Главная
АИ #45 (72)
Статьи журнала АИ #45 (72)
Нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей дошкольник...

Нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей дошкольников с задержкой психического развития

Автор(-ы):

Никифорова Ирина Михайловна

Медведева Елена Николаевна

Балицкая Татьяна Сергеевна

Зарецкая Юлия Владимировна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

нетрадиционная техника
граттаж
дети старшего дошкольного возраста

Аннотация статьи

В данной статье представлена нетрадиционная форма техники рисования, применяемая в детских рисунках, граттаж (гратография) в МБДОУ детский сад «Дружная семейка» г. Белгорода.

Текст статьи

У детей с различными нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов, которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.

Изобразительная деятельность детей нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к самой деятельности. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать). За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие.

На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. д.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности, а также создать психофизиологическую базу для развития речи.

Хотелось бы отметить одну из интересных нетрадиционных техник рисования, применяемых в детских рисунках, граттаж. Граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники – воскография. Граттаж – это интересная и необычная техника создания красивых рисунков. Эта техника открывает много различных возможностей.

Эта техника рисования привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Процарапывание для ребенка превращается в «волшебный» процесс «проявления» рисунка на тонированном листе бумаги. Работая в технике граттаж, ребенок становится исследователем и уже в процессе подготовки листа дети делают для себя маленькие открытия.

Картины в технике граттаж могут выполняться в практически любом стиле. Это может быть пейзаж, натюрморт, сюжетные картины, декоративные орнаменты. Для начинающего работать в этой технике ребёнка можно использовать трафарет. Для разнообразия работы можно применять аппликацию из разных материалов: бумага различной фактуры, ткань, ватные диски, салфетки, природный материал и многое другое. Такое разнообразие расширяет диапазон проявления творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

В итоге можно отметить, что нетрадиционная техника граттаж комплексно воздействует на ребенка, развивая творческое воображение, мелкую моторику рук, креативность мышления и способствует его всестороннему развитию. Дети, владеющие этим нетрадиционным методом рисования, создают новый, самостоятельный, оригинальный продукт своей деятельности, в котором проявляется творчество, фантазия, реализация их замысла через нетрадиционные средства для его воплощения.

Различают цветной и черно-белый граттаж. Технология изготовления многоцветного граттажа отличается от черно-белого только подготовкой основы. Бумага сначала разрисовывается цветными восковыми мелками, а потом уже покрывается тушью.

Технология выполнения

Этап первый: лист плотной бумаги (картона) полностью закрашиваем масляной пастелью (восковыми мелками). Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок необходимо покрыть обычной восковой свечей.

Этап второй: добавляем в черную гуашь жидкого мыла или шампунь, и этой смесью широкой кистью покрываем только что закрашенный лист, даем высохнуть. Как вариант можно использовать акрил.

Этап третий: теперь самое интересное – берем специальную ручку (для процарапывания) или зубочистку, перо и т.д. Процарапываем рисунок по гуаши. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Данная техника не утомляет, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении отведенного на выполнение задания. Таким образом – использование нетрадиционной техники последовательно и планомерно позволяет развивать творческие способности воспитанников. Использование нетрадиционной техники изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ЗПР в целом.

Список литературы

  1. Сокольникова Н.М. Энциклопедия прикладного творчества. Владос – М: 1996 год
  2. Смит Р. Настольная книга художника. АСТ, Астрель – 2004.
  3. Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. Москва «Владос» 2004г.
  4. Претте М. К., Капальдо А. Творчество и выражение. Москва Советский художник 1985 г.

Поделиться

2122

Никифорова И. М., Медведева Е. Н., Балицкая Т. С., Зарецкая Ю. В. Нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей дошкольников с задержкой психического развития // Актуальные исследования. 2021. №45 (72). С. 110-112. URL: https://apni.ru/article/3147-netraditsionnie-tekhniki-risovaniya-dlya-razv

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля