Сегодня проблема повышения конкурентоспособности является острой для предприятий всех отраслей. Чтобы достичь хороших результатов работы предприятиям нужно из раза в раз приспосабливаться к изменяющимся условиям. На данный момент все чаще требуются разработки инновационных концепций развития предприятия, что в свою очередь будет повышать конкурентоспособность. Чтобы разработать данные концепции, нужно подробно изучить экономические категории конкурентоспособности. Чтобы избежать серьезных просчетов при установлении цен на товары и услуги, необходимо иметь достаточно знаний как теоретических, так и практических в области обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. Из-за ошибок в установлении ценовой политики можно столкнуться с существенными убытками, а иногда и с банкротством предприятий.
Сейчас прослеживается чрезмерное повышение цен. Производители и продавцы, вынуждены вести борьбу за предпочтения потребителя. Предпочтения потребителя всегда будут отданы товару или услуге, которые будут более доступны, как по стоимости, так и по качеству.
Прежде всего стоит начать с содержания термина «конкуренция», определяя понятие конкурентоспособности предприятия. Конкуренция – это соперничество между хозяйствующими единицами, которые преследуют одну и ту же цель в условиях ограниченности ресурсов.
Есть семь признаков, которые позволяют оценить уровень конкуренции:
- Число фирм-производителей;
- Различие товаров/услуг;
- Удельный вес каждой фирмы в определенной области (уровень концентрации);
- Способ формирования цен;
- Возможность появления новой фирмы;
- Информированность потребителей и продавцов о ценах и качестве;
- Приобретение осуществляется без принуждения.
Если производитель заботится о сохранности производства, расширяет, модернизирует характеристики производства, то рыночное сотрудничество приводит к успеху. Также производителю рекомендуется использовать эффективные экономические методы борьбы с конкурентами, а это:
- снижение цены путем увеличения производительности труда и уменьшения издержек производства;
- повышение качества, расширение ассортимента;
- улучшения сервиса для потребителей [1].
Конкурентоспособность предприятия – способность успешно соперничать на рынке и получать экономические выгоды относительно конкурентов.
Конкурентоспособность может быть выражена через групповые, интегральные и обобщённые показатели.
Цель оценки конкурентоспособности – определение положения предприятия на каком-либо из рынков.
С помощью конкурентоспособности предприятия, если считать ее как числовую характеристику, оцениваются достигнутые предприятием результаты в течение какого-либо периода. Обеспечение конкурентоспособности зависит от преимуществ, которые были приобретены в течение периода, в сравнении с действующими конкурентами. Это могут быть преимущества экономические, инвестиционные, финансовые, имиджевые и др. [2].
Есть три уровня обеспечения конкурентоспособности организации [3]:
- Оперативный – главным показателем является конкурентоспособность продукции или услуги.
- Тактический – главным показателем является общий показатель состояния предприятия.
- Стратегический – главным показателем является инвестиционная привлекательность предприятия.
«Конкурентоспособность» определена как количественная и качественная характеристики показателей, которые определяют социально-экономическое развитие страны. Конкурентоспособность характеризует потенциал дальнейшего роста и улучшение экономического уровня страны.
Конкурентоспособность всегда имеет временную привязку, а это значит, что конкурентоспособность предприятия будет складываться из его способности вести успешную деятельность в течение какого-либо определенного времени.
Рассмотри факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Их условно можно разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые.
Технико-экономические факторы – это качество, продажная цена, затраты на использование, потребление. Это во многом зависит от издержек производства, производительности и пр.
Коммерческие факторы – это критерии реализации товаров на рынке, т.е. конъюнктура рынка, предоставляемый сервис, реклама и имидж.
Нормативно-правовые факторы регулируют экологическую, техническую и другую безопасности на рынке, а также патентно-правовые требования.
Успех предприятия в конкурентной борьбе за спрос будет достигнут тогда, когда данное предприятие будет развивать свои отличительные особенности, которые ему позволят обойти конкурентов [3]. Это может быть, как улучшение товара/услуги, совершенствование сервиса, поиск новых каналов сбыта, улучшение рекламы. Но чтобы это обеспечить, требуется создание комплексной системы управления конкурентными преимуществами фирмы, а также сделан упор на их удержании и развитии. Решение поставленных проблем и использование принципов обеспечит повышение конкурентоспособности предприятия.