Автор(-ы):
Канищева Наталья Владимировна
Синегубова Юлия Викторовна
Попова Ольга Алексеевна
Павлова Ольга Игоревна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассмотрены особенности формирования пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Показано значение систематической работы с детьми по развитию пространственных представлений не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.
Текст статьи
Процесс формирования пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи осложняется специфическим характером их речевого недостатка. Несформированность всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ограничивает их коммуникативные способности и познавательные возможности, что препятствует усвоению знаний. Наличие у детей с тяжелыми нарушениями речи вторичных отклонений в развитии психических процессов создает дополнительные трудности в овладении знаниями в целом (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, В. П. Глухов).
Пространственные представления – представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).
Необходимым условием успешного обучения в школе является сформированность пространственных представлений, так как в процессе обучения во всех видах деятельности пространственно-временная ориентировка является важным условием усвоения знаний, умений и навыков, развития мышления детей. Развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой для овладения процессами письма и чтения.
Формирование пространственных представлений происходит поэтапно. Так, Т.А. Мусейибова выделила четыре этапа в формировании пространственных представлений детей дошкольного возраста: ориентировка «на себе», от «любых предметов», вербальная система отсчета по основным направлениям, воплощение полученных знаний в окружающем пространстве и на плоскости.
Первоначальные представления о пространственных направлениях связаны с восприятием ребенком собственного тела. В старшей группе у детей пяти-шести лет происходит последующее овладение пространственными характеристиками, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Так же предполагается последующее совершенствование знаний о расположении предметов в пространстве, назывании помещений дошкольного учреждения, о более близких объектах на улице. Формируются пространственные ориентировки не только на чувственной, но и вербальной основе.
У детей развивают и закрепляют навыки ориентировки в пространстве при помощи условных обозначений (стрелок-указателей), планов, маршрутов и схем; учат находить направление движения различных объектов и отражать в речи их расположение между собой. Особое место в формировании пространственных представлений занимает проведение работы по развитию умения ориентироваться на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.). Наряду с этим у детей развивают умения:
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности.
Слежение за движением предмета в пространстве постепенно развивается. С ходьбой возникают новые ощущения преодоления пространства. Ведущую роль в познании пространственных отношений в раннем и младшем дошкольном возрасте играет непосредственный жизненный опыт. По мере его накопления движущей силой в формировании системного механизма восприятия пространства все большую роль начинает приобретать слово. Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности – сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Во всех этих видах деятельности есть одна общая особенность – ориентировка в пространстве.
Таким образом, дошкольный возраст – период освоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.
Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ТНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела, целостного образа предмета. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи плохо понимают отражение пространства в рисунке, схеме. Также у них существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной плоскости.
Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый край плоскости, находить и называть центр плоскости, находить и называть правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол.
Особые затруднения у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи вызывают задания на ориентировку содержащие сразу два условия.
Важными приемами работы по развитию пространственных представлений являются:
Таким образом, анализ исследований пространственных представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи показывает неспособность детей свободно пользоваться в речи словесными обозначениями пространственных характеристик положения предметов друг относительно друга, требуют специальной работы по совершенствованию пространственных ориентировок.
Список литературы
Поделиться
Канищева Н. В., Синегубова Ю. В., Попова О. А., Павлова О. И. Особенности формирования пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные исследования. 2021. №45 (72). С. 104-106. URL: https://apni.ru/article/3146-osobennosti-formirovaniya-prostranstvennikh