Номологический аспект культурологии

Секция

Искусствоведение и культурология

Ключевые слова

культура
культурология
номология
метод
методология
человек
общество
сознание
самосознание

Аннотация статьи

В статье заявлен, аргументирован, осмыслен теоретически и методологически номологический статус культурологии как науки.

Текст статьи

Культура как предмет науки культурологии исторически может многоаспектно развертываться своими объектами социального исследования вплоть до создания разделов общей культурологии. У каждого раздела культурологии свой объект изучения. В наших исследованиях культурологии с 80-х годов XX в. до настоящего времени представлены некоторые очевидные разделы-аспекты культурологии: теоретический, концептуальный, общеисторический, национально-исторический, типологический, прикладной, аксиологический, педагогический, метатеоретический... Особый интерес представляет номологический раздел-аспект культурологии как интегральный, посвященный исследованию законов культурологии.

В ряде наших работ специально обоснован номологический статус любой науки и научного мировоззрения в целом. Научное мировоззрение своей номологической ориентацией на исследование объективных законов своей предметной области, каковой является весь универсум, отличается от традиционалистского народного мировоззрения, от символического мифологического, от догматического религиозного, образного художественного и концептуального философского [1].

Открытие, исследование законов реального мира прямая, специфическая цель наук любого вида, поэтому мы в метатеоретических разделах науки наряду с предметологией, терминологией, методологией и т.д. выделяем раздел номологии. Описательно-дескриптивный статус какой-либо науки (например, педагогики или истории дизайна) всего лишь характеризует ее переходное состояние от эмпирического собирания фактов к их концептуально-номологическому исследованию и объяснению. Например, психология стала наукой в XX веке в силу выхода ее на исследование законов психической деятельности человека (работы Фрейда, Адлера, Юнга, Рубинштейна, Выготского, Леонтьева, Ломова, Ананьева...).

Конечно, другие типы мировоззрения тоже стремятся выйти на констатацию законов изучаемых областей и это выражается в становление научного аспекта у всех типов мировоззрениям: в народном – это этнография, демография, социальная психология, в мифологическом – это научные теории мифологии, в религиозном – это теология, теософия, в художественном – это эстетика, искусствоведение, история искусства, в философском – это натурфилософия (и дело доходит до парадоксального объявления всей философии наукой?!).

С другой стороны, научное мировоззрение, наука использует понятийный аппарат других типов мировоззрения (традиции, символы, догматы, образы, концепции), но они не являются целеопределяющими, специфическими для науки, а используются как подсобные, рабочие инструменты исследования объективных законов (например, в физике и математике: «элегантное уравнение», «изящное математическое доказательство», «красивая формула», «волна-пилот»...).

Объективные законы как номологический исследовательский итог научной деятельности находят свое место и значение в системе научной деятельности любого вида: они максимально интегрируют результаты истинного, адекватного изучения объективной реальности. При этом, они стоят в одном ряду с такими обобщающе-итоговыми результатами научной деятельности, как теория и метод.

Наше исследование законов функционирования самой науки позволило выявить три закономерных тенденции в истории науки: а) закономерность концептуальной интеграции истинного знания в обобщающих теориях; б) закономерность методологической трансформации истинного знания в методы («оборачивание теории в метод», К. Маркс); в) закономерность номологического развития теоретико-методологического знания в законы.

Рис. 1. Закономерные тенденции науки

В историческом развитии любой науки в поле ее гносеологических результатов (идеи, проблемы, гипотезы, аксиомы, постулаты, концепты, заблуждения теряются итоговые формы истинного знания: теории, методы и законы. Вот почему важны метанаучные исследования у каждой науки: они систематизируют итоговые истинные результаты, систематизируют теории, методы, законы. В наших мета-научных исследованиях культурологии [2] специально выделяются разделы «Концептология», «Методология», «Номология». Нужна специальная программно-целевая ориентация исследователей на концептуальное, методологическое или номологическое изучение содержания той или иной науки.

Учитывая, что проблематика объективных законов – это проблематика науки, научного мировоззрения, необходимо, прежде всего, доказать и показать научный статус культурологии.

Историческое становление науки с античного периода (математика, геометрия, астрономия, история...) сформировало четыре ее медисциплинарных комплекса по предметной области исследований: а) естествознание – учения о природе; б) технознание – учения о технике; в) обществоведение – учения об обществе; г) человековедение – учения о человеке [3].

Естественные и технические науки мы рассматриваем как науки, изучающие предметную область внечеловеческой реальности («естественную» и «искусственную» природу).

Общественные и гуманитарные науки изучают предметную область человеческой реальности («родовой» и «индивидуальной).

Внутри каждого комплекса наук по основанию общетеоретического статуса мы выделяем четыре интегральных науки: экологию, технономию, социологию и антропономию.

Рис. 2

Четыре науки рассматриваются нами как универсальные: математика, логика, история, философия [4]. Мы сознательно используем разные термины для обозначения междисциплинарных комплексов наук: естествознание и технознание, обществоведение и человековедение. Этим подчеркивается строгость и однозначность наук естественно-технического профиля и аморфность и многозначность наук общественно-гуманитарного профиля: одни науки однозначно знают, а другие науки многозначно ведают.

В этой типологической модели культурология относится к комплексу общественных наук (учение об обществе), а в нем она представляет статус частно-теоретической науки, соседствуя с эстетикой, этикой, политологией, религиоведением и опираясь методологически на два других уровня обществоведческого исследования: на общетеоретическую социологию и типы мировоззренческих учений (народное, мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское мировоззрения).

Предметной областью обществоведения является общество, в котором частно-теоретические науки выделяют свои предметы исследования (культуру, искусство, мораль, религию, политику...), а в этих предметах виды частно-теоретических наук выделяют объекты изучения (грани, аспекты, стороны предметов, выделяемые субъектами-учеными):

Исходя из вышеизложенного, культурология – это комплексная наука о законах возникновения, функционирования и развития культуры. Эксплицируем, развернем признаки этого определения:

а) комплексный характер культурологии фиксирует ее неоднозначный, частный статус, интеграцию знаний и ведений из разных научных областей: истории, искусства, эстетики, искусствоведения, этики, религиоведения, аксиологии, истории...;

б) законы культурологии фиксируют ее номологический научный статус, а не обыденно-эмпирический характер изучения культуры;

в) возникновение как объект изучения фиксирует социально-исторический статус культуры как искусственного образования;

г) функционирование как объект изучения отражает понимание культуры как деятельного социального образования;

д) развитие как объект изучения ориентирует на исследование перспектив существования культуры в системе социума;

е) культура как предмет изучения фиксирует социально-историческое существование многомерных ценностей, позитивно-значимых общественных явлений.

Список литературы

  1. Зеленов, Л.А. Система диалога типов мировоззрения / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. – Нижний Новгород: ВГУВТ, ОАЧ, 2015. – 180 с.
  2. Зеленов, Л.А. Основы теоретической культурологии / Л.А. Зеленов, А.С. Балакшин, А.А. Владимиров. - Нижний Новгород: ВГУВТ, 2015. – 236 с.
  3. Зеленов, Л.А. Многомерная типология науки / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. – Нижний Новгород: ВГАВТ, ОАЧ, 2010 – 132 с; Зеленов, Л.А. История и философия науки / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М.: Наука, Флинта, 2008 – 472 с.
  4. Зеленов, Л.А. Метатеория науки / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. – Нижний Новгород: ВГАВТ, ОАЧ, 2016. – 160 с.

Поделиться

1376

Балакшин А. С., Владимиров А. А. Номологический аспект культурологии // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. URL: https://apni.ru/article/3144-nomologicheskij-aspekt-kulturologii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января