Автор(-ы):
Артемьева Ангелина Александровна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье излагается проблема формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся в основной школе. Использованы анализ психологической, учебно-методической литературы в контексте исследования, изучение и обобщение передового педагогического и собственного опыта работы в учебных заведениях. Также проведен анализ научной литературы по данной проблеме. Приводятся экспериментальные результаты по формированию учебно-познавательных компетенций на уроках физики путем совместного решения компетентностных задач и выполнения лабораторных работ.
Текст статьи
Важной задачей современного школьного образования является подготовка творческой личности, которая может самостоятельно приобретать знания и в дальнейшем использовать их в практической деятельности. В связи с этим на первый план выходит проблема формирования учебно-познавательных компетенций школьников. Ведь при стремительной смене окружающего мира только овладение учащимися познавательными способностями обеспечивает условия для их саморазвития и самосовершенствования.
Согласно ФГОС метапредметными результатами обучения физике в общеобразовательной школе являются универсальные учебные действия, в состав которых входят познавательные универсальные учебные действия. Асмолов А.Г, Володарская И.А., Карабанова О.А. и многие другие методисты, отводят важную роль, в формировании учебно-познавательных способностей обучающихся в школе.
Цель исследования заключается в разработке методики развития учебно-познавательных компетенций обучающихся основной школы при обучении физике на основе специально разработанной системы заданий, связанной с индивидуальным подходом в обучении.
Объектом исследования является индивидуальная познавательная деятельность обучающихся при изучении физики.
Предметом исследования является применение специальной системы заданий в процессе индивидуального обучения физике, способствующей формированию учебно-познавательных компетенций обучающихся.
Исследованиями использования на уроках индивидуального подхода занимались такие авторы как А.А.Кирсанов, Е.Я.Голант, Е.С. Рабунский, Н.Э. Гронлунд, Н.А. Менчинская и многие другие. Перечисленные методисты отмечали необходимость внедрения в учебный процесс индивидуального подхода для полноценного всестороннего развития учеников [1, c.20].
Физика как учебный предмет занимает определяющее место в формировании у учащихся научной картины мира и поэтому играет роль базового компонента в содержании естественнонаучного образования.
Общепризнанной идеей современного образования считается соответствие ее школьного содержания развития науки, а также тем методам познания, которые являются решающими в науке. Реализовать эту идею в основной школе возможно благодаря индивидуальному подходу к результатам обучения и структурированию содержания образования по разным программным уровням в зависимости от способностей и образовательных потребностей учащихся, с учетом их познавательных интересов и жизненных целей. Поэтому в основной школе изучение физики осуществляется на основе профилизации обучения, как это предлагает Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования, в зависимости от выбранной учащимися учебной программы:
Главная цель обучения физике в основной школе заключается в развитии физического знания и научного стиля мышления учащихся на основе базового курса физики основной школы, формирование у них научного мировоззрения, способности к научному познанию мира, осознание экологической культуры жизнедеятельности, общеобразовательной подготовки к будущей профессии и продолжения обучения. В соответствии с этим содержание физического образования направлено на овладение учащимися научных фактов и фундаментальных идей, осознание ими сути понятий и законов, принципов и теорий, которые позволяют объяснить ход физических явлений и процессов, выяснить их закономерности, характеризовать современную физическую картину мира, понять научные основы современного производства, техники и технологий, овладеть основными методами научного познания и использовать полученные знания в практической деятельности.
Содержание курса физики основной школы согласуется с общими смысловыми линиями образовательной области «Естествознание» и характеризуется такими категориальными составляющими: вещество и поле; движение и взаимодействия; законы и закономерности физики; методы научного познания; роль физических знаний в жизни человека и общественном развитии.
Основными задачами курса физики основной школы являются:
Обучение физике в основной школе, как правило, является профильным. При таких условиях структурирование содержания физического образования и дифференциация требований к его усвоению реализуется благодаря учебным программам различных уровней.
Физика - экспериментальная наука, поэтому эта ее черта определяет ряд специфических задач школьного курса физики, направленных на усвоение научных методов познания. В школьном обучении эксперимент реализуется в форме лабораторных работ, работ физического практикума, внеурочных опытов и наблюдений [3, c.71-73]. Выполнение различных видов работ предполагает владение учащимися определенной совокупностью умений, обеспечивающих достижение определенного результата, а именно:
Очевидно, что формирование такого обобщенного экспериментального умения - процесс длительный, требующий планомерной работы учителя и обучающихся в течение всего времени обучения физике в основной школе.
Вызвать положительное отношение учащихся к обучению, пробудить в них познавательный интерес можно при использовании индивидуального подхода, который предполагает включение различных технологий обучения, а также разработку и внедрение в учебный процесс заданий, учитывающих физиологические и психические особенности каждого обучающегося. При этом сложность заданий целесообразно варьировать.
Активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся можно уделяя повышенное внимание мотивации их деятельности, выделяя те черты обучающихся, которые наиболее важны в процессе обучения. Наиболее важными чертами в процессе обучения являются:
Организация деятельности обучающихся на занятии при внедрении индивидуального подхода может состоять из следующих этапов:
Заслуживают внимания творческие задания (проекты) на составление текстовых задач с физическим содержанием по данной физической модели. Задача такого типа не только иллюстрирует применение физических знаний на практике. Одна и та же физическая модель может описывать различные явления и процессы, поэтому, изучив одну модель, результаты можно применить в другой ситуации. Такое ознакомление школьников с понятием физической модели способствует формированию обобщенных знаний и умений школьников, способных к их «переносу» в различные ситуации.
Из данного исследования можно сделать вывод, что внедрение в учебный процесс индивидуального подхода, направленного на учет особенностей каждого обучающегося (умственных способностей, познавательного интереса, склонностей) способствует повышению учебно-познавательных способностей обучающихся, и, как следствие, качества процесса обучения физике, что проявляется в способности правильно проводить эксперимент, использовать физическую терминологию и верно интерпретировать его результаты. Применение методики индивидуализации обучения, организация процесса самостоятельной деятельности, использование информационно-коммуникативных технологий, сочетание групповых, индивидуальных и фронтальных занятий являются существенными условиями повышения развивающего потенциала обучения физике в основной школе.
Список литературы
Поделиться
Артемьева А. А. Развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся основной школы при обучении физике на основе индивидуального подхода // Актуальные исследования. 2021. №43 (70). С. 60-63. URL: https://apni.ru/article/3080-razvitie-uchebno-poznavatelnikh-kompetentsij