Главная
АИ #43 (70)
Статьи журнала АИ #43 (70)
Внеурочная деятельность в начальной школе по литературному чтению с использован...

Внеурочная деятельность в начальной школе по литературному чтению с использованием ИКТ

Автор(-ы):

Добровольская Светлана Олеговна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

ИКТ
читательская компетентность

Аннотация статьи

Данная статья посвящена обобщению опыта работы учителя начальных классов по использованию ИКТ на внеурочных занятиях по литературному чтению в начальной школе.

Текст статьи

Сегодня система общего обязательного образования для многих граждан Российской Федерации является первым, а для значительной части – важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. Система обязательного образования пока остается единственной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компетенций населения.

В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности. Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой.

Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности страны, обеспечении информационной безопасности государства и граждан. Признана необходимость опережающего развития системы образования, переориентирования ее на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития.

Однако сегодня в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения.

Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, в российской системе обязательного общего образования формированию основополагающей читательской компетентности уделяется недостаточное внимание.

Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до технических навыков работы с текстом.

Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: только рациональная, научно обоснованная, социально ориентированная, комплексная, скоординированная Национальная программа поддержки и развития чтения поможет существенным образом изменить отношение в обществе и в государственных структурах к книжной, читательской культуре.

Целью работы является оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе I ступени.

Задачи:

  • повышать мотивацию учащихся школы I ступени к чтению.
  • реализовывать идеи развивающего обучения.
  • совершенствовать формы и методы организации урока.
  • систематизировать и хранить учебный материал.
  • использовать современные информационно-коммуникационные технологии на уроках литературного чтения.

Одним из первоочередных мероприятий в сфере образования является разработка и внедрение высококачественных современных учебных программ, методик, подходов и технологий, направленных на повышение читательской и культурной компетентности граждан, развитие читательских интересов, продвижение книги и чтения во всех типах образовательных и воспитательных учреждений всех уровней системы образования.

Уроки чтения для младших школьников – это своеобразное окно в мир, в область человеческий отношений. Здесь формируются такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание, чувство долга и многое другое.

Все эти важные понятия, естественно, не могут быть внесены в сознание ребенка в готовом виде.

Следует подчеркнуть, что чтение – это предмет, которым ребенку надо не только успешно овладеть, но и посредством которого он будет осваивать другие школьные дисциплины.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из приоритетных задач нашей школы, так как учащиеся поступают в школу с низкой мотивацией к обучению, порой пройдя череду неудач в плане обучения и др.

Трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков.

Для формирования интереса к познанию, книге, в своей работе я использую информационно-коммуникационные технологии, которые делают урок ярким, эмоциональным.

Компьютер помогает вовлечь младших школьников в литературное творчество. Коллективно обсуждаем, что будем создавать на экране компьютера, какую книжку-малышку или выставку создадим в итоге. Самое простое использование компьютера на уроке литературного чтения – представление скороговорок. Урок литературного чтения можно начать с разминки – чтения скороговорки. Данный вид задания составляется в программе Word. Работа с фразеологическими оборотами проводится в виде презентации PowerPoint. Для проверки знаний и умений я использую программу Гипертекст. По результатам тестирования выполняем коррекционную работу.

На уроках мною используются фрагменты электронных пособий по литературному чтению.

ИКТ помогают мне в создании и подготовке дидактического и наглядно-демонстрационного материала по литературному чтению. На уроках литературного чтения целесообразно использовать Интернет-ресурсы. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных и расторможенных. Работа с компьютером предоставляет широкие возможности для проведения групповой работы. Например, изучив раздел «Поэтическая тетрадь 1» совместно с учениками готовим аудио альбом наиболее понравившихся стихотворений. Ребята с удовольствием готовят выразительное чтение любимых стихотворений, читают дополнительную литературу, знакомятся с другими произведениями поэтов.

Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек.

Использование компьютерных технологий – это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем образования. Использование информационных технологий в значительной степени позволяет оптимизировать процесс обучения.

Роль компьютера в оптимизации процесса обучения такова:

  • формируется высокая степень мотивации, повышается интерес к процессу обучения;
  • повышается интенсивность обучения;
  • достигается индивидуализация обучения.

Проанализировав читательские формуляры учащихся начальных классов, можно сделать вывод, что 98% детей 1 ступени обучения посещают и читают художественную литературу и журналы в школьной библиотеке.

Измерения техники чтения учащихся показывают положительную динамику. Снижается количество детей, читающих ниже нормы, и виден рост детей, которые читают норму слов в минуту.

В отношении направлений и форм популяризации чтения планирую: повышать престиж чтения среди учащихся начальных классов, повышать рост читательской активности учащихся, осуществлять подготовку электронных методических пособий по литературному чтению, использовать Интернет-ресурсы в подготовке уроков, внеклассных мероприятий.

Считаю, что использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяют реализовывать принцип наглядности в обучении, повышает интерес к учебе и эффективность обучения.

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям начальных классов, воспитателям для организации и проведения внеклассной и внеурочной работы.

Список литературы

  1. Александров Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения // ИНФО. - 2003. - № 5.
  2. Белов Л.А. Методические рекомендации по использованию видеозаписей в учебно-воспитательном процессе. - М., 2004.
  3. Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе / Пер. с англ. - М., 2008.
  4. Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения. //Начальная школа. – 2004. - №3. - С. 39-44.

Поделиться

1368

Добровольская С. О. Внеурочная деятельность в начальной школе по литературному чтению с использованием ИКТ // Актуальные исследования. 2021. №43 (70). С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/3101-vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoj-shkole

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля