Заслуживают внимания творческие задания (проекты) на составление текстовых задач с физическим содержанием по данной физической модели. Задача такого типа не только иллюстрирует применение физических знаний на практике. Одна и та же физическая модель может описывать различные явления и процессы, поэтому, изучив одну модель, результаты можно применить в другой ситуации. Такое ознакомление школьников с понятием физической модели способствует формированию обобщенных знаний и умений школьников, способных к их «переносу» в различные ситуации.
Из данного исследования можно сделать вывод, что внедрение в учебный процесс индивидуального подхода, направленного на учет особенностей каждого обучающегося (умственных способностей, познавательного интереса, склонностей) способствует повышению учебно-познавательных способностей обучающихся, и, как следствие, качества процесса обучения физике, что проявляется в способности правильно проводить эксперимент, использовать физическую терминологию и верно интерпретировать его результаты. Применение методики индивидуализации обучения, организация процесса самостоятельной деятельности, использование информационно-коммуникативных технологий, сочетание групповых, индивидуальных и фронтальных занятий являются существенными условиями повышения развивающего потенциала обучения физике в основной школе.