Главная
Конференции
Технические и естественные науки: инновации и перспективы
Ортопедическая стоматология и логопедическая ритмика

Ортопедическая стоматология и логопедическая ритмика

Авторы:

Филимонов Олег Александрович

Портнова Мария Олеговна

Рубрика

Медицинские науки

Ключевые слова

пациент
лечение
ортопедическая стоматология
зубные протезы
качество речи
логопедическая ритмика
функция речеобразования
произношение звуков
шепелявость

Аннотация статьи

В статье нами рассмотрены и обобщены литературные данные и результаты собственных исследований использования логопедической ритмики в ортопедической стоматологии и выяснения ее влияния на функцию речеобразования.

Текст статьи

Повышение эффективности стоматологического ортопедического лечения в фонетическом отношении возможно только при глубоком знании закономерностей речевой артикуляции. Поскольку полость рта – сфера деятельности стоматолога, каждый врач-стоматолог обязан понимать все процессы, которые там происходят, и знать не только законы артикуляции зубных рядов, особенности артикуляции звуков, зоны артикуляции звуков и условия, в которых они формируются, и но и факторы, влияющие на изменения функции речеобразования и звукопроизношения. Положительный опыт использования упражнений по постановке дыхания при протезировании полными съемными протезами [6, с. 50] дал нам основания использовать приемы логопедической ритмики с целью улучшения фонетических показателей и влияние их на степень фонетических расстройств при данном виде протезирования [1, с. 33; 2, с. 13].

Э. Килинска-Эвертовска (1978) определяет логоритмику в широко значении слова как систему музыкально-двигательных упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии. В.А. Гринер (1941) и немецкие исследователи Cr. Kohler (1973) Chr. Schwabe (1972) указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод. О необходимости применения логопедической ритмики в процессе коррекции речи людей писали В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова и др. Основателем логопедической ритмики считается Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Дальнейшее развитие системы Э. Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей [2, с. 8; 3, с. 13].

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Основное понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции речевых функций и в итоге адаптация человека в условиях внешней и внутренней среды. Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. По мнению Г.А. Волковой (2002), ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений приводит к положительной перестройке различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и др. [5, с. 58].

Средствами логопедической ритмики является ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Основной принцип построения всех перечисленных работ – тесная связь движения с музыкой. включение в них речевого материала [3, с. 13; 4, с. 160].

По нашему мнению, средства логопедической ритмики можно представить, как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с нарушением функции речеобразования.

Материалы и методы. К нам в клинику обратилось 20 пациентов (12 женщин + 8 мужчин) в возрасте от 40 до 60 лет, с жалобами на плохую дикцию при громком и обычном стиле разговора. Пациенты пользовались полными съемными протезами на верхней и нижней челюсти от 1 до 4 лет.

При клиническом обследовании у всех пациентов диагностирован ортогнатическое соотношение челюстей и, согласно классификации беззубых челюстей, I и II тип по И.М. Оксману. Всем им проведено повторное ортопедическое лечение с использованием конструирования зубных рядов по методу М.Е. Васильева. Оценку фонетических расстройств проводили по модифицированному методу О.А. Филимонова (2003), сразу по окончанию лечения и через 1 месяц.

В качестве контроля исследовали группу людей в возрасте от40 до 60 лет с сохраненным зубным рядом в количестве 10 человек (2 мужчины + 8 женщин). Согласно цели исследования пациенты были разделены на 2 группы:

– 1 группа – 10 человек (6 женщин + 4 мужчины), которым лечение проводилось без применения упражнений логопедической ритмики;

– 2 группа- 10 человек (6 женщин + 4 мужчины), которым лечение проводилось с применением упражнений логопедической ритмики (в течении 1-го месяца после окончания ортопедического лечения).

В качестве музыкального сопровождения использовали звуки живой природы и романтические саксофонные баллады, фрагменты джазовых композиций (музыка в медленном темпе), а также музыку в темпе марша при использовании упражнений на развития дикции и закрепления звуков.

Упражнения проводились поэтапно:

1-я неделя – упражнения на развитие и по постановке дыхания;

2-я и 3-я недели – упражнения на четкие произношения гласных и согласных;

4-я неделя – упражнения на закрепление дикции и звуков.

Цель упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Упражнения на развитие и по постановке дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их нужно сочетать с движение рук (вперед, вниз, в сторону и т.д.), туловища (вправо, влево, круговые движения и т.д.) [3]. В упражнения на развития и по постановке дыхания включаются обязательно речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки подтянуть вверх – выдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на поясе длительно тянуть сначала глухой звук [«с»] (или [«щ»], [«ф»], [«х»]), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях, затем гласные в сочетании с согласными звуками. Далее – на выдохе – произносить слова с открытыми слогами, закрытыми, состоящими из 4-5-6 слов (удлинение фразы требует более длительного выдоха).

Четкое произношение гласных и согласных проводили с помощью дыхательных, голосовых и артикуляторных упражнений. Вначале под музыку занимающиеся обозначают гласные немой артикуляцией, затем произносят на шепоте и громко, изолированно и в ряду из 2,3,4-х гласных, всего ряда. Далее на выдохе произносятся слоги, слова произносятся на шепоте со звуками [«п»], [«т»], [«ф»], [«ш»] («па-по-пу-пы», «паф-поф-пуф-пыф» и т.д.) и громко, четверостишье, пословицы, поговорки произносятся со сменой ударения и темпа речи. Например, пациенты идут пол музыку на полных ступнях (направление ходьбы и характер музыки меняется) и говорят: «Мы проверяли осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках и т.д.».

Для закрепления дикции и звуков мы использовали только одно упражнение под названием «Трубочист». Оно заключалось в том, что пациенты стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы чистит, чистит. Руки ходят вверх, вниз, крепко сжаты кисти». Проговаривая текст, пациенты выполняли движения: поднимали руки вверх, затем сгибали их в локтях, сжимая кисти в кулак и с силой опуская руки вниз.

Упражнения проводились в полном соответствии с этапами и задачами логопедической работы. В большом количестве они включались в занятия, проводимые в начале коррекционного курса. По мере успешного устранения речевого нарушения количество их в средине и конце коррекционного курса сокращается, но не исключается поскольку в использовании логоритмического материала должна быть преемственность. Во время упражнений необходимо развивать диапазон голоса. В звонком голосе выражены высокие (2000-3000 Гц) и низкие (700-800 Гц) частоты. Повышение уровня высокой формации (2300-2700 Гц) увеличивает силу и полетность звучания. Мы предлагаем для этого использовать следующее упражнение: начинать нужно с произношения звука [«м»], [«н»] с гласными. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности: ммуммоммэммиммамм. Далее: повышение и понижение сонорных согласных [«м»], [«н»] с паузами и без пауз при произношении слов и фраз.

Результаты и их обсуждение. В процессе логоритмических занятий с речевыми расстройствами важно опираться на сознательное и активное отношение пациентов к своей деятельности. У нас не все сразу получалось; на первых занятиях не было тесного психологического контакта внутри группы, многие пациенты скептически относились к самой идеи логоритмических занятий и т.д. Благодаря нашей настойчивости группа сохранилась, и мы провели полный намеченный курс логоритмических занятий.

Результаты исследования степени фонетических расстройств пациентов 1 и 2 групп по окончании ортопедического лечения и через 1 месяц представлены на рис. 1.

Результаты исследования степени фонетических расстройств пациентов 2-й группы (по половому признаку) по окончании ортопедического лечения и через 1 месяц представлены на рис. 2.

 

Рис. 1. Исследование речи по окончанию ортопедического лечения и через 1 месяц

Рис. 2. Исследование речи по окончанию лечения и через 1 месяц по половому признаку

Заключение

Несмотря на скептическое отношение пациентов и коллег нам удалось применить упражнения логопедической ритмики с целью улучшения фонетических показателей при протезировании полными съемными протезами на верхней и нижней челюсти и сделать соответствующие выводы.

  1. При сравнительной характеристике через 1 месяц у пациентов 2 группы адаптация к протезам в фонетическом отношении шла в 2,1 раза быстрее, чем у пациентов 1 группы.
  2. При оценке фонетических расстройств по половому признаку у мужчин они выражены более сильно по цифровым показателям (тяжелая степень), чем у женщин. После использования упражнений логопедической ритмики степень фонетических расстройств снизилось у мужчин в 2,2 раза, у женщин в 2,7 раза.
  3. Эта мелодика является научно обоснованной и не требует материальных затрат на её осуществление.
  4. Позвольте выразить надежду, несмотря на холодное восприятие коллег, эта методика найдет достойное применение в практической стоматологии для лечения и социальной реабилитации ортопедических пациентов.

Список литературы

  1. Волкова Г.А. Программа курса «Логопедическая ритмика» / Г.А. Волкова // Программа для студентов факультета коррекционной педагогики (специализация «Логопедия»). – СПб, 1996. – С. 33-49.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова – М., 2002.
  3. Гринер В.А. Логопедическая ритмика / В.А. Гринер, Н.С. Самойленко – М., 1941.
  4. Поль Л. Сопер Основы искусства речи / Поль Л.Сопер; Пер. с английского С.Д.Чижовой. – Ростов н/Д. 2002. – С. 160-167.
  5. Филимонов О.А. Оценка фонетических расстройств при протезировании полными съемными протезами / О.А. Филимонов, М.О. Индюкова // Стоматология сегодня. Ч.I. – Красноярск, 2003. – С. 58-62.
  6. Филимонов О.А. Влияние упражнений по постановке дыхания на функцию речеобразования при протезировании полными съемными протезами / О.А. Филимонов // Стоматология сегодня. Ч.II. – Красноярск, 2003. – С. 50-53.

Поделиться

1838

Филимонов О. А., Портнова М. О. Ортопедическая стоматология и логопедическая ритмика // Технические и естественные науки: инновации и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 янв. 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 49-53. URL: https://apni.ru/article/312-ortopedicheskaya-stomatologiya-i-logopediches

Другие статьи из раздела «Медицинские науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая