Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях ЭИОС

Организация самостоятельной работы студентов является сложным процессом, охватывающим различные стороны образовательного процесса. Актуальность исследования педагогического обеспечения самостоятельной работы студентов подтверждается тем, что в современном обществе повышаются требования к участникам системы общественных отношений и в результате реализуются специальные национальные проекты с новыми нормами и формами оформления документов во всех сферах человеческой деятельности.

Аннотация статьи
электронная информационно-образовательная среда
самостоятельное обучение
организация самостоятельной работы
самостоятельность
Ключевые слова

Введение. Новое тысячелетие характеризуется растущей мощью информационных и цифровых технологий. Научное знание становится детерминантами стратегического потенциала общества. Во многих исследованиях учитываются особенности изменений и их влияние на образование. Формирование информационного общества требует фундаментальных изменений как в сфере производства, в коммерческой деятельности людей, а также и в сфере образования.

Сегодня в профессиональных учебных заведениях особое внимание уделяется интересам студентов, которые нуждаются в определенном уровне знаний. Обучение постепенно становится частью экономического пространства, системы, разработанной в основном с учетом интересов потребителей. Конечно, ориентация современной системы образования на потребителя зависит от развития информационных, инновационных и цифровых технологий. Однако, современная система образования должна ориентироваться ещё и на умение обучающегося самостоятельно приобретать новые знания, так как это является одним из условий и одной из задач любого высшего учебного заведения, ведь без самостоятельной работы практически невозможно подготовить качественного специалиста, который бы отвечал требованиям современности в условиях глобальной цифровизации.

На сегодняшний день имеется широкий спектр инструментов для организации самостоятельной работы обучающихся. Каждый сервис, система, платформа предлагает определенный перечень инструментов для работы. Существующие на сегодняшний день сервисы, системы, платформы, которые помогают организовать самостоятельную работу студентов: позволяют представить учебную информацию доступно, понятно; позволяют частично автоматизировать процесс обучения, позволяют собирать статистику по самостоятельной учебной работе обучающихся, позволяют индивидуализировать темп и режим самостоятельной работы студента, позволяют обеспечивать диалоговый характер обучения, а также различных видов взаимодействия «обучающийся и преподаватель», «студент и студент», «студент и контент/лекции».

Мы рассмотрим возможности ЭИОС на платформе Moodle для организации учебного процесса в целом и самостоятельной работы студентов в частности.

ЭИОС на платформе Moodle позволяет создавать единое рабочее пространство для всех участников образовательного процесса и проектировать учебные курсы, отвечающих новым стандартам образования.

В связи с этим, имеет большое значение организационно-методическая деятельность преподавателя по управлению самостоятельной работой студентов в ЭИОС. А также деятельность по обеспечению процесса обучения учебно-методическими материалами для самостоятельной дистанционной учебной деятельности студентов.

То есть в процессе обучения, акцент переносится на самообразовательную деятельность студентов, на формирование у него навыков самоорганизации, которые помогут заниматься самообразованием в процессе обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности.

Для организации самостоятельной работы студентов рассмотрим подготовку эссе – достаточно традиционная форма самостоятельной работы студентов. Эссе насчитывает вековую историю, его легко можно адаптировать для любой образовательной среды, в том числе для ЭИОС. В первую очередь эссе рассматривается как средство развития у студентов речи устной и письменной, подвижности ассоциаций, афористичности, рефлексии, лаконичности мысли, поэтичности образов.

Эссе как средство воспитания восприятия и суждения, как форма текущего, промежуточного и итогового контроля компетенций непосредственно связано с творчеством. Создание такого рода текста не связано с автоматизмами, не проходит полностью через сознание, требует, по Выготскому, минимального развития определенной степени абстракции и укладывается в три этапа: формирование, формулирование и оформление мысли [3].

Однако, при использовании такой, казалось бы, традиционной формы самостоятельной работы как «подготовка эссе» и возможностей ЭИОС на платформе Moodle, например, инструмента «Семинар» для оценивания работ преподавателем и взаимооценивание студентов и друг другом, то это уже будет иметь интерактивный характер.

С помощью инструмента «Семинар» работы оцениваются по заранее определенным критериям. После того, как студенты сдали задания (эссе), настроенная система сама распределяет кому чью работу надо оценить. Контроль результатов самостоятельной работы осуществляется на основе использования комплексной системы оценивания студентов, которая включает в себя взаимооценивание и оценку преподавателя.

Получается, что подготовка эссе с взаимооцениванием – это обратная связь между студентами, которая повышает студенческую активность, помогает студентам отмечать сильные и слабые стороны других работ, учит студентов понимать, что они делают правильно или неправильно и, таким образом, взаимооценивание способствует прогрессу каждого.

После организации и проведения самостоятельной работы студентов, которая включала в себя подготовку эссе и взаимооценивание в условиях ЭИОС, был проведен опрос, в рамках которого выявлялась эффективность применяемого инструмента. Полученные результаты представлены на рисунке. Студенты привели собственные характеристики данного вида работы, оценив его эффективность, удобство и простоту использования.

Рис. Результаты опроса студентов

Данные рисунка свидетельствуют о том, что большинство студентов отмечают удобство работы с ЭИОС.

Самостоятельная работа обучающихся понимается как форма педагогической деятельности, в которой под контролем педагога осуществляется процесс восприятия и развития таких организационных навыков студента как самоорганизация, понимание своей цели, повышения значимости обучения.
В то же время педагогическая поддержка направлена на развитие личности студента и выявление его навыков в процессе педагогического взаимодействия. Основными элементами педагогической поддержки являются создание такой образовательной среды, в которой будет удобно работать, в которой будет больше практических работ, будут лекции с элементами визуализации, с элементами игры и в которой всё-таки будет присутствовать совместная деятельность педагога и студентов. Своевременная, но ненавязчивая педагогическая поддержка является ключом к успеху обучающихся в самостоятельном решении задач.

Заключение. Таким образом, принципами организации самостоятельной работы студентов являются: принципы взаимодействия, принципы персонализации, принципы признания, принципы правил обучения, принципы зависимости от базовых навыков, принципы опережающего обучения, принципы обратной связи, принципы внешнего контроля и самоконтроля. В условиях самостоятельного обучения сущность педагогического обеспечения самостоятельной работы студентов заключается в установлении комплекса методов и средств, позволяющих студентам достичь максимально возможной эффективности самостоятельной работы, а также реализовать педагогические аспекты, а именно: формирование положительного познавательного статуса студентов; развитие личностных качеств, прежде всего активности, настойчивости, целеустремленности в процессе познавательной работы. Педагогическими условиями, направленными на достижение эффективности педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения, являются: условия, учитывающие индивидуальные особенности студента, условия свободного выбора средств обучения, условия самоконтроля и самооценки.

Текст статьи
  1. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. – 59 с.
  2. Каримов К.А. Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов / К.А. Каримов, К.Т. Уматалиева // Молодой ученый. – 2017. – № 11. – С. 487-489.
  3. Кочкаров Р.Х., Шмидт Ю.С. Использование современных методов обучения в образовательном процессе // Современное среднее профессиональное образование. – 2019. – № 4. С. 10-13.
  4. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования / под. ред. Н.В. Кузьминой. – М., 2017. – С. 7-52.
  5. Ломовцева Н.В. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности // Н.В. Ломовцева, Е.В. Чубаркова, А.А. Карасик // Образование и наука. – 2018. – № 3. – С. 111-120.
  6. Милованова Г. В. Исследование готовности к осуществлению самостоятельной учебной деятельности студентов вуза в условиях интеграции образования / Г.В. Милованова, И.В. Харитонова // Интеграция образования. – 2018. – № 3. – С. 33-38.
  7. Милованова Г.В. Самостоятельная работа и самообразование – важные условия успешной профессиональной деятельности / Г.В. Милованова // Вестн. Мордов. ун-та. – 2019. – № 2. – С. 151-156.
  8. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / А.Е. Карпухина, С.А. Беляков, В.С. Вахштайн [и др.]. – М.: МАКС Песс, 2016. – 340 с.
  9. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 354 с.
  10. Устюгова В.Н. Работа студента в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие. – Казань: ТГГПУ, 2019. – 59 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение» с квалификацией (степенью) «бакалавр». – Министерство образования и науки Российской Федерации. 22.12.2009 № 781. 12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр». – Министерство образования и науки Российской Федерации. 17.01.2011 № 46.
Список литературы