Одним из основных фокусов внутренней политики Российской Федерации является гарантирование экологической безопасности. С целью возведения данного фокуса во главу угла и сосредоточения на угрозах и вызовах в охране окружающей среды, была принята Стратегия экологической безопасности России (далее по тексту Стратегия) сроком до 2025 года [3]. Стоит отметить ключевую роль безопасности технического обслуживания гидротехнических сооружения и мелиоративных систем при оценке нынешнего состояния экологической безопасности, которая подчеркнута в вышеупомянутой Стратегии. Как отмечает Л. Г. Клюканова, доцент кафедры правовой охраны окружающей среды, такое определение как «экологическая безопасность» имеет место как в экологическом законодательстве, так и в иных областях российского законодательства [6].
В специальной литературе, посвященной вопросам гарантирования экологической безопасности, последней уделено особое внимание. Мелиорация земель, в роли ключевого элемента охраны земель, была предметом глубоких дискуссий по большей части во времена Советского Союза, в наше время данному вопросу уделяется меньше внимания. Так, данному вопросу в текущий период посвящены лишь несколько монографий [4].
Определение мелиорации земель, как основополагающего улучшения земель методами проведения, противоэрозионных, гидротехнических, химических, культуртехнических, агротехнических, агролесомелиоративных и прочих мелиоративных мероприятий дано во 2 статье Федерального закона «О мелиорации земель» от 10 января 1996 года (далее – Закон о мелиорации) [2].
К числу мероприятий, относящихся к мелиорации земли причисляют: эксплуатацию спроектированных и построенных мелиоративных систем и обособленно размещенных сооружений гидротехнического плана, установку систем лесных насаждений, которые носят защитную функцию, подведение водяных конструкций к пастбищам, проведение работ по совершенствованию физических и химических свойств почв, культуртехнических работ, а также производственно-техническое и научное сопровождение вышеописанных методов.
Также стоит подчеркнуть, что в число современных проблем Закон о мелиорации входит проблема определения ряда понятий.
Например, в число дискуссионных вопросов в соответствующей теме, входит вопрос о понимании процесса измерения плодородия почвы, что является причиной изменения показателей параметров подобных измерений и как их проводить более точно. Учитывая данную проблему, возникает потребность во внесении пояснений, касающихся измерения и определения недостаточности плодородия почвы. С целью решения подобных проблем обоснованным представляется внесение в статью таких понятий как «показатели плодородия почвы» и «недостаточное плодородие почвы». Тем не менее, в связи с позицией ученых-агрономов на нынешнем этапе не представляется возможным сформулировать само понятие «плодородие почв», и однозначно описать его показатели, так как само по себе плодородие может иметь только количественные, но не качественные характеристики, по этой причине только лишь определением понятий проблематика формулировки не ограничится. И.Б. Макаров в своих исследованиях придерживается подобного мнения [7]. Таким образом, представляется необходимым на академическом уровне сформулировать определения упомянутых выше дополняющих понятий, или же после формирования соответствующих показателей изменить действующую формулировку, с целью устранения проблемы определения исследуемого понятия.
Если прибегнуть к прямой трактовке определения мелиорируемых земель, отметим, что мелиорируемые земли – это земли, на которых были проведены работы мелиорации. Подчеркнем, что более подробной характеристики исследуемого понятия не предложено, а значит вести речь о ее специфике, позволяющей отделить от других земель нельзя. Защитить мелиорируемые земли представляется возможным, лишь в случае вхождения таких земель в число сельскохозяйственных угодий, по причине отсутствия особого режима, касающегося данных земель [8]. Таким образом, чтобы защитить соответствующие земли, следует ввести специальный режим для мелиорируемых земель, после этого, данные земли будут защищены, входя в состав любых земель, а не только в сельскохозяйственных угодий [5].
В качестве еще одной проблемы, которая существует на сегодняшний день в правовом регулировании мелиорации в Российской Федерации, заключается в том, что согласно статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право проводить мелиоративные и другие мероприятия, нацеленные на то, чтобы улучшить качество земельного участка. Однако согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации [1] охрана земель является обязанностью собственников земельных участков, а не правом. Так, мелиоративные мероприятия в данном случае являются одним из способов охраны земель. Становится понятно, что между вышеуказанными нормами Земельного кодекса Российской Федерации существует коллизия, которая требует решения. Среди ученых юристов выделяются различные точки зрения по поводу того, к чему наиболее правильно будет относить мелиорацию. Некоторые ученые юристы считают, что мелиорация выступает именно правом собственника земельных участков, а не обязанностью. Они исходят из того, что собственник имеет право самостоятельно распоряжаться земельными участками по своему усмотрению в рамках российского законодательства. Отмечается, что рассматриваемую обязанность правильно закреплять только за землепользователями, имеющими права на земельный участок, которые не относятся к праву собственности. Другие ученые юристы указывают, что право собственности не влияет на обязанность землепользователя проводить мелиоративные мероприятия, то есть придерживаются мнения о том, что это их обязанность, а не право.
По нашему мнению для того, чтобы исключить из Земельного кодекса Российской Федерации наличие рассмотренной выше коллизии, следует из части 3 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации [1] исключить положение о том, что реализация мероприятий по охране земель, в частности проведение мелиоративных мероприятий выступает правом собственников земельных участков. Мы считаем, что предложенное решение рассматриваемой проблемы поможет организовать охрану земель наиболее эффективным способом, разрешить существующую коллизию.
Проведенное нами исследование позволило сделать вывод, что на сегодняшний день в действующем законодательстве Российской Федерации действительно существуют проблемы и недостатки правового регулирования мелиорации в Российской Федерации. При этом проблемы и недостатки связаны не только с практическим применением норм российского законодательства, но и с теорией. Так, было обнаружено, что сегодня в законодательстве отсутствуют определения отдельный понятий. Мы считаем, что предложенные нами пути решения рассмотренных проблем помогут наиболее эффективным образом урегулировать правоотношения, которые связаны мелиорацией земель в Российской Федерации.