Манипулятивный контент в социальных сетях

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

манипуляция
социальные сети
манипулятивные практики
социальный контакт
социально-психологическое воздействие
блогеры

Аннотация статьи

В статье рассматриваются виды манипуляций в социальных сетях и механизмы их воздействия на пользователей. Социальные сети сегодня становятся неотъемлемой частью жизни людей. Помимо информационной, познавательной, коммуникативной и интегративной функции они также выполняют функцию манипулятора. Одна часть современного общества относится к манипуляциям резко отрицательно, другая считает возможным, необходимым и даже желательным использование манипуляций в качестве инструмента управления – таким образом, складывается двоякое отношение к манипулятивным практикам. Главным признаком социальных сетей в качестве распространителя информации, является, в первую очередь, возможность охвата большой целевой аудитории.

Текст статьи

Сфера социальных взаимодействий является обязательным условием для протекания духовной жизни социума. Основными средствами и способами трансляции идей, ценностей и норм сегодня становятся современные коммуникативные технологии. Наряду с этим они занимают прочные позиции в качестве сферы неявного применения манипулятивных практик, оказывающих влияние на социальное поведение индивидов. Ведущим компонентом глобальной системы коммуникации является комплекс сетей Интернета, использующих различные средства и приемы социального конструирования реальностей, способных оказывать влияние на духовную жизнь как отдельных индивидов, так и всего общества. Некоторые из этих реальностей представляют собой виртуальные реальности, в основе которых лежат манипулятивные практики.

Манипуляцией называется латентное программирование мнений и намерений масс либо отдельных индивидов, влияние на их психические состояния, установки и настроения с целью обеспечения заданных поведенческих реакций. Основным приемом в манипуляциях является социальное конструирование виртуальных реальностей в сфере духовной жизни.

Манипулятивными практиками, таким образом, считаются скрытое воздействие с недоступным объекту манипуляции процессом и воздействие на индивида (или массу) посредством различных психологических средств.

Манипуляция может считаться успешной, если объект манипуляции считает все происходящее естественным и закономерным. Субъект манипуляции, в свою очередь, конструирует виртуальную реальность, отличную от повседневной социальной реальности, и скрытно внедряет ее в сознание объекта.

Воздействие, требующее знания технологий НЛП, наличия харизмы и артистичности.

Спектр социально-психологических приемов социального конструирования виртуальных реальностей с заранее заданными манипулятором каузальными связями достаточно широк. Разоблаченные манипулятивные практики немедленно заменяются новыми. Поэтому пользователю гораздо целесообразнее оценить саму возможность использования против него манипулятивного акта, чем попытаться выявить его сущность и применить эффективную защиту. Со временем индивид понимает, что становится «жертвой», его пытаются затянуть в сети манипуляции, и при этом он получает возможность отклонить предложения манипулятора и покинуть зону социальной коммуникации. Подобный «уход от контакта» нередко оказывается для объекта манипуляции значительно эффективнее, чем открытое противостояние манипулятору; последний обычно имеет опыт подобных взаимодействий и владеет приемами нейтрализации действий объекта манипуляции.

Одна часть современного общества относится к манипуляциям резко отрицательно, другая считает возможным, необходимым и даже желательным использование манипуляций в качестве инструмента управления – таким образом, складывается двоякое отношение к манипулятивным практикам.

Важным признаком манипулятивных практик является отношение манипуляторов – для них принцип «цель оправдывает средства» является основополагающим. Манипуляторы не считают других людей личностями, для них не имеет значения неприкосновенность личности, внутреннего мира другого человека.

Сама скрытность процесса применения любого манипулятивного приема представляет собой эффективную технологию, использующую камуфляж, мимикрию, маскировку. Манипулятивная практика дает наивысший результат, когда за демонстрируемой прозрачностью и полной открытостью действий скрывается тщательно продуманная, спланированная и замаскированная схема достижения задуманного результата.

Отличительными чертами социальных сетей в качестве распространителя и инструмента передачи информации, которые принимают во внимание манипуляторы, являются в первую очередь, возможность охвата большой целевой аудитории, «публичность», т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, пластичность аудитории, стихийно складывающейся в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

И.М. Дзялошинский выделяет следующие виды манипулятивных практик [2]:

  • психотехнологии: игра на контрастах, высмеивание, преувеличенно пугающие заголовки постов или сообщения;
  • управление информационными потоками: раскрытие «секретной информации», слухи, мифы;
  • ценностно-эмоциональная направленность: очернение личности или события, популизм, стигматизация, иносказательность;
  • апелляция к социальному контролю: привлечение известных личностей или групп, принуждающая пропаганда;
  • приведение убеждающих и рациональных аргументов («псевдологические выводы», «утвердительные заявления», «подбор аргументов», «псевдообъяснения» и другие);
  • приемы защиты от манипуляции (отрицание, подавление, проекция, вытеснение, идентификация и иные).

Как уже было сказано, социальные сети стали массовым явлением. Многие люди имеют аккаунты в социальных сетях не потому, что им это необходимо, а потому, что это модно.

В современном мире сегодня наблюдается тенденция к разделению на «своих» и «чужих». Своими считаются имеющие аккаунт в социальных сетях, чужими – лица, не пользующиеся данным ресурсом. Подобная социальная дихотомия стирает коммуникационные барьеры между нами и теми, кто добавляется к нам в друзья, предоставляя им возможность тем или иным образом влиять на нас [5, c.48-49]. Ведь им известны наши предпочтения, увлечения, досуг, особенности характера и даже мышления, так как мы сами, добровольно, выкладываем всю информацию в социальные сети.  Объем и податливость аудитории социальных сетей таким образом позволяет использовать этот канал для применения манипуляций массовым сознанием. В этой связи нельзя не упомянуть рекламодателей, главной целью которых является выгодная продажа услуги или товара. Здесь срабатывает интерактивность процесса покупки: ехать куда-то, выбирать, стоять в очереди больше не нужно, достаточно сделать несколько кликов и дождаться доставки.

Помимо рекламодателей, социальные сети активно осваивает политическая элита. Больше половины российских губернаторов зарегистрировано на той или иной площадке.

Масштабным явлением в манипуляции сознанием становятся и так называемые блогеры [1]. Имея в своем распоряжении десятки, а то и сотни тысяч подписчиков, они уже контролируют огромные зоны в социальных сетях. Контроль – это самое подходящее слово данному явлению, потому что эти люди выдергивают из интернета отдельные сообщения, вбрасывают их у себя, привлекают определенную аудиторию. Они блокируют критические сообщения в свой адрес, которые не совпадают с их мнениями. Идет огромная манипуляция общественным сознанием.

Не важно, что движет манипулятором, важно то, какие при этом он использует технологии и какого эффекта он тем самым достигает. Порой случается, что манипуляция сознанием носит категорически негативный характер [3, с.78]. Мощные психологические механизмы становятся опасным оружием в руках манипуляторов общественным сознанием. Происходит не просто влияние на человека, а на его личность в целом. Именно поэтому исследователи природы манипуляции в социальных сетях начинают бить тревогу и требовать от СМИ и от властей выработки определенных правил поведения в сфере социального манипулирования.

Особенности Интернета (и в частности социальных сетей) таковы, что есть возможность использования аудиальных, визуальных и текстовых методов одновременно, что позволяет стать ему самым мощным и едва ли не главным средством воздействия на человека (яркие слоганы и запоминающиеся ассоциации, скрытые аудиосообщения, «метод 25-го кадра»).   В социальных сетях имеется масса различных видов манипуляции сознанием людей. Начиная от хорошо заметных и легко просчитываемых, заканчивая многоуровневыми, многоходовыми и глубоко законспирированными.

Условно можно выделить несколько наиболее мощных и эффективных манипуляционных направлений:

Коммерческое и финансово-экономическое. Суть приема заключается не только в том, чтобы подсадить человека на конкретную социальную сеть, но и заставить использовать его платные сервисы. Сюда же относятся и рекламные баннеры, и рекламные и PR-кампании. Наглядным примером этого направления являются так называемые «виртуальные деньги» в социальных сетях, например, при помощи данных ресурсов люди могут дарить подарки друг другу, покупать дополнительные смайлики или стикеры, а также использовать их в играх и приложениях.

Социальное. К этому направлению относятся различного рода социальная реклама в соцсетях, пропаганда борьбы с вредными привычками или участия в благотворительности, а также продвижение страниц и групп помощи больным или другим нуждающимся социальным группам. Особенно популярны такие страницы в Инстаграме. Эта социальная сеть очень удобна для воздействия на массовые аудитории, так как соединяет в себе фото и видео-контент. В Instagram развитая система поиска и перехода по хештегам. Именно поэтому сборы средств больным детям постепенно переходят в эту социальную сеть. Манипуляторы, как правило, используют специальные хештеги; фотографии, отличающиеся особой трагичностью и популярных блогеров, которые репостят записи просьб о помощи.

Воспитательно-профилактическое. (Как на уровне владельцев тех или иных ресурсов, так и на уровне государственных, в т.ч. правоохранительных органов).

Общественно-политическое и религиозное. многие политики и политические партии применяют социальные сети для продвижения своих идей в массы. Они создают интернет-опросы, ведут открытые диалоги в комментариях, призывают к определенным действиям, используя при этом свои политические манипулятивные технологии.

Контрразведывательное или разведывательное. Прием осуществляется на уровне специальных государственных подразделений, в том числе диверсионно-подрывное. Сюда включены исследования умонастроений в среде юзеров той или иной страны в плане взаимоотношений с другой страной; формирование или корректировка общественного мнения о конкретном государстве и его политике, а также дезинформационные вбросы и информационные войны.

Криминальное. Сюда относится мошенничество в соцсетях, экстремизм, торговля людьми и другое.

Межличностное (на пользовательском уровне) – манипуляции одного пользователя или группы пользователей другим пользователем или группой.

Это как правило сетевой троллинг или «Синий кит» – игра, при помощи которой определенная группа людей манипулирует огромной массой подростков, заставляя делать их непредсказуемые поступки. Это манипулирование неокрепшими сознаниями привело к нескольким самоубийствам молодых людей. На данный момент правительство и различные общественные организации ведут активную борьбу с этим явлением.

Данное деление можно считать достаточно условным, многие формы манипуляции могут применяться в комплексе, с использованием в одних тактических приемов других и с абсолютно разной мотивацией (от безобидно-дружелюбной до агрессивно-подавляющей и преступной).

Очевидно также, что манипуляции базируются и на таких знакомых нам понятиях как тщеславие, злоба, радость, сострадание, одиночество, любовь, секс, желание нарушить запреты [4, с.118].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальные сети, в связи с повсеместным распространением и развитием информационных технологий, постепенно становятся не только ведущим мировым средством массовой информации, но и основным ресурсом для манипуляции человеческим сознанием.

Список литературы

  1. Елишев С.О. Средства, методы и технологии манипулятивного воздействия на современную молодежь //               Представительная власть – XXI век : законодательство, комментарии, проблемы. №7-8 (174-175), 2019. С. 31-43.
  2. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа//Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005. № 1. С. 29-54.
  3. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. СПб.: Издательско-торговый дом «Скифия», 2008.
  4. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М.: ИТД «Перспектива», 2016.
  5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2017.

Поделиться

9057

Кудзиева Ф. С. Манипулятивный контент в социальных сетях // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. URL: https://apni.ru/article/3121-manipulyativnij-kontent-v-sotsialnikh-setyakh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря