Проблема готовности детей к школе вызывает широкий интерес учителей и родителей, особенно после изменения возраста начала обучения (с шести с половиной лет), что привело к массовым социально-психологическим трудностям, возникшим при обучении шести леток.
Детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению в советской педагогической психологии своими корнями уходит в труды Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович, Д.Б Эльконина, В.В. Давыдова и многих других отечественных учёных специалистов практиков.
Основные аспекты развития ребёнка можно наблюдать с помощью диагностических программ выявления готовности к обучению. Эти показатели могут быть ранжированы по уровню значимости в следующем порядке: социально-коммуникативные, мотивационно потребностные аспекты, произвольная регуляция собственной деятельности, интеллектуальная и речевая деятельность.
Следует отметить, что большинство психологов практиков не удовлетворены имеющимися диагностическими программами, что приводит к появлению всё новых их модификаций. В то же время каждая из них в той или иной степени отражает приведённые показатели, отличается большей или меньшей «экспрессивностью» проведения и использованию тех, или иных дополнительных компонентов оценки развития ребёнка.
Основными различиями всех программ являются: время, длительность обследования, полнота охвата исследования необходимых компонентов развития ребёнка, «технологическая» доступность для специалистов, не имеющих профессионального опыта работы, а также родителям, фактически передавая им реальные профессиональные психологические тесты.
Безусловно, при углублённом индивидуальном психолого-педагогическом обследовании психолог может определить и уровень готовности к регулярному школьному обучению в целом, и качественную картину сформированности (в соответствии с возрастными нормативами) отдельных сфер и психологических процессов, но этот требует, на мой взгляд, совершенно иных диагностических систем и технологий оценки. Но основной задачей школьного психолога является решение лишь одного экспертного вопроса: готов или не готов конкретный ребёнок к обучению в конкретном учебном заведении, или (более обобщённо) к обучению по определённой образовательной программе. Такой подход позволяет в значительной степени сэкономить ресурсы психолога, педагогов, образовательного учреждения в целом.
Таким образом, опираясь на нормативные документы Министерства образования РФ, можно рассматривать оценку готовности ребёнка к началу школьного обучению как экспертную деятельность, носящую всего лишь рекомендательный характер.
Психологическая готовность к обучению в школе представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющую определённую структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают не одинаковое влияние на успешность обучения.
В результате многолетних экспериментальных и теоретических исследований, анализа процессов усвоения чтения, письма, математики учащимися начальных классов были выявлены учебно-важные качества, образующие структуру психологической готовности детей к обучению в школе, их взаимосвязи.
Качества, имеющие наибольшее количество связей с другими УВК, и, следовательно, больший вес в структуре готовности, объединяя другие качества в соответствии с целями обучения. Высокий уровень развития базовых УВК является основой для развития и компенсации других учебно-важных качеств.
Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения:
- зрительный анализ (образное мышление);
- уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
- способность принимать учебную задачу;
- вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);
- графический навык;
- произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);
- обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи);
- мотивы обучения.
Уровень развития некоторых качеств (не всех) оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Такие качества называются ведущими УВК. В начале обучения в первом классе это:
- мотивы обучения;
- зрительный анализ;
- способность принимать учебную задачу;
- вводные навыки;
- графический навык;
- произвольность регуляции деятельности;
- обучаемость;
- вербальная механическая память.
Базовые и ведущие УВК в начале школьного обучения практически одни и те же. Именно на развитие этих качеств следует обращать особое внимание при организации диагностической и коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками при подготовке их к школе.
Здесь необходимо сделать одно важное замечание. Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребёнка, базовые и ведущие учебно-важные качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Следовательно, подготовка ребёнка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, её решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоничное развитие детей этого возраста.
Психические качества и свойства, определяющие психологическую готовность к школе, существуют не изолированно, а образуют сложные взаимосвязи. В реальной деятельности ребёнка выделить отдельное психическое качество достаточно сложно.
Так, например, УВК «принятие задачи» тесно связано с учебными мотивами и умственным развитием ребёнка: для того чтобы ребёнок принял задачу, поставленную педагогом, необходимо, чтобы он захотел это сделать, чтобы данная задача отвечала его интересам и потребностям; в то же время принятие задачи предполагает необходимый для этого уровень развития мышления(понимание того, что надо делать), некоторых знаний и умений, произвольности, т.е. способности удерживать внимание на выполнении задания. УВК «вводные навыки» (некоторый запас знаний и умений, необходимый для начала систематического школьного обучения) непосредственно связано с мотивами обучения, способностью принимать учебную задачу и произвольно управлять своей деятельностью, с уровнем развития вербальной памяти и способности к обобщению.
Помимо непосредственных связей, существует опосредованное взаимодействие УВК через связи с другими качествами. Например, способность принимать задачу опосредованно связана с вербальной памятью через мотивы учения и вводные навыки. Можно проследить взаимосвязи и всех других учебно-важных качеств.
Таким образом, психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.