В соответствии с ФГОС ДОО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ФГОС ДОО в сфере эстетического воспитания направлен на решение следующих задач:
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно - выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления. Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности (словесной, музыкальной, изобразительной) могут быть эффективными при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие ему активность в этих видах деятельности. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в изобразительном искусстве.
Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях показала, что художественно-эстетическая деятельность оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Изобразительное искусство имеет большое значение в решении задач эстетического восприятия, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Это способность, дающая возможность в мир художественной культуры, позволяющая порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира.
Для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства нужна система развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя следующие направления:
- работа по развитию художественного восприятия с детьми;
- работа с педагогами по развитию художественного восприятия старшего дошкольного возраста;
- работа с родителями по развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста;
- создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию;
- художественного восприятия.
Работая по первому направлению, с целью побуждения детей к творчеству, развитию чувства удивления, восхищения, любования, разработаны конспекты занятия для детей старшего дошкольного возраста, основанные на игровых и сказочных сюжетах, например: «В стране волшебных натюрмортов», «В гостях у художника», «Уроки Королевы Кисточки», «Волшебные замки» и т.д.
В ходе бесед об искусстве, рассматривании репродукций картин известных художников стоит активизировать детей на высказывание своих суждений, впечатлений, эмоций, чувств.
На занятиях с детьми следует проводить сравнительный анализ работ разных художников посвященные одной теме, например, «Зимние пейзажи», «Портреты» и разных работ одного художника.
В процессе работы, необходимо использовать дидактические игры («Теплые и холодные цвета», «Цвета спорят», «Цвета дружат», «Ты большой, я маленький», «Далеко – близко» и др.) знакомить детей с изобразительным искусством различных видов (живописью, графикой, архитектурой, народным декоративно-прикладным искусством) и жанров; учить детей понимать выразительные средства искусства: линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию; главную мысль художника.
В процессе развития художественного восприятия большую роль играет руководство педагога. Взрослый должен быть тонким, внимательным, знающим руководителем, режиссером, проводником, направляющим, показывающим ребенку путь к искусству. С целью повышения педагогической компетентности педагогов по проблеме развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста можно провести:
- консультации: «Какое все разное!», «В мастерской художника», «Я – маленький художник». Цель – формировать интерес детей к изобразительному искусству.
- мастер-класс «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности», Нетрадиционные приемы работы по развитию художественного восприятия», «Использование мультипликации как средства развития художественного восприятия». Цель – дать представление о разнообразии изобразительного искусства.
Повышению уровня педагогической компетентности воспитателей по вопросу развития художественного восприятия дошкольников способствует и организация мультимедийных игр.
В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:
- Тесная связь с искусством.
- Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
- Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
- Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
- Создание эстетической развивающей среды.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Таким образом, художественно-эстетическая деятельность – это деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.