Введение
Обеспечение безопасности людей- одна из важнейших задач любого государства. Пожары и чрезвычайные ситуации, в соответствии с п. 43 [1], являются одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. Согласно п. 49 [1] «Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем…».
К основным категориям теории управления силами пожарной охраны можно отнести сущность и содержание управления силами пожарной охраны, систему законов, принципов и методов управления, определяющих тип организационной структуры органа управления, систему управления силами пожарной охраны и ее основные элементы (органы и пункты управления, система связи, автоматизированные и специальные системы), автоматизация управления силами пожарной охраны, научную организацию управленческого труда [2].
Система антикризисного управления в чрезвычайных ситуациях является одним из важнейших элементов созданной и действующей в стране единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Даная система является оперативной составляющей системы РСЧС, входящей в общий комплекс мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Антикризисное управление – это система управления, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных явлений посредством использования всего потенциала современных технологий, разработки и реализации специальных программ, совершенствования систем взаимодействия и функционирования объектов и субъектов. Она позволяет повысить оперативность реагирования, а также эффективность применения сил и средств и уменьшений ущерба.
Исходя из того, что эффективность и качество управления зависят от избранной организационной структуры управления, эффективность системы антикризисного управления можно оценить по тому, как она адаптируется к решению различных задач, а также, режиму ее функционирования в различных ситуациях.
В системе МЧС пожарно-спасательные гарнизоны имеют строгую иерархическую структуру. Сама по себе иерархическая организация взаимодействия может быть или «адекватной» или «неадекватной» для решения определенного круга задач. Ввиду необходимости строгого вертикального взаимодействия подобная структура в гарнизонах пожарной охраны имеет некоторые особенности, напрямую влияющие на ее эффективность. В системе пожарно-спасательных гарнизонов присутствуют самостоятельные или слабо интегрированные элементы, которые осложняют передачу информации в полном объеме из-за слабой организации на низком уровне, что, в свою очередь, приводит к потере управления над частями системы или самой системой, частичной утрате информации, низкой скорости прохождения информации как по структуре самой иерархии ГПС, так и самостоятельным элементам гарнизона, то есть замедленная реакция на управляющие воздействия и на данные обратной связи.
Для анализа эффективности антикризисного управления территориального пожарно-спасательного гарнизона проведен анализ статистических данных пожаров и чрезвычайных ситуаций на территории Московской области за 2020 год. Московская область имеет множество особенностей, связанных с большой площадью (60 городских округов), большой плотностью населения, а также, расположением на территории области 580 потенциально опасных объектов, из них: 273 – опасных производственных объекта I и II классов опасности, 9 – радиационно опасные, 45 – химически опасные, 2 – биологически опасные, пожароопасные и взрывопожароопасные – 206, гидротехнические сооружения 1,2 класса опасности – 18.
Таким образом, на территории Московской области имеются следующие характерные риски возникновения чрезвычайных ситуаций:
- риск возникновения ЧС на объектах автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного транспорта;
- риски возникновения аварий на химически опасных, радиационно опасных, биологически опасных, пожаро- взрывоопасных объектах, на складах и арсеналах вооружений и боеприпасов, на системах тепло-, водоснабжения, на электросетях, на газо-, нефте-, продуктопроводах;
- риски возникновения техногенных пожаров;
- риски возникновения гидродинамических аварий;
- риски возникновений аварий с разливом нефти и нефтепродуктов;
- риски возникновений подтоплений (затоплений);
- риски возникновения природных пожаров;
- риски возникновения засухи;
- риски возникновения опасных метеорологических явлений;
- риск возникновения эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, отравления людей.
На таблице представлены статистические данные о чрезвычайных ситуациях [3] на территории области за 2016-2020 г.г.
Таблица
Данные о чрезвычайных ситуациях на территории Московской области
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество ЧС |
5 |
9 |
9 |
15 |
7 |
Количество погибших при ЧС, чел. |
11 |
18 |
81 |
74 |
9 |
Количество пострадавших при ЧС, чел. |
14 |
159 |
176 |
380 |
84 |
Количество спасенных при ЧС, чел. |
3 |
141 |
95 |
306 |
75 |
На рисунке 1 заметно, что в 2019 году количество чрезвычайных ситуаций было значительно выше, чем в аналогичные периоды.
Рис. 1. Статистика количества и последствий ЧС на территории Московской области
На рисунке 2 представлена статистика количества и последствий пожаров на территории Московской области [3]. Как видно из диаграммы, общая тенденция количества пожаров, а также погибших и пострадавших, ежегодно снижается.
Рис. 2. Статистика количества и последствий пожаров на территории Московской области
Это говорит, в первую очередь, об эффективном управлении в области проведения профилактических мероприятий, грамотном межведомственном взаимодействии. Однако, для повышения уровня межведомственного взаимодействия и уровня эффективности системы гарнизона пожарной охраны необходимо добиться внедрения сетевой структуры взаимодействия.
Использование этой структуры поможет быстрее передавать информацию между подразделениями не только «сверху вниз» но и «горизонтально», что повысит скорость передачи информации, адекватность ее восприятия на каждом уровне, а также, позволит сократить утерю части информации и время, необходимое на принятие управленческих решений.