Главная
АИ #43 (70)
Статьи журнала АИ #43 (70)
Развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся основной школы при обучен...

Развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся основной школы при обучении физике на основе индивидуального подхода

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

учебно-познавательные компетенции
познавательная активность
индивидуализация
индивидуальный подход
эксперимент

Аннотация статьи

В статье излагается проблема формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся в основной школе. Использованы анализ психологической, учебно-методической литературы в контексте исследования, изучение и обобщение передового педагогического и собственного опыта работы в учебных заведениях. Также проведен анализ научной литературы по данной проблеме. Приводятся экспериментальные результаты по формированию учебно-познавательных компетенций на уроках физики путем совместного решения компетентностных задач и выполнения лабораторных работ.

Текст статьи

Важной задачей современного школьного образования является подготовка творческой личности, которая может самостоятельно приобретать знания и в дальнейшем использовать их в практической деятельности. В связи с этим на первый план выходит проблема формирования учебно-познавательных компетенций школьников. Ведь при стремительной смене окружающего мира только овладение учащимися познавательными способностями обеспечивает условия для их саморазвития и самосовершенствования.

Согласно ФГОС метапредметными результатами обучения физике в общеобразовательной школе являются универсальные учебные действия, в состав которых входят познавательные универсальные учебные действия. Асмолов А.Г, Володарская И.А., Карабанова О.А. и многие другие методисты, отводят важную роль, в формировании учебно-познавательных способностей обучающихся в школе.

Цель исследования заключается в разработке методики развития учебно-познавательных компетенций обучающихся основной школы при обучении физике на основе специально разработанной системы заданий, связанной с индивидуальным подходом в обучении.

Объектом исследования является индивидуальная познавательная деятельность обучающихся при изучении физики.

Предметом исследования является применение специальной системы заданий в процессе индивидуального обучения физике, способствующей формированию учебно-познавательных компетенций обучающихся.

Исследованиями использования на уроках индивидуального подхода занимались такие авторы как А.А.Кирсанов, Е.Я.Голант, Е.С. Рабунский, Н.Э. Гронлунд, Н.А. Менчинская и многие другие. Перечисленные методисты отмечали необходимость внедрения в учебный процесс индивидуального подхода для полноценного всестороннего развития учеников [1, c.20].

Физика как учебный предмет занимает определяющее место в формировании у учащихся научной картины мира и поэтому играет роль базового компонента в содержании естественнонаучного образования.

Общепризнанной идеей современного образования считается соответствие ее школьного содержания развития науки, а также тем методам познания, которые являются решающими в науке. Реализовать эту идею в основной школе возможно благодаря индивидуальному подходу к результатам обучения и структурированию содержания образования по разным программным уровням в зависимости от способностей и образовательных потребностей учащихся, с учетом их познавательных интересов и жизненных целей. Поэтому в основной школе изучение физики осуществляется на основе профилизации обучения, как это предлагает Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования, в зависимости от выбранной учащимися учебной программы:

  • на уровне стандарта курс физики ограничивается обязательными результатами обучения, то есть минимально необходимой суммой знаний и умений, которые имеют главным образом мировоззренческие направления;
  • на академическом уровне закладываются базовые знания по физике, достаточные для продолжения обучения по направлениям, где требуется соответствующая подготовка по физике;
  • на уровне профильного обучения у учащихся формируются фундаментальные знания по физике, поскольку их совершенствованием ученики в основном связывают свое будущее в профессиональном росте [12, c.11].

Главная цель обучения физике в основной школе заключается в развитии физического знания и научного стиля мышления учащихся на основе базового курса физики основной школы, формирование у них научного мировоззрения, способности к научному познанию мира, осознание экологической культуры жизнедеятельности, общеобразовательной подготовки к будущей профессии и продолжения обучения. В соответствии с этим содержание физического образования направлено на овладение учащимися научных фактов и фундаментальных идей, осознание ими сути понятий и законов, принципов и теорий, которые позволяют объяснить ход физических явлений и процессов, выяснить их закономерности, характеризовать современную физическую картину мира, понять научные основы современного производства, техники и технологий, овладеть основными методами научного познания и использовать полученные знания в практической деятельности.

Содержание курса физики основной школы согласуется с общими смысловыми линиями образовательной области «Естествознание» и характеризуется такими категориальными составляющими: вещество и поле; движение и взаимодействия; законы и закономерности физики; методы научного познания; роль физических знаний в жизни человека и общественном развитии.

Основными задачами курса физики основной школы являются:

  • формирование у учащихся системы физического знания на основе современных физических теорий (научных фактов, понятий, теоретических моделей, законов, принципов) и развитие у них способности применять полученные знания в познавательной практике;
  • овладение учащимися методологии естественнонаучного познания и научным стилем мышления, осознания сути физической картины мира и применение их для объяснения различных физических явлений и процессов;
  • формирование у учащихся общих алгоритмов решения физических задач различными методами, эвристических приемов поиска решения проблем адекватными средствами физики;
  • развитие у учащихся обобщенного экспериментального умения вести естественнонаучные исследования методами физического познания (планирование эксперимента, выбор метода исследования, измерения, обработка и интерпретация полученных результатов);
  • формирование научного мировоззрения учащихся, раскрытие роли физического знания в жизни человека и общественном развитии, освещение этических проблем научного познания средствами физики, формирование экологической культуры человека средствами физики [10, c.46-54].

Обучение физике в основной школе, как правило, является профильным. При таких условиях структурирование содержания физического образования и дифференциация требований к его усвоению реализуется благодаря учебным программам различных уровней.

Физика - экспериментальная наука, поэтому эта ее черта определяет ряд специфических задач школьного курса физики, направленных на усвоение научных методов познания. В школьном обучении эксперимент реализуется в форме лабораторных работ, работ физического практикума, внеурочных опытов и наблюдений [3, c.71-73]. Выполнение различных видов работ предполагает владение учащимися определенной совокупностью умений, обеспечивающих достижение определенного результата, а именно:

  • умение планировать эксперимент,
  • умение подготовить эксперимент;
  • умение наблюдать;
  • умение измерять физические величины;
  • умение обрабатывать результаты эксперимента;
  • умение интерпретировать результаты эксперимента.

Очевидно, что формирование такого обобщенного экспериментального умения - процесс длительный, требующий планомерной работы учителя и обучающихся в течение всего времени обучения физике в основной школе.

Вызвать положительное отношение учащихся к обучению, пробудить в них познавательный интерес можно при использовании индивидуального подхода, который предполагает включение различных технологий обучения, а также разработку и внедрение в учебный процесс заданий, учитывающих физиологические и психические особенности каждого обучающегося. При этом сложность заданий целесообразно варьировать.

Активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся можно уделяя повышенное внимание мотивации их деятельности, выделяя те черты обучающихся, которые наиболее важны в процессе обучения. Наиболее важными чертами в процессе обучения являются:

  1. Уровень умственного развития (знаний). По данному критерию можно разрабатывать задания различного уровня сложности (от базового до повышенного уровня, олимпиадных задач).
  2. Познавательный интерес, включающий в себя основные стадии его повышения: любопытство, любознательность и устойчивый познавательный интерес. По данному критерию наиболее целесообразно применять форму организации учебной деятельности, включающей в себя различные приемы и методы решения познавательных задач, создание проблемных ситуаций, использование различного рода самостоятельных и творческих работ для формирования устойчивого познавательного интереса.
  3. Склонности (индивидуальные особенности каждого обучающегося). Основной задачей учителя, согласно данному критерию, является умение разделять обучающихся по типу темперамента (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник, а также экстраверт и интроверт), подбирая к каждому обучающемуся в зависимости от его типа темперамента тот или иной подход и метод обучения в процессе учебной деятельности.

Организация деятельности обучающихся на занятии при внедрении индивидуального подхода может состоять из следующих этапов:

  • постановка задачи;
  • самостоятельный сбор учениками нужной информации (по разным источникам информации и с использованием различных способов ее представления);
  • формулирование составленной задачи и ее презентация.

Заслуживают внимания творческие задания (проекты) на составление текстовых задач с физическим содержанием по данной физической модели. Задача такого типа не только иллюстрирует применение физических знаний на практике. Одна и та же физическая модель может описывать различные явления и процессы, поэтому, изучив одну модель, результаты можно применить в другой ситуации. Такое ознакомление школьников с понятием физической модели способствует формированию обобщенных знаний и умений школьников, способных к их «переносу» в различные ситуации.

Из данного исследования можно сделать вывод, что внедрение в учебный процесс индивидуального подхода, направленного на учет особенностей каждого обучающегося (умственных способностей, познавательного интереса, склонностей) способствует повышению учебно-познавательных способностей обучающихся, и, как следствие, качества процесса обучения физике, что проявляется в способности правильно проводить эксперимент, использовать физическую терминологию и верно интерпретировать его результаты. Применение методики индивидуализации обучения, организация процесса самостоятельной деятельности, использование информационно-коммуникативных технологий, сочетание групповых, индивидуальных и фронтальных занятий являются существенными условиями повышения развивающего потенциала обучения физике в основной школе.

Список литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход // М.: Знание, 1992.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология.: Учебное пособие. – Ростов на Дону: Изд-во Феникс, 1997. - 480 с.
  3. Зуев, П.В. Мерзлякова О.П. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе / Зуев П.В, Мерзлякова О.П.-Издательство «ФЛИНТА», 2012. – 100 с.
  4. Зуев, П. В. Повышение уровня физического образования в процессе обучения школьников [Текст] : монография / П. В. Зуев Екатеринбург, 2000.
  5. Ивашкин Д.А. Освоение метода познания на уроках физики // Физика в школе. – 2011. – №14. – С. 23-2
  6. Мерзлякова, О.П. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе реализации принципа дополнительности в процессе обучения физике в школе [Текст] : дис…канд. пед. наук / О.П. Мерзлякова. – Екатеринбург, 2007. – 203с.
  7. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М.: «Академия», 2009. – 198 с.
  8. Перышкин, А.В. Физика. 9 кл. : учебник / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2014. – 319 с.
  9. Сулимова Е.Ю. Самостоятельность в учебном процессе на современном этапе образования в помощь преподавателю / Е.Ю. Сулимова. – Челябинск: Энциклопедия, 2008. – 40 с.
  10. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Т.И. Носова и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.
  11. Усова, А. В. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике [Текст] / А.В. Усова, З.А. Вологодская. – Челябинск: ЧПГУ, Факел, 1996. – 126 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457
  13. Шефер О.Р. Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся в процессе обучения работы с информацией физического содержания / О.Р. Шефер // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования / IХ межвузовский сборник научных трудов / под ред. О.Р. Шефер. – Челябинск: Изд-во «Край Ра», 20 – С. 18-23.

Поделиться

2171

Артемьева А. А. Развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся основной школы при обучении физике на основе индивидуального подхода // Актуальные исследования. 2021. №43 (70). С. 60-63. URL: https://apni.ru/article/3080-razvitie-uchebno-poznavatelnikh-kompetentsij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января