Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ. В настоящее время в образовании наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. Современные дети, так же как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования быстро проникают во все области человеческой жизнедеятельности, особенно в жизнь детей. Повсеместно нас окружают сложные технические объекты: бытовые приборы, современные интерактивные игрушки, строительные и другие машины. Даже самым маленьким детям раннего возраста интересны подвижные игрушки. Они пытаются понять, как все это устроено. И мы, взрослые, должны дать им возможность это узнать [3].
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие и развитие. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. В работе с детьми раннего дошкольного возраста можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов конструкторов – это конструктор «ЛЕГО». Конструирование из лего-конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью [2].
Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры). Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность). В раннем возрасте конструирование слито с игрой.
Задача педагога не только наполнять жизнь детей впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого усвоения окружающего, формировать умение видеть характерные особенности предметов, явлений, их взаимосвязи, и по-своему передавать в конструкциях.
Лего-технология – пример интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:
- развитие математических способностей – ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
- развитие речевых и коммуникационных навыков – ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается с взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
- коррекционная работа – оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
Воспитательная работа – совместная игра с другими детьми и с взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе. С детьми младшего дошкольного возраста проводилась работа по ознакомлению дошкольников с конструктором Lego, его разновидностями и свойствами. Вместе с детьми мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с детьми название каждой формы: кирпичик, кубик, клювик, горка и т.д. [1]
С детьми данного возраста осваивали серию конструкторов Lego Duplo, разработанную специально для малышей. При их разработке учитывались все потребности и особенности этого возраста Конструктор представляет собой детали большого размера, с простыми соединениями, безопасные для пользования детьми младшего дошкольного возраста. Детская деятельность с конструкторами данного вида способствует развитию физических способностей – общую и мелкую моторику, пространственное мышление, фантазию и воображение. Помимо деталей для строительства простых домиков или конструирования машинок, такие тематические наборы содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных [4].
Условием, оптимально обеспечивающее достижение поставленных задач, является организация соответствующей развивающей предметно-пространственной техносреды в дошкольном учреждении.
В группе оформлен центр конструирования, где подобран соответствующий дидактический материал: различные виды лего-конструкторов, промаркированные для удобства пользования контейнеры для хранения лего-конструкторов; схемы и алгоритмы для конструирования по образцу; задания для конструирования по условиям; дидактические лего-игры. В раздевалке группы оформлен информационный уголок для родителей «Лего Центр» и выставочная зона детских технических работ.
В дошкольном учреждении создан центр конструирования и робототехники «STEAM-Помогатор». В нем созданы условия для организации строительных и конструкторских игр. Центр оснащен различными видами конструкторов: «Лего «Дорога», «RoboKids», наборами «Полидрон», «Проектирование», «Проектирование. Мосты», «Магнитный», «Конструктор «СЕФ». А для работы с детьми раннего возраста мы используем LEGO- конструктор.
С помощью конструктивной деятельности у детей раннего возраста происходит развитие: мелкой моторики, воображении, памяти, творческих способностей и конструктивной деятельности.