Главная
АИ #45 (72)
Статьи журнала АИ #45 (72)
Игровые технологии как средство познания и развития дошкольников

Игровые технологии как средство познания и развития дошкольников

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

игра
технологий
познание
социализация
дошкольник

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию роли игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников.

Текст статьи

Когда в семье рождается ребенок, у родителей возникает много проблем. Они не знают как за ним ухаживать, как его успокоить, кормить, купать, гулять с ним и т.д. И вот шок первых месяцев проходит, налаживается режим дня, родители уже знают как справляться с малышом, лучше всех знают, что и когда надеть на ребенка, когда, чем и как кормить его, как вылечить внезапную простуду и т.д.

Вопросы развития, как правило, не стоят до тех пор, пока вдруг не вспомнят, что ребенку через год другой в школу и к этому надо серьезно подготовиться.

Многие родители рассуждают так: «Какая разница, в каком возрасте ребенок выучился ходить (читать, считать, рисовать, узнавать фигуры, складывать картинки из кубиков и прочее). Ребенок сыт, здоров, ежедневно гуляет на свежем воздухе, у него куча игрушек- что еще нужно для счастливого детства? Потом еще намучается с учебой. Пусть растет беспечно, пока есть время». Но самое печальное в этом, что именно такие дети, которым пытались создать «счастливое детство», потом трудно приходится в школе, тратят много сил на усвоение материала, но при этом не могут похвастаться хорошим результатом.

Бывает и другая ситуация. Родители слишком много внимания уделяют обучению ребенку с малых лет всему. Пытаются с самого рождения обучить ребенка всему на свете. Показывать ему карточки со с ловами, картинки, говорить с ним на двух трех языках. Бесконечно «крутит» его в динамической гимнастике учить плавать по пять раз в день. И у ребенка не остается времени, чтобы просто полежать и посмотреть на мир. Когда ребенок достигает трех лет, начинают регулярно сажать его за парту, заставляют писать палочки в тетрадь, читать необходимое, как родителям кажется, количество страниц, отвечать на массу вопросов. К пяти годам в дом приглашаются репетиторы по разным направлениям. Ребенок тихо начинает ненавидеть учебу, замыкается в себе, или наоборот, растормаживается до неузнаваемости.

Где золотая середина? Как развивать детей, не навредив им?

Игра! Вот что спасет детей. Ведь дети дошкольного возраста больше всего любят играть и готовы это делать сутки напролет. Именно в игре дети учатся общаться с миром, начинают лучше понимать его, они как бы делают разведку в большой мир. В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, складывается характер. Играя с детьми, можно помочь им многому научиться, о многом узнать. И дети даже не будут подозревать, что идет занятие. Но именно игра, искренняя, неподдельная. А не заигрывание с детьми посредством вплетения в учебный процесс басен про умных зайчиков или, наоборот, несмышленых медвежат.

Чтобы играть с детьми, не нужно каких-либо особенных данных. Надо просто жить с детьми в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны научиться быть немного детьми, если хотят стать им друзьями.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. В последнее время происходит переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Поэтому очень важно искать новые, инновационные формы работы с детьми, способные качественно улучшить результаты работы в данном вопросе. Новизна работы по патриотическому воспитанию состоит в том, что через игру мы стремимся углубить, закрепить знания детей, привить им уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.

Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В условиях изучения правил дорожного движения воспитатель организует игру на основе такой предметной ситуации, в которой четко прогнозируется цель и связанные с ней действия, осуществляемые детьми, родителями и воспитателями в зависимости от конкретных условий. В этом случае игра, как моделирование реальных действий и ситуаций на проезжей части выступает мощным средством ознакомления с правилами дорожного движения.

Также, немаловажным, является желание детей, охотному участию и в экспериментальной деятельности. Для детей важны ощущения. Ребёнок должен потрогать, пощупать, прикоснуться к чему-либо, чтобы иметь полное представление о том или ином предмете.

Дети дошкольного возраста впитывают, в себя, всё новое через игру, ощущения. Его увлекают всё новые игры, интересней, если их много и когда они разнообразны.

Таким образом, игра напоминает жизнь, наполняет детство яркими эмоциональными впечатлениями, след от которых остается на всю жизнь.

В арсенале любой детской комнаты или детского сада всегда найдется много игр и игрушек.

Стандартный комплект: погремушки, пирамидки, мячики, кубики, плющевые, резиновые, пластмассовые зверюшки всех мастей, цветов и размеров, куклы и то, что к ним прилагается –одежда, посуда, мебель, солдатики, транспортные игрушки, роботы, оружие, конструкторы, савок, ведерко, формочки, две три настольные игры типа лото, домино, несколько головоломок типа «паззл» и т.п.

Количество игр и игрушек зависит от толщины кошелька родителей и друзей семьи.

Многие игры и игрушки пользуются популярностью день – два (максимум-неделю – другую). Есть и любимые, их, как вы понимаете, много не бывает. Те с которыми дети не хотят расставаться ни в кровати, ни в детском саду, ни по дороге в первый класс.

Очень часто дети ломают игрушки. Родители в ответ сердятся и покупают новую дорогостоящую модель. Через день – другой «нормального», с точки зрения взрослых использования, игрушка опять оказывается сломанной. Не нужно в таких случаях нервничать, ругать детей. Нужно постараться максимально отнестись к этому спокойно. Многим детям свойственна тяга к исследованиям, вот и ломают игрушки, чтобы посмотреть, что же там внутри, как все устроено.

Есть дети, которые готовы играть с чем угодно, только не с покупными игрушками, что тоже сильно удивляет взрослых. Им подавай коробки, банки, бутылки, палки, проводки, гвозди и другой хлам. Из всего этого дети могут сотворить себе волшебный город или космический корабль, кукольный дом или работающую настольную лампу, в зависимости от интересов.

Но есть целая семья игр и игрушек, которые не дают детям скучать:

  1. Так называемы «развивающие игрушка» Покупные или самодельные комплекты деталей той или иной формы и размера (кубики, геометрически фигуры или что-то другое), из которых надо строить или складывать, выполняя серии заданий, – от простого к сложному.
  2. Развивающие игрушки – это не набор деталей, о один предмет, с которым можно делать что-то необычное.
  3. Развивающие игры, состоящие лишь из инструкции о том, как играть с теми или иными предметами обихода, простыми игрушками или вообще ничего. Это или устные игры, или игры на бумаге, или подвижные игры. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Отличительная особенность развивающих игр: необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить – необходимо подумать.

Чего сейчас не встретишь на прилавках игрушечных магазинов! Это в те далекие времена, когда мы были детьми, в «Детском мире» годами стояли одни и те же куклы, машинки и металлические конструкторы с «винтиками и шпунтиками». А сейчас глаза разбегаются! Чего только нет!

Одна игра поможет ребенку научиться различать цвета. другая – размеры, третья научит сортировать геометрические фигуры, четвертая расскажет о цифрах, пятая развивает мелкую моторику и т.д. В общем, часто каждая конкретная игра направлена на развитие какого-то одного навыка или умения. Наверное, скоро придумают и выпустят игру для каждого отдельного пальчика. Кроме этого, эти игры ориентированы на определенный возраст.

У многих родителей опускаются руки. Неужели развитие ребенка так дорого стоит? Неужели нельзя придумать игру или игрушку, которая прослужит несколько дет, оставаясь полезной ребенку?

А что если сделать развивающую игру или игрушку своими руками? Это не так сложно, как кажется. Для проведения многих игр, действительно развивающих детей, вам могут понадобиться всего лишь некоторые предметы обихода, а иногда и то, что вы собирались выбросить. А многие умения и навыки можно развить вообще без какого-либо специального инвентаря. Поэтому придумывайте, фантазируйте, творите с детьми.

Самое главное – искренняя радость от общения с детьми и неподдельный интерес.

Список литературы

  1. http://shcola-internat.ucoz.ru/load/knigi/ehnciklopedija/quot_ehnciklopedija_razvivajushhikh_igr_quot_l_danilova/27-1-0-59
  2. https://litlife.club/books/97162/read

Поделиться

1431

Назирова И. Л. Игровые технологии как средство познания и развития дошкольников // Актуальные исследования. 2021. №45 (72). С. 107-109. URL: https://apni.ru/article/3164-igrovie-tekhnologii-kak-sredstvo-poznaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря