Прокуратура занимает особое место в системе правоохранительных органов любого государства. При этом нельзя не отметить все повышающуюся значимость органов прокуратуры в обеспечении охраны прав и свобод граждан.
В законодательстве Республики Казахстан отсутствует определение понятия «прокуратура», однако указывается на ее назначение, принципы организации и деятельности органов прокуратуры, задачи, а также основные направления деятельности прокурорского надзора. Так, согласно ст. 1 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре», прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование [1].
В ходе осуществления задач, возложенных на органы прокуратуры, издаются акты прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений закона. Таким образом, акт прокурорского реагирования выступает одним из важнейших понятий прокурорской деятельности. Несмотря на вышесказанное, законодательством Республики Казахстан не предусмотрено легальной дефиниции данного понятия.
В науке наблюдаются различные подходы относительно определения понятия акта прокурорского реагирования. Например, С.Г. Березовская под актами прокурорского надзора понимала основанное на полномочии прокурора действие, облеченное в определенную форму [2].
По мнению А.Я. Сухарева акты прокурорского надзора - это предусмотренные федеральными законами правовые средства реализации полномочий прокуратуры, используемые прокурором в соответствии со своей предметной и иерархической компетенцией в целях установления нарушений или несоблюдения Конституции и федеральных законов, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, проверки этих нарушений и принятия мер к восстановлению нарушенной законности [3].
М.В. Маматов и Е.В. Кремнева понимают под актами прокурорского реагирования выраженные по установленной форме решения прокурора, основанные на предоставленных ему законом полномочиях [4].
Е.Н. Тагунов рассматривает акт прокурорского реагирования как составленный в определенной форме документ, в котором содержалось требование прокурора по тем или иным вопросам [5].
По мнению Н.Р. Корешниковой акт прокурорского реагирования – это «специфическое правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, представляющий собой документ юрисдикционного характера, применяемый указанными в законе должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления надзорных и ненадзорных функций» [6].
Как справедливо отмечает Е.Р. Ергашев [7], приведенные выше понятия не совсем отражают сущность данного правового явления, поскольку далеко не все действия прокурора, выраженные в «определенной форме», можно отнести к актам прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Более того, не все акты прокурорского реагирования содержат требование об устранении выявленных нарушений закона. Некоторые из них содержат иные требования (например, устранение причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона, недопущения нарушений закона в будущем, привлечение к ответственности виновных должностных и иных лиц и т.д.).
В законодательстве Республики Казахстан актам прокурорского реагирования (надзора) отведена значительная роль и их нормативному регулированию посвящена целая отдельная глава в Законе РК от 30 июня 2017 г. № 81-VI «О прокуратуре», в которой отражена система правовых актов с их подразделением на 3 группы. Так, согласно ч. 1 ст. 23 Закона РК от 30 июня 2017 г. № 81-VI «О прокуратуре» систему правовых актов прокуратуры составляют:
- акты прокурорского надзора (протест, санкция, указание, представление, постановление);
- акты прокурорского реагирования (ходатайство, заявление, обращение, разъяснение закона);
- акты регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры (приказы, распоряжения, положения, инструкции, регламенты и другие).
При этом, Закон достаточно подробно раскрывает содержание каждого акта прокурорского реагирования.
Таким образом, в систему актов прокуратуры Республики Казахстан входят:
- протест на противоречащие Конституции, законам, актам Президента Республики Казахстан и ратифицированным Республикой международным договорам нормативные и иные правовые акты и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц;
- санкция (согласие) на совершение отдельных действий правоограничительного характера, получение сведений, содержащих охраняемую законом тайну;
- указание по вопросам досудебного расследования, оперативно-розыскной деятельности и негласных следственных действий;
- представление, которое вносится прокурором об устранении нарушений законности, об устранении причин и условий, способствующих совершению уголовных и иных правонарушений, по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, а также в иных случаях, установленных законом;
- постановление о возбуждении дисциплинарного производства, проведении проверки, приводе, приостановлении действия правового акта, об отмене мер запретительного или ограничительного характера, наложенных государственными, местными представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
- ходатайство о пересмотре не вступивших в законную силу судебных актов;
- заявление (исковое заявление), с которым прокурор вправе обратиться в суд в порядке и на основаниях, установленных законом;
- обращение к должностным лицам, государственным органам, юридическим и физическим лицам в целях обеспечения законности и общественной безопасности, предупреждения правонарушений, а также защиты прав и свобод человека и гражданина, с которым вправе выступить Генеральный Прокурор, его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры;
- разъяснение закона в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, даваемое в письменной и (или) устной форме физическим лицам и представителям юридических лиц.
Любой акт прокурорского реагирования должен быть составлен в соответствии с определенными требованиями. В протесте, представлении, предписании или постановлении прокурора обязательно указывается, кем и какое положение закона было нарушено, в чем состоит нарушение, что и в какой срок должностное лицо или орган должны предпринять к его устранению.
В документах прокурорского реагирования надлежит указывать:
- кем допущено нарушение закона;
- какое его положение нарушено;
- в чем состоит нарушение;
- что следует предпринять для его устранения;
- в какой срок нарушение должно быть устранено.
Примечательно, что законодательством Республики Казахстан привычные Российской Федерации протест, представление и постановление относятся к актам прокурорского надзора, а не прокурорского реагирования.
Предусмотренная в Законе Республики Казахстан «О прокуратуре» систематизация актов прокуратуры с выделением из них актов прокурорского надзора и актов прокурорского реагирования несомненно является положительным моментом, также как и раскрытие их содержания отдельными статьями главы 5 вышеуказанного Закона. На наш взгляд, российскому законодательству о прокуратуре не хватает подобного подхода в отношении актов прокурорского реагирования.