Управление институциональным выбором как способ противодействия теневой активности

В статье исследуется процесс принятия решения субъектами экономических отношений в условиях институциональных ограничений, а также возможности управления институциональным выбором. Автор исходит из того, что одной из единиц анализа в экономической теории являются хозяйственные агенты, которые взаимодействуют друг с другом в процессе производства, распределения и обмена экономических благ.

Аннотация статьи
мотивация экономического поведения
институциональный выбор
институциональная среда
Ключевые слова

Процесс взаимодействия экономических агентов обусловлен рядом факторов, оказывающих влияние на принятие экономического решения. Это дает возможность представить экономическое поведение в виде различного рода сочетаний двух видов ориентации – на материальный результат, во-первых, и на нормативную структуру тех институтов, в рамках которых протекает данный экономический процесс – во-вторых.

В обычных условиях, принимая экономическое решение, индивид руководствуется четырьмя основными принципами:

  • Для достижения какой-либо цели он вынужден жертвовать другими своими планами или же использовать для их осуществления ограниченные средства и дефицитное время.
  • Принятие любого решения требует осознания издержек упущенных возможностей каждого варианта действия.
  • Индивид предпринимает действия тогда, когда получаемые предельные блага превышают его предельные издержки.
  • Поскольку решение человека основывается на сравнении возможных издержек и благ, изменение соотношения между ними, несомненно, повлияет на его выводы.

Стремление к достижению собственных целей побуждает индивида к участию в коллективных действиях. Он участвует в коллективных действиях, зная при этом об установленных правилах принятия решения. Следовательно, возникает необходимость изучать его таким, каков он есть на самом деле, принимая во внимание его ограниченную рациональность, оппортунизм и экономическую культуру, сформировавшуюся в обществе. Признание влияния данных факторов на поведение индивида вносит определенные коррективы в процесс принятия решения.

Стремление сэкономить на познавательных усилиях ввиду наличия ограниченной рациональности объясняет склонность индивида к использованию привычек в своей повседневной деятельности. Он использует их, чтобы действовать в сложных меняющихся обстоятельствах.

Использование индивидом различных форм обмана партнеров выступает как способ достижения собственных экономических целей.

Влияние экономической культуры на поведение индивида прослеживается через феномены общественного сознания, в которых она проявляется. Ценности, связанные с экономикой, социальные нормы в сфере экономики, приоритеты и предпочтения в экономической сфере, экономические потребности, интересы и конкретизирующая их заинтересованность. Мотивация экономического поведения – это стандартизированные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам, а также тем ценностям и нормам, которые они разделяют.

Кроме названых факторов экономическое поведение индивида зависит и от характера регулирования экономических процессов [5, с. 376]. Государство выступает в роли особого субъекта экономических отношений, обладающего общепризнанным и исключительным правом принуждения. Государственное регулирование экономических процессов вносит существенные корректировки в поведение экономических агентов. Оно создает условия для той или иной степени удовлетворения потребностей и ожиданий в обмен на соблюдение установленных им правил (норм). Если основные потребности индивида удовлетворяются в рамках сформированного правового поля, то в соблюдении правил (норм), он заинтересован непосредственно.

Индивид принимает решение о выборе институциональной среды для экономической деятельности, сравнивая издержки и выгоды, возникающие в результате деятельности в рамках формального и неформального пространства. Стимул для бизнеса в рамках формального институционального пространства появляется в том случае, если издержки неформальной деятельности выше [1, с. 124].

Таким образом, если основные потребности индивида удовлетворяются в условиях сформированного институционального пространства, то его основная деятельность осуществляется в рамках формальной экономики. Доля нарушений экономических норм незначительна и связана в основном с такими особенностями человеческой натуры как склонность к оппортунизму, ограниченная рациональность, экономическая культура. Если государство для достижения собственных целей применяет не приемлемые для экономических агентов меры, ведущие к увеличению издержек деятельности в рамках формальной экономики, то экономическая деятельность переходит в неформальную сферу, а издержки подчинения закону замещаются издержками внелегальности.

Используя концепцию институтов и институциональной динамики применительно к сформулированной модели поведения, можно определить общие закономерности возникновения теневой активности через анализ взаимодействия формальных и неформальных норм.

На основе формальных и неформальных норм складываются соответствующие практики повседневного действия. Их возникновение, функционирование и место в социально-экономической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Они отражают одну из фундаментальных характеристик общества и его жизни – устойчивость, повторяемость отдельных моментов поведения людей, причем такую устойчивость, которая получает одобрение со стороны того или иного субъекта социальных отношений.

Следует отметить, что поведение экономических агентов только тогда полностью согласуется с формальными правилами, когда допущенные нарушения реально и неотвратимо влекут за собой карающие санкции властей. В остальных случаях экономические агенты предпочитают опираться на неформальные институты, соблюдая требования формальных в той степени, в какой они не противоречат сложившимся интересам.

Экономические преступления результат замещения формальных норм при осуществлении сделок неформальными [3, с. 81]. На процесс замещения формальных норм неформальными оказывают влияние несовершенство формальных институтов и действия хозяйственных агентов. В первом случае институты не выполняют возложенные на них функции: обеспечения предсказуемости результатов определенной совокупности действий; стимулирования деятельности в рамках формальных правил; обеспечения свободы и безопасности действий индивида в определенных рамках; сокращения трансакционных затрат [2, с. 452]. Во втором хозяйственные агенты начинают приспосабливаться под неэффективные правила, уводя их в неформальную сферу. При этом хозяйственные агенты вырабатывают деловые стратегии, которые приводят к изменению структуры трансакционных издержек в пользу неформальных платежей, и различные способы легитимации действий, не укладывающихся в рамки формальных правил.

Возникающие таким образом неформальные практики, с одной стороны, более адекватно отражают объективную экономическую реальность, следовательно, их возникновение и функционирование является закономерным [4, с. 181]. Но с другой стороны, находясь вне рамок правового поля, не обретя характера общеобязательности, не будучи признаны государством, они становятся источником различного рода нарушений и злоупотреблений в сфере экономики, которые перерастают в теневую экономику. Таким образом, проблема возникновения и функционирования теневой экономики можно представить как проблему выбора между формальными и неформальными институтами при осуществлении повседневной экономической деятельности.

Можно предположить, что успешное противодействие расширению масштабов теневой экономики с перспективой на ее сокращение до нормальных стандартов заключается в воздействии на теневую экономику через управление институциональным выбором.

Текст статьи
  1. Гордиенко В.В. Особенности поведения экономических агентов как причина возникновения теневых экономических отношений // Вестник Волгоградской академии МВД России: Выпуск 3(14) 2010; Научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2010. - С. 123-130.
  2. Гордиенко В.В. Эффективная антикоррупционная политика – основа экономической безопасности// Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 6 (157). - С. 452-457.
  3. Гордиенко В.В. Экономика: учеб. - Волгоград: ВА МВД России, 2020. - 384 с.
  4. Гордиенко В.В., Зуева О.В. Роль государства в создании институтов, регулирующих рыночные отношения. Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 4 (31). - С. 179-183.
  5. Гордиенко В.В., Могутин Р.И., Кайргалиев Д.В. Экономическая политика государства и теория общественного выбора // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 8 (123). - С. 375-377.
Список литературы