Процесс взаимодействия экономических агентов обусловлен рядом факторов, оказывающих влияние на принятие экономического решения. Это дает возможность представить экономическое поведение в виде различного рода сочетаний двух видов ориентации – на материальный результат, во-первых, и на нормативную структуру тех институтов, в рамках которых протекает данный экономический процесс – во-вторых.
В обычных условиях, принимая экономическое решение, индивид руководствуется четырьмя основными принципами:
- Для достижения какой-либо цели он вынужден жертвовать другими своими планами или же использовать для их осуществления ограниченные средства и дефицитное время.
- Принятие любого решения требует осознания издержек упущенных возможностей каждого варианта действия.
- Индивид предпринимает действия тогда, когда получаемые предельные блага превышают его предельные издержки.
- Поскольку решение человека основывается на сравнении возможных издержек и благ, изменение соотношения между ними, несомненно, повлияет на его выводы.
Стремление к достижению собственных целей побуждает индивида к участию в коллективных действиях. Он участвует в коллективных действиях, зная при этом об установленных правилах принятия решения. Следовательно, возникает необходимость изучать его таким, каков он есть на самом деле, принимая во внимание его ограниченную рациональность, оппортунизм и экономическую культуру, сформировавшуюся в обществе. Признание влияния данных факторов на поведение индивида вносит определенные коррективы в процесс принятия решения.
Стремление сэкономить на познавательных усилиях ввиду наличия ограниченной рациональности объясняет склонность индивида к использованию привычек в своей повседневной деятельности. Он использует их, чтобы действовать в сложных меняющихся обстоятельствах.
Использование индивидом различных форм обмана партнеров выступает как способ достижения собственных экономических целей.
Влияние экономической культуры на поведение индивида прослеживается через феномены общественного сознания, в которых она проявляется. Ценности, связанные с экономикой, социальные нормы в сфере экономики, приоритеты и предпочтения в экономической сфере, экономические потребности, интересы и конкретизирующая их заинтересованность. Мотивация экономического поведения – это стандартизированные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам, а также тем ценностям и нормам, которые они разделяют.
Кроме названых факторов экономическое поведение индивида зависит и от характера регулирования экономических процессов [5, с. 376]. Государство выступает в роли особого субъекта экономических отношений, обладающего общепризнанным и исключительным правом принуждения. Государственное регулирование экономических процессов вносит существенные корректировки в поведение экономических агентов. Оно создает условия для той или иной степени удовлетворения потребностей и ожиданий в обмен на соблюдение установленных им правил (норм). Если основные потребности индивида удовлетворяются в рамках сформированного правового поля, то в соблюдении правил (норм), он заинтересован непосредственно.
Индивид принимает решение о выборе институциональной среды для экономической деятельности, сравнивая издержки и выгоды, возникающие в результате деятельности в рамках формального и неформального пространства. Стимул для бизнеса в рамках формального институционального пространства появляется в том случае, если издержки неформальной деятельности выше [1, с. 124].
Таким образом, если основные потребности индивида удовлетворяются в условиях сформированного институционального пространства, то его основная деятельность осуществляется в рамках формальной экономики. Доля нарушений экономических норм незначительна и связана в основном с такими особенностями человеческой натуры как склонность к оппортунизму, ограниченная рациональность, экономическая культура. Если государство для достижения собственных целей применяет не приемлемые для экономических агентов меры, ведущие к увеличению издержек деятельности в рамках формальной экономики, то экономическая деятельность переходит в неформальную сферу, а издержки подчинения закону замещаются издержками внелегальности.
Используя концепцию институтов и институциональной динамики применительно к сформулированной модели поведения, можно определить общие закономерности возникновения теневой активности через анализ взаимодействия формальных и неформальных норм.
На основе формальных и неформальных норм складываются соответствующие практики повседневного действия. Их возникновение, функционирование и место в социально-экономической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Они отражают одну из фундаментальных характеристик общества и его жизни – устойчивость, повторяемость отдельных моментов поведения людей, причем такую устойчивость, которая получает одобрение со стороны того или иного субъекта социальных отношений.
Следует отметить, что поведение экономических агентов только тогда полностью согласуется с формальными правилами, когда допущенные нарушения реально и неотвратимо влекут за собой карающие санкции властей. В остальных случаях экономические агенты предпочитают опираться на неформальные институты, соблюдая требования формальных в той степени, в какой они не противоречат сложившимся интересам.
Экономические преступления результат замещения формальных норм при осуществлении сделок неформальными [3, с. 81]. На процесс замещения формальных норм неформальными оказывают влияние несовершенство формальных институтов и действия хозяйственных агентов. В первом случае институты не выполняют возложенные на них функции: обеспечения предсказуемости результатов определенной совокупности действий; стимулирования деятельности в рамках формальных правил; обеспечения свободы и безопасности действий индивида в определенных рамках; сокращения трансакционных затрат [2, с. 452]. Во втором хозяйственные агенты начинают приспосабливаться под неэффективные правила, уводя их в неформальную сферу. При этом хозяйственные агенты вырабатывают деловые стратегии, которые приводят к изменению структуры трансакционных издержек в пользу неформальных платежей, и различные способы легитимации действий, не укладывающихся в рамки формальных правил.
Возникающие таким образом неформальные практики, с одной стороны, более адекватно отражают объективную экономическую реальность, следовательно, их возникновение и функционирование является закономерным [4, с. 181]. Но с другой стороны, находясь вне рамок правового поля, не обретя характера общеобязательности, не будучи признаны государством, они становятся источником различного рода нарушений и злоупотреблений в сфере экономики, которые перерастают в теневую экономику. Таким образом, проблема возникновения и функционирования теневой экономики можно представить как проблему выбора между формальными и неформальными институтами при осуществлении повседневной экономической деятельности.
Можно предположить, что успешное противодействие расширению масштабов теневой экономики с перспективой на ее сокращение до нормальных стандартов заключается в воздействии на теневую экономику через управление институциональным выбором.