Современный мир требует новых подходов к управлению организациями. Это касается и общеобразовательных учреждений. Такая потребность прежде всего вызвана необратимыми изменениями в общественных и экономических отношениях, которые были созданы повсеместным проникновением научно-технического прогресса. Конечной целью инновационного менеджмента становится повышение качества управления. Поэтому использование инновационных технологий обязательно предполагает радикально новый подход к управлению.
Общеобразовательные учреждения также нуждаются в пересмотре старых управленческих механизмов, влияющих на систему образования и её эффективность в целом.
Инновационное управление общеобразовательными учреждениями является составной частью инновационной системы образования и решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный скачок в предпринимательстве, производстве или социальной среде предприятия. Новые цели требуют выхода на новые ориентиры, новые критерии равновесия в системе, новые решения, новые образовательные структуры, т. е. вызывают необходимость разработки и осуществления комплекса действий, которые определяются как стратегии внедрения инновационной политики в общеобразовательные учреждения.
Планирование инноваций в управлении общеобразовательных учреждений осуществляется на основе ряда принципов. Важным принципом является обеспечение перспективного характера планирования нововведений. Этот принцип соблюдается при условии, что система планирования новшеств основывается на прогнозах и включает перспективные, среднесрочные и годовые планы. К важнейшим принципам относится программно-целевой принцип планирования управленческого перехода к инновациям. Соблюдение этого принципа особенно важно при анализе крупных научно-технических проблем и инновационных управленческих проектов, когда конечные результаты во многом зависят от сложности и взаимообусловленности внутриотраслевых и межотраслевых связей внутри и вне общеобразовательного учреждения. Принцип непрерывности планирования нововведений заключается в постоянном уточнении планируемых показателей образования на каждом последующем этапе инновационного менеджмента на основе постоянного обновления информации. Принцип комплексности планирования в исследуемых организациях предполагает обеспечение единства инновационного и социально-экономического планирования, выявление экономических, социальных, экологических, образовательных и информационных последствий практического использования результатов инновационных разработок, а также учет и синергию всех видов затрат и эффекта. Соблюдение принципа комплексности также необходимо и при подборе планируемых параметров инновационного развития. При планировании нововведений используются специальные нормативы, в том числе нормативы наукоёмкости и обоснованности изменений в общеобразовательных учреждениях.
Две точки зрения формируют взгляд на будущее инновационного управления в общеобразовательных учреждениях.
С одной стороны, нужна смена парадигмы. То есть речь идёт о революции в сфере менеджмента, о новых организациях с задачами, которые значительно отличаются от задач прошлого, о разрушительных инновациях, подводных камнях и сложности, которую невозможно ни обозреть, ни контролировать. Менеджмент общеобразовательных учреждений должно следовать новой логике, оперируя новыми подходами к управлению. Это требует нового мировоззрения, характеризующегося самоконтролем, самоорганизацией и способностью двигаться в неопределенных контекстах.
С другой стороны, перед руководством всегда стояла задача определить цели перед меняющимися условиями и требованиями и мотивировать сотрудников образовательных учреждений к их достижению. Таким образом, обсуждение децентрализации, отмены иерархий и новых форм самоорганизации не является чем-то новым, а возвращается циклически.
Для стратегии внедрения инновационной системы управления сформулированы две цели.
Первая цель. Общеобразовательные учреждения включают компетенции, необходимые для активного, самостоятельного участия в цифровом мире, в свои учебные и образовательные планы, а также рамочные планы, начиная с начальной школы. Это не реализуется через собственную учебную программу по отдельному предмету, но реализуется часть специализированных курсов по всем предметам. Каждый предмет включает в себя конкретные доступы к компетенциям в цифровом мире через свои материальные и сюжетные доступы. Таким образом, приобретаются конкретные профессиональные компетенции, но также основные (специализированные) конкретные проявления компетенций для цифрового мира. Развитие компетенций происходит таким образом (аналогично чтению и письму) в различных вариантах опыта и обучения при проектировании учебных и учебных процессов цифровые учебные среды систематически используются в соответствии с учебными требованиями, вытекающими из педагогического опыта и компетенции.
Второй целью стратегии внедрения инновационной системы управления становится работа с технологическими системами. Тем не менее, через анализ цифровых данных и с помощью инструментов инновационного менеджмента в общеобразовательных учреждениях требует изменений в профессиональных требованиях. Поэтому в перспективе необходимо также адаптировать образовательные стандарты, а также образовательные и учебные программы под новые требования инновационного управления и потребности общества.
Цифровые учебные среды могут обеспечить здесь необходимые создание свободного пространства; однако требуется переориентация предыдущих концепций обучения, чтобы потенциал цифровых управленческих решений, основанных на инновационном подходе сред стал эффективным.
Эти цифровые технологии в менеджменте помогают управлению общеобразовательными организациями взаимодействовать в команде, совместно разрабатывать решения, самостоятельно привлекать помощь и обеспечивать немедленную обратную связь. Они упрощают организацию и коммуникацию рабочих процессов и помогают документировать и предоставлять рабочие материалы и промежуточные материалы в любое время.
Таким образом, есть много практических причин для внедрения инновационного управления. Но самое главное это имеет революционный характер и связано с необходимыми изменениями могут подтвердить внутренними цифрами: смешанные составные команды просто более успешны. Вряд ли какую-либо задачу в современном мире труда один сотрудник все еще может решить в одиночку. Проблемы сложны, они требуют научные и профессиональные знания, разные планы действий и опыт. Результатом должно стать повышение качества образования. И вот как инновационное управление общеобразовательными учреждениями на самом деле заключаются в том, чтобы создать совершенно новый взгляд на образование.
Таким образом инновационный менеджмент и основные направления действий вытекают из всеобъемлющей взаимосвязи теорий, опыта и сценариев будущего развития системы образования. Потому что современный мир требует, чтобы образование, процессы и менеджмент должны быть актуальными, адаптированы и улучшены еще быстрее в будущем, чего можно добиться только благодаря инновационному управлению.