научный журнал «Актуальные исследования» #43 (70), ноябрь '21

Новая экономическая политика в первые годы советской власти

В статье рассматривается период становления советской власти в России и меры, принимаемые правительством для преодоления хаоса и разрухи.

Аннотация статьи
натуральный налог
кризис
продразвёрстка
«военный коммунизм»
новая экономическая политика
народное хозяйство
Ключевые слова

В первые годы советской власти в начале 20-х годов XX века после семи лет Первой мировой и гражданской войн положение России было катастрофическим. Она потеряла более четверти своего национального богатства. Не хватало даже самых необходимых продуктов питания.

По данным историков людские потери за эти годы от боевых действий, голода, болезней, от «белого» и «красного» террора составили порядка 19 миллионов человек. Кроме этого, не приняв новую власть, из страны эмигрировало около 2 миллионов человек, прежде всего почти все представители политической и финансово-экономической элиты дореволюционной России.

Огромное влияние на экономическое состояние страны оказывало так же то, что по условиям Брестского мира вплоть до осени 1918 года Россия осуществляла в Германию и Австро-Венгрию огромные поставки сырья и продовольствия. Также немаловажную роль сыграло и то, что отступая интервенты вывезли с собой пушнины, шерсти, леса, нефти, зерна, промышленного оборудования на многие миллионы золотых рублей.

Для выхода из создавшегося в стране после войн и революций бедственного положения необходимо было произвести кардинальные социально-экономические изменения. Было заявлено о введении новой политики – «военный коммунизм», который должен был поддержать экономику страны в этот сложный период и перенастроить ее [2].

«Военный коммунизм» (политика военного коммунизма) – название внутренней политики Советской России, проводимой во время Гражданской войны 1918-1921 годов. Суть военного коммунизма заключалась в том, чтобы подготовить страну к новому, коммунистическому обществу, на которое были ориентированы новые власти.

Причины и предпосылки перехода к НЭПу

С окончанием гражданской войны политика «военного коммунизма» зашла в тупик. Разруху преодолеть не удалось. В стране не существовало организованной налоговой, финансовой системы.

Произошло резкое падение производительности труда и реальной зарплаты рабочих (даже учитывая не только денежную ее часть, но и снабжение по твердым ценам и бесплатных выдач продовольственных и промышленных товаров).

Крестьянам предписывалось все излишки, а чаще всего и часть самого необходимого, сдавать государству без всякого эквивалента, так как промышленных товаров в стране почти не было. Продукты изымались принудительно.

Из-за этого в стране начались массовые выступления крестьян. От продразверстки крестьяне уклонялись путем сокрытия зерна, перевода зерна в самогон и другими способами. У них не было стимулов сохранять производство на имеющемся уровне, тем более расширять его. Недостаток тяги, рабочей силы, изношенность инвентаря приводили к значительному сокращению производства. Абсолютное количество сельского населения в стране с 1913 по 1920 г. почти не изменилось, но процент трудоспособных в связи с мобилизациями и результатами войн заметно понизился с 45 % до 36 %. Площадь обрабатываемой пахотной земли сократилась за годы Первой мировой войны (1913-1917г.г.) на 7 %, а за годы гражданской войны (1917-1920г.г.) – более чем на 20 % [1].

Производственные предприятия ограничивались лишь собственными потребностями, стремлением обеспечить себя всем необходимым.

Необходимо было в первую очередь экономически заинтересовать крестьянство в восстановлении хозяйства и расширении производства. Для этого было нужно ограничить его обязательства государству определенными рамками и предоставить право свободно распоряжаться остальной продукцией.

Для осуществления этого плана была необходима свобода оборота продукции и торговли. Эти цели преследовала резолюция Х съезда РКП(б) состоявшегося 8-16 марта 1921г. и Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» [4]. Он ограничивал натуральные обязательства крестьянства строго установленными нормами и допускал реализацию сельскохозяйственных излишков в порядке товарообмена на местных рынках. Это позволяло возобновить местный оборот и продуктообмен, а также в небольшом объеме частную торговлю. В дальнейшем очень быстро возникла необходимость в восстановлении полной свободы товарооборота по всей территории страны, причем не в виде натурального продуктообмена, а в виде денежной торговли. В течение 1921 года стихийно ломались и отменялись законом препятствия и ограничения для развития торговли. Торговля разворачивалась все шире, являясь в этот период основным рычагом восстановления народного хозяйства. Позже государство из-за ограниченности средств отказалось от непосредственного управления мелкими и частично средними промышленными предприятиями. Они передавались в ведение местных органов или сдавались в аренду частным лицам. Небольшая часть предприятий была сдана иностранному капиталу в форме концессий. Государственный сектор составили крупные и средние предприятия, образовавшие ядро социалистической промышленности. Наряду с этим государство отказалось от централизованного снабжения и сбыта продукции, предоставив предприятиям право прибегать к услугам рынка для закупки необходимых материалов и для реализации продукции. В деятельность предприятий стали активно внедряться начала хозрасчета. Народное хозяйство из строго регламентировавшегося хозяйства натурального типа периода «военного коммунизма» постепенно переходило на путь товарно-денежной экономики. В нем наряду со значительным сектором госпредприятий появились и предприятия частнокапиталистического и госкапиталистического типа.

Декрет о продналоге был началом ликвидации методов хозяйствования «военного коммунизма» и поворотным пунктом к новой экономической политике.

Однако переход к НЭПу не рассматривался как восстановление капитализма. Полагалось, что, укрепившись на основных позициях, Советское государство в дальнейшем сможет расширить социалистический сектор, вытеснив капиталистические элементы. Важным моментом в переходе от прямого продуктообмена к денежному хозяйству был декрет от 5 августа 1921 г. о восстановлении обязательного взимания платы за товары, отпускаемые государственными органами частным лицам и организациям, в т.ч. кооперативным. Впервые стали формироваться оптовые цены, которые до этого отсутствовали из-за планового снабжения предприятий.

Сущность НЭПа и его основные составляющие

Сущность новой экономической политики заключалась во введении рыночных отношений, различных форм собственности и экономических методов управления народным хозяйством.

Главная политическая ее цель состояла в снятии напряжённости в обществе и укреплении социальной базы советской власти в виде союза рабочих и крестьян.

Экономическая цель – предотвратить дальнейшее усугубление хозяйственной разрухи, найти пути выхода из кризиса и восстановить экономику страны.

Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Помимо этого новая экономическая политика могла помочь восстановить внешнеполитические связи и преодолеть международную изоляцию Советской России.

Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом», в частности, предусматривалось следующее:

  1. В целях обеспечения ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения крестьянами продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и повышения его производительности, а также в целях точного установления государственных обязательств земледельцев, развёрстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменялась натуральным налогом.
  2. Натуральный налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки. Сумма налога должна исчисляться так, чтобы можно было покрыть необходимы потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения страны.
  3. Налог взимается в виде долевого или процентного отчисления от произведённых в том или ином хозяйстве продуктов, с учётом урожая, числа членов семьи и наличия скота.
  4. Налог должен быть прогрессивным. Для хозяйств середняков, малоимущих крестьян и городских рабочих процент отчисления должен быть пониженным, а хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождены от некоторых, а в исключительных случаях, и от всех видов натурального налога.
  5. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина. Круговая ответственность отменяется.
  6. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, оставшиеся у крестьян после выполнения ими натурального налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть использованы для повышения своего благосостояния своей семь путём обмена на товары и продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства.
  7. Для тех земледельцев, которые излишки пожелают сдать государству, в обмен предоставляются предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря, для чего должен быть создан их постоянный запас.
  8. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам [4].

В 1923-1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Был значительно облегчён наём рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако налоговая политика (чем больше хозяйство, тем выше налог) приводило к дроблению хозяйств. Зажиточные крестьяне дробили хозяйства, для ухода от высоких налогов.

Эти изменения стимулировали развитие сельскохозяйственного производства и способствовали восстановлению аграрного сектора экономики страны и к 1925 г. уровень сельскохозяйственного производства практически достиг довоенных показателей.

Процессы введения новой экономической политики происходили не только на селе, но и в других отраслях экономики страны.

Как наиболее важные можно отметить следующие:

  1. Денационализация мелкой и средней промышленности (передача предприятий из государственной собственности в частную аренду). Допускалась, хоть и ограниченная, свобода частного капитала в промышленности и торговле. Разрешалось использовать труд наёмных рабочих, создавать частные предприятия. На государственном снабжении оставлялись металлургия, топливно-энергетический комплекс и частично транспорт.
  2. Оплата труда осуществлялась на основе новой поощрительной тарифной политики, учитывающей квалификацию рабочего, качество и количество производимых им продуктов, в отличии, от характерной для периода Гражданской войны, уравниловки.
  3. Отмена карточной системы распределения продовольствия и товаров. «Пайковая» система зарплаты заменялась денежной формой оплаты. Отменялись всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации.
  4. Восстановление старых и организация новых крупных ярмарок: Нижегородской, Бакинской, Киевской и др. Открытие торговых бирж.
  5. Проведение в течение 1921-24 гг. финансовой реформы, в результате чего была создана новая банковская система: Государственный банк, Торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Введение прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также платы за оказание услуг (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).
  6. В 1921 г. была начата денежная реформа. В конце 1922 г. выпущена устойчивая валюта – советский червонец, который стал применяться для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке его стоимость доходила до 6 долларов США. В 1924 г. вместо них были выпущены медные и серебряные монеты, а также казначейские билеты. В результате этой реформы в стране удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

Новая экономическая политика привела к оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельхозпродукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Главной отличительной чертой НЭПа была двухсекторная экономика. Она включала в себя государственный и частный сектора, которые активно сотрудничали, дополняли друг друга.

В первый сектор входили монопольная государственная промышленность и торговля, система кредитования во главе с Государственным банком.

Ко второму сектору относились частное (кустарное, ремесленное) производство, частная торговля, коммерческие банки. Также широкое развитие получила кооперация – производственная, потребительская, торговая, сельскохозяйственная; было развито кооперативное кредитование сельского хозяйства.

Кооперативная, государственная и частная составляющие экономики одновременно и конкурировали, и сотрудничали между собой.

В сельском хозяйстве одновременно уживались социалистические элементы и аренда, наемный труд. Наряду с социалистическими элементами существовало мелкотоварное хозяйство и капиталистические отношения. В 1921-24 гг. в розничном обороте частный сектор занимал преобладающее положение, но в дальнейшем его стали постепенно вытеснять государственное и кооперативное производство и торговля. Все предприятия переходили на хозрасчет. С осени 1921-го года (в это время еще был период застоя государственной промышленности) происходило быстрое накопление частного капитала, т.к. первое время для него были хорошие условия кредитования, свобода от налогов. Активно развивались и частная торговля, и частная промышленность, кустарное производство. Продукция частной промышленности была гораздо дешевле и доступнее, чем государственная. Для кустарей не было расширенного кредитования, как для государственной промышленности, и поэтому они не могли придерживать товары, а были вынуждены их быстро реализовывать. Поэтому их цены приспосабливались к рыночной конъюнктуре. В силу этого у частной промышленности был очень широкий рынок сбыта, особенно в деревне. По данным 1922 г., товарное потребление городского жителя было почти в 6 раз больше товарного потребления крестьянина: на душу городского потребителя приходилось 40 рублей, на душу деревенского – 7. Т.к. у крестьян была ничтожная покупательная способность, они не имели возможности покупать дорогие государственные промышленные товары. Поэтому в деревне было распространено домашнее ткачество, обувные ремесла, которые обеспечивали деревенское население товарами первой необходимости, удовлетворяли широкий спрос на товары народного потребления. Частная промышленность уменьшала безработицу, трудоустраивая рабочих, и увеличивала их квалификацию. Из государственных полуфабрикатов кустари изготовляли готовую продукцию, завершая производственный процесс. Таким образом, кустарное производство дополняло крупную промышленность. В городской жизни 1920-х годов происходит оживление и рост слоя мелких и средних предпринимателей, владельцев торговых заведений, мастерских, булочных, кафе, ресторанов и пр.

Получив от НЭПа экономическое облегчение, крестьянство также мало что приобрело в политической области. «Государство диктатуры пролетариата», провозгласив линию на союз с крестьянством, весьма своеобразно интерпретировало этот союз и не стремилось существенно расширить политические права деревенских жителей, снять, например, избирательные ограничения и неравенство прав на выборах в органы власти. Многочисленные обращения крестьян в адрес руководства, свидетельствуют об их недовольстве подобной политикой.

В результате новой экономической политики к 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень.

Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая, требовавшая значительных капиталовложений. Условия жизни городского и сельского населения несколько улучшились. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания. Таким образом, одна из задач НЭПа - преодоление разрухи – была решена [5].

Экономические кризисы в период НЭПа

Наиболее яркими негативными явлениями в экономике НЭПа были «кризис сбыта» и «ножницы» цен. «Кризис сбыта» появился в 1923 году (его максимум пришелся на последнюю декаду октября). Главной причиной «кризиса сбыта» была монополия государственной промышленности и торговли на производство и сбыт продукции. По всей стране наблюдалась нехватка одежды, обуви и других необходимых товаров. При общей нехватке товаров прилавки были перегружены дорогой продукцией.

В 1924 г. к «кризису сбыта» добавился «кризис цен». Крестьяне, собравшие хороший урожай, повсеместно отказывались отдавать хлеб государству по твердым ценам, решив продать его на рынке. Попытки заставить их сдавать хлеб по продналогу вызвали массовые восстания. Как результат в середине 20-х годов упал объем государственных заготовок хлеба и сырья, что значительно снизило возможности экспорта сельскохозяйственных продуктов и, следовательно, уменьшило валютные поступления, необходимые для покупки промышленного оборудования за границей.

Для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промышленные товары, повышены налоги для частных предпринимателей и торговцев.

Эти действия явились началом свертывания НЭПа. Главной ошибкой, допущенной при ликвидации «кризиса сбыта», было то, что методом борьбы с кризисом стала не демонополизация государственной промышленности, а фиксация промышленных цен. Цены регулировались не рыночной конъюнктурой, а государством. В дальнейшем это привело к дефициту товаров, который просуществовал все советское время.

«Ножницы» цен – это расхождение между ценами на сельскохозяйственные и промышленные товары, значительное превышение общего уровня промышленных цен над уровнем сельскохозяйственных. «Ножницы» проявлялись во всех сферах торговли – в государственной, кооперативной и частной; в опте и рознице, в центре и на периферии. Они возникли в августе 1922 года, когда после большого урожая началось падение сельскохозяйственных цен. Наибольший раствор «ножниц» совпал по времени с максимумом кризиса сбыта, т.е. пришелся на октябрь 1923 года. Этот пик «ножниц» был вызван торговой депрессией, стремительным падением цен на хлеб и непомерным вздорожанием промышленных товаров.

«Кризис сбыта» и «ножницы» цен – явления взаимосвязанные. Их главной причиной была монополизация государственной промышленности. «Ножницы» цен были вызваны также диспропорцией продукта города и деревни, разными темпами восстановления сельского хозяйства и промышленности.

Причины свёртывания НЭПа

К концу 20-х годов руководством страны, в результате внутрипартийной борьбы, были приняты решения по свёртыванию новой экономической политики и переходу к политике индустриализации страны.

Основными причинами этих решений были следующие:

  • изначально данная политика оценивалась руководством партии и страны как переходной этап от капитализма к социализму;
  • возникновение в 1923 г. кризиса «ножниц цен», при котором цены на промышленные товары значительно превышали цены на сельскохозяйственную продукцию;
  • хлебозаготовочные кризисы 1925 и 1927 гг., связанные с нежеланием крестьянства сдавать государству сельскохозяйственную продукцию по явно заниженным ценам;
  • недостаточно быстрые темпы развития экономики;
  • отсутствие реформ в политической сфере;
  • рост безработицы, в результате чего распространение в обществе поведения, отклоняющегося от общепринятых норм – преступности, алкоголизма, наркомании и др.;
  • начало нового социального расслоения в обществе;
  • несовместимость НЭПа с жёсткими командно-административными методами управления экономикой.

Новая экономическая политика обеспечила стабилизацию и восстановление народного хозяйства страны. Однако вскоре после введения первые успехи сменились трудностями в её проведении.

Их возникновение объяснялось тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства; усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства. Факт создания Госплана и начала новой экономической политики в России выходит за пределы примитивной постановки вопроса о сочетании плана и рынка. Это демонстрирует попытку найти широкое, комплексное и масштабное решение задачи эффективного управления экономикой страны.

Таким образом, НЭП позволил за сравнительно короткий срок ликвидировать экономическую разруху в СССР, вызванную участием в Первой мировой и Гражданской войнах. Более того, политика НЭПа позволила ввести в массовое сознание крестьян идеи собственности и права, и это «был огромный шаг вперед».

Противоречия и проблемы, порождённые новой экономической политикой, подтолкнули руководство страны к началу системного переустройства всего народного хозяйства и переходу к командно-административным методам управления экономикой. Ключевое место в этом отводилось политике индустриализации.

Текст статьи
  1. Бюллетени Госплана. Информационный журнал. 1923 год. Выпуск 1-12 Москва. Издание Госплана. 1923.
  2. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991. – М: ИНФРА-М, 1998. – С. 76.
  3. Генкина Э.Б. Переход Советского государства к новой экономической политике (1921-1922 гг.). Госполитиздат. 1954.
  4. Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом», Москва, 1921.
  5. Маркова А.Н., Сметанин А.В., Федулов Ю.К. Экономическая история России: учебник Юнити-Дана. 2012.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря