Значимость парламентария так или иначе тесно взаимосвязана в реализуемыми депутатом функциями и полномочиями. В частности, представительство в органах власти, осуществление государственной власти от имени и в интересах народа – есть не что иное, как основа правового статуса депутата.
В общем смысле правовой статус – это целый комплекс, состоящий из прав, обязанностей и полномочий субъекта, определенных рамками действующего законодательства. Обращаясь к конституционному праву, правовой статус определяется как нормативно закрепленное положение органов, организаций, должностных лиц или граждан [6, с. 55].
Правовой статус депутата, в свою очередь, определяется рамками Конституции РФ и соответствующими нормативными правовыми актами на различных уровнях власти.
Учитывая то, что депутат осуществляет свои основные функции практически всегда во взаимодействии с населением, именно такое взаимодействие по большей части определяет его правовой статус. Помимо этого, нельзя не отметить тот факт, что те цели и задачи, которые достигает в своей профессиональной деятельности депутат, выступают ключевым фактором, влияющим на реализацию его активной стороны в рамках непрерывного осуществления функций.
Правовое регулирование деятельности депутата является основополагающим моментом в обеспечении продуктивности, эффективности и результативности его работы. Поскольку деятельность депутата по большей части завязана на нормах законодательства различных уровней власти, именно его правовой статус является ключевым звеном, определяющим его социальное предназначение в государстве и обществе, становится вектором, принимаемых им в рамках реализуемой государственной политики, управленческих решений [4, с. 426].
Следовательно, можно определить понятие правового статуса регионального депутата как совокупность прав и обязанностей депутата, регулируемых положениями федерального и регионального законодательства, осуществляемых с соблюдением норм этики и следованием правовым обычаям, в рамках реализации ими своих полномочий, согласно установленным гарантиям депутатской деятельности.
А.В. Габеев отмечает, что правовой статус депутата регионального парламента в равной степени устанавливается федеральным и региональным законодательством в соответствии с конституционными началами реализации представительства на местах [3, с. 447]. Следовательно, вопрос правового регулирования статуса депутата регионального парламента можно отнести к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Можно утверждать, что Конституцией РФ установлены основы рамочного регулирования статуса регионального парламента на федеральном уровне, поскольку любые нормативные правовые акты регионального значения не могут противоречить федеральным нормативным правовым актам – данная правовая норма установлена частью 5 статьи 76 Конституции РФ [1].
Однако федеральным законодательством слабо закреплены особенности правового статуса депутата именно регионального парламента, вследствие чего можно увидеть в действии конституционный принцип самостоятельности субъектов Российской Федерации [2].
Депутат регионального парламента обладает особым правовым статусом, и, в рамках осуществления своих полномочий, должен руководствоваться нормами не только федерального, но и регионального законодательства.
Следовательно, опираясь на мнение О.А. Фомичевой, Федеральный закон от 06.101999 г. № 184-ФЗ неспроста не дает определения понятия «статуса депутата», тем самым, давая возможность правового регулирования данного вопроса именно на региональном уровне, что, в свою очередь, накладывает на субъекты Российской Федерации специфическую конституционно-правовую ответственность за рамочное регулирование элементов правового статуса депутата регионального парламента на региональном уровне [6, с. 57].
Основополагающий элемент правового статуса депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации – его депутатский мандат. Депутатский мандат – это полномочия, которые даны депутату, чтобы действовать от имени и в интересах избравших его граждан [5, с. 105].
Депутатский мандат, по большей части, проявляется своим политико-правовым характером: в данном случае депутат выступает в качестве представителя избравших его граждан определенного субъекта Российской Федерации.
Еще одним важным элементом правового статуса депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации является его возраст. Так, законодательством многих регионов России устанавливается минимальный возраст для кандидата в депутаты (в основном, это 21 год, однако законодательством некоторых регионов, к примеру, Брянской, Иркутской области, установлен минимальный возраст в 18 лет), а максимальный – не ограничивается никакими рамками. Учитывая то, что практически все субъекты Российской Федерации следуют федеральным стандартам в определении возраста кандидатов в депутаты (21 год), и не стремятся к независимости и обособленности в вопросах определения особенностей правового статуса депутата регионального парламента, все же встречаются исключения, указанные ранее.
Это лишь пара особенностей из множества, которые просматриваются в законодательстве субъектов Российской Федерации по вопросам правового регулирования статуса депутата регионального парламента.
В любом случае, важнейшим моментом для определения правового статуса депутата регионального парламента является классификация его обязанностей. В современной учебной и научной литературе принято выделять три основных критериальных признака, по которым можно разделить обязанности депутатов регионального парламента:
- сфера осуществления (в зависимости от того, в каком органе, избирательно округе депутат реализует свое представительство);
- субъект осуществления (в зависимости от формы организации деятельности депутата);
- функциональный критерий (в зависимости от того, какая функция реализуется депутатом).
Рассмотрим каждую группу более подробно:
1. Наиболее распространенными сферами осуществления региональным депутатом своей деятельности является избирательный округ и региональный парламент. Следовательно, по данному критерию обязанности регионального депутата можно разделить на:
- обязанности в избирательном округе как представителя народа;
- обязанности в законодательно (представительном) органе государственной власти субъекта РФ как должностного лица.
Данный критерий закрепляется на законодательном уровне субъектов Федерации: в некоторых регионах законодательство о правовом статусе региональных депутатов содержит главы, которые посвящены разграничению обязанностей депутата при работе в избирательном округе и региональном парламенте (к примеру, Ульяновская и Омская области).
2. По субъекту осуществления обязанности регионального депутата можно разделить на три группы:
- индивидуальные – те обязанности, которые осуществляются депутатом самостоятельно (к примеру, соблюдение регламента проведения заседания, выполнение наказов избирателей, рассмотрение обращений граждан);
- коллективные – те обязанности, которые осуществляются депутатом в группе (коллективе) или делегировано (к примеру, участие в заседании регионального парламента, в работе депутатских фракций, осуществление приема граждан);
- общеколлегиальные – например, обязанность принятия участия в общеколлегиальном голосовании по вопросам, оглашенным на заседаниях регионального парламента.
Функциональный критерий, следовательно, связан с осуществляемыми депутатом функциями в рамках осуществления им профессиональной деятельности. Такие обязанности регионального депутата можно разделить также на три группы:
- организационные – связаны с преобразованиями в структуре регионального парламента, избрания кандидатов в депутаты;
- контрольные – связаны с контролем за следованием федеральному и региональному законодательству, реализацией полномочий и удовлетворения интересов избирателей в полной мере;
- учредительные – связаны с непосредственным принятием управленческих решений в рамках направлений текущей деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации [4, с. 428].
Таким образом, рассмотрев понятие, основные аспекты рамочного правового регулирования статуса депутата регионального парламента на федеральном и региональном уровнях, можно с уверенностью утверждать, что правовая регламентация его деятельности, в частности, на уровне субъектов Российской Федерации, обладает огромным спектром специфических особенностей, присущих только отдельным регионам. Следовательно, можно сделать вывод, что рассмотренные аспекты статуса депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации являются ключевыми составляющими для определения типичных черт парламентаризма в России.