На сегодняшний день, активно развивающаяся интернет-торговля стала крайне значимым элементом мировой экономики. На этом фоне возникшая проблема защиты прав потребителей в сфере Интернет-торговли приобрела большую актуальность.
В настоящее время многие потребители регулярно сталкиваются с проблемами при совершении покупок. Это обычное дело, когда покупателю что-то не подошло по размерам или не вписалось в его домашний интерьер и т.д. В таких случаях все в наше время уже знают про возможность этот самый товар вернуть или обменять на аналогичный. Казалось бы, с какой проблемой может столкнуться потребитель, отстаивая свои законные права? Но в действительности имеется не мало "подводных камней", которые всё усложняют, в особенности если это связанно с интернет-торговлей, и тем боле если продавцом является иностранный интернет-магазин.
Тут как всегда важно знать закон и защищать свои законные права, рассмотрим ряд возможных проблем:
1. В каких случаях могут возникать сложности с возвратом?
Во-первых, не многие знают, но не всякая покупка в интернете будет юридически считаться совершённой по правилам дистанционной торговли. Так не подпадают под закон о защите прав потребителей покупки, совершённые между физическими лицами, при помощи таких онлайн сервисов как Юла или Авито, а также если мы воспользовались услугами организатора совместных покупок. Причина очень проста. Подобные сервисы лишь предоставляют интернет-платформу для сделок между отдельными физическими лицами. Так называемая, С2С бизнес-модель. А ведь нужно помнить, что закон «О защите прав потребителей» не распространяет своё действие на сделки купли-продажи, заключённые между физическими лицами.
Во-вторых, если мы купили вещ в иностранном интернет-магазине, то скорее всего, возвращать покупку придётся по его правилам, а эти правила могут существенно отличаться от Российских. И кроме того, вполне вероятно, что некоторые виды товаров продавец вообще объявит невозвратными.
Однако, если этот интернет-магазин работает на российской территории, то можно заставить его действовать по нашим (Российским) правилам и даже в случаи чего натравить на него наш Роспотребнадзор, обратившись к нему с жалобой на иностранного продавца.
2. Сроки возврата товара имеют значение. Как же в них уложиться?
Соблюдение сроков действительно очень важное условие дистанционной покупки.
Согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона «О защите прав потребителей», от дистанционной покупки можно отказаться в любой момент до получения посылки с товаром. В течение семидневного срока после получения посылки. Срок начинает отсчитываться со следующего дня после получения. Уложиться в срок при возврате очень важно, потому что в случае пропуска, возврат средств будет целиком и полностью на совести продавца. Захочет - вернёт вам деньги за товар, захочет - не вернёт, и суд будет на его стороне, поскольку, по закону покупатель обязан чётко соблюдать сроки возврата.
Однако здесь необходимо учитывать ещё один важный момент. П. 3 ст.26.1 Закона о защите прав потребителей обязывает продавца предоставлять покупателю в письменной форме в том числе информацию о сроках и порядке возврата дистанционной покупки. Если продавец проигнорирует данные требования, то срок на возврат автоматически пролонгируется до трёх месяцев. Подобная мера призвана прежде всего защитить интересы неграмотного потребителя от недобросовестного продавца, дав первому время на то чтобы самостоятельно узнать, как защитить свои права либо обратиться к специалистам.
Однако, чтобы иметь возможность показать оплошность продавца необходимо своевременно позаботиться о фиксации доказательств ещё в момент получения товара. Для этого необходимо осуществлять видеосъемку распаковки товара в режиме реального времени. Лучше всего делать это прямо на почте, на пункте выдачи или при встрече с курьером. Видеосъёмку следует вести непрерывно, чтобы получился один видеоролик. На видеозаписи должно быть хорошо видно, что находится и не находится в коробке на момент её вскрытия.
Ещё лучше будет если в кадре окажутся свидетели: работники почты, пункта выдачи, или курьер. Можно привлечь и других людей.
3. Кто несёт расходы на доставку?
Согласно правилам дистанционной торговли, доставка ложится на покупателя. Это значит, что отправлять товар назад вам придётся за свой счёт. Продавец не обязан возвращать вам деньги за доставку не туда не обратно.
Нужно обратить внимание на то, что даже если вы купили вещ с бесплатной доставкой, это не значит, что продавец вернёт вам деньги полностью, скорее всего он вычтет из сумы возврата свои затраты на первоначальную доставку и по закону он будет прав.
Тем более не стоит рассчитывать, что продавец вернёт вам деньги за обратную доставку товара. Доставка туда-обратно – это всегда расходы покупателя, а не продавца.
4. Продавец или платёжная система: с кого требовать деньги?
Как правило расчеты в интернете осуществляются при помощи платёжных систем. На практике не редки случаи, когда продавец пытается перенаправить покупателя к платёжной системе. В большинстве случаев это явное мошенничество со стороны Интернет-магазина.
Хотя иногда платёжные агрегаторы действительно берут на себя ответственность за возврат денежных средств, однако, в любом случае деньги следует требовать с продавца, а все проблемы с платёжной системой он должен решать самостоятельно.
И ещё один важный момент. Продавец обязан вернуть вам деньги только в том случае если они являются законным платёжным средством на территории Российской Федерации. Это значит, что ещё при первоначальной оплате товара необходимо убедиться, что вы оплачиваете стоимость товара через легальную в Российской Федерации платёжную систему. Открытый перечень таких вот систем можно посмотреть на официальном сайте Центрального Банка России.
Важным моментом здесь является то, что если вы оплачивали товар при помощи электронных денег, не признанных в качестве платёжного средства в России, то по российским законам вы ничего не сможете потребовать от продавца. Таким образом, например, популярная среди интернета сообщества криптовалюта (Биткоин, Ефириум и т.д.) и различные транзакции на сегодняшний день, не обеспечиваются должной защитой от лица нашего государства. Для начала, для вашей же безопасности стоит перевести электронные деньги в Российский рубли, а затем уже на них совершать сделки в сети интернет.
5. Что делать если продавец не вернул деньги?
Если интернет-магазин находится на нашей государственной территории или хотя бы работает на Россию, то в случае отказа от оплаты за возврат товара, следует направить претензию в его адрес (соблюдайте досудебный порядок урегулирования спора), только после этого обратиться в суд. Также можно направить жалобу в Роспотребнадзор, и, если вам очень повезло с вашей банковской организацией, и у вас имеется возможность отменить произведённый платёж через банк, незамедлительно воспользуйтесь указанной услугой.
Если же говорить о судебной защите, то стоит знать следующее. До недавнего времени потребитель чьи права были ущемлены иностранными Интернет-магазинами испытывал серьёзные трудности с защитой своих прав. Суды первой инстанции просто отказывали в приёме исковых заявлений, ссылаясь на то, что дело им неподведомственно и стоит обращаться в суд той страны, в которой ведёт свою деятельность Интернет – магазин.
Однако, хочу обратить ваше внимание, что не так давно Верховный суд РФ дал разрешение на подачу исковых заявлений к зарубежным интернет-магазинам в Российские суды.
Роспотребнадзор ранее в своих разъяснениях неоднократно подчеркивал, что в спорной ситуации, связанной с вступлением граждан в правоотношения по приобретению товаров (услуг) у лица, находящегося на территории иностранного государства, её разрешение предполагает предварительное достоверное установление права, подлежащего применению к соответствующему договору.
В этой связи при наличии признаков осуществления иностранным продавцом своей деятельности на территории Российской Федерации, т.е. в стране места жительства потребителя (российского гражданина), либо обстоятельств, подтверждающих, что продавец любыми способами направляет свою деятельность на территорию Российской Федерации (наряду с территориями других стран), к отношениям с участием потребителей должно применяться законодательство Российской Федерации п.1 ст. 1212 ГК РФ.
Сейчас покупатели из России уже могут обращаться к российским судам за защитой своих потребительских прав перед иностранными интернет-магазинами. Однако деятельность упомянутых интернет-магазинов обязательно должна быть направлена на Российскую аудиторию.
Подразумеваются все зарубежные интернет бизнес-проекты, которые осуществляют свою рекламную деятельность с целью привлечь клиентов из России. Подобное официальное разъяснение было дано Верховным судом в результате рассмотрения некоторых дел. Было отмечено, что наши суды теперь обязаны рассматривать такие вопросы в рамках искового производства.
Тем не менее, далеко не все иностранные Интернет-магазины подпадают под указанную категорию, следовательно, множество наших граждан не имеет возможности защитить свои права заключая сделки с иностранными торговыми площадками. Возможно, было бы правильным решением привести защиту прав потребителей к единому стандарту, если не со всем миром, то по крайней мере с рядом основных наших партнёров в данной сфере, как например Китай. Имеет так же смысл, обязывать все интернет-магазины, направляющие оферту на в адрес населения России иметь на территории нашей страны официальное представительство.
Подведя итог хочу сказать, что данная сфера правоотношений в нашей стране ещё весьма молода и очевидно законодательство в данной сфере требует существенной доработки.