Обратимся к толкованию диагноза «дизартрия». Ученые и логопеды определяют дизартрию как расстройство речи, влияющее на произношение, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата [2, с.54-56].
Дизартрия – самое сложное нарушение речи. К его особенностям относят: «смазанность» речи, слабое понимание логико-грамматических конструкций, позднее формирование высших психических процессов [1, с.1-3].
Все указанные аномалии ведут к нарушению развития пространственных представлений и ориентировок, что отражается в речи и ведет к трудностям в освоении английского языка.
Изучение иностранного языка в современном учебном заведении – это процесс развития и становления коммуникативных навыков, проявляющихся в возможностях осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке [3, с.52-61].
Из опыта практической деятельности мы сделали вывод о том, что у детей с дизартрией при обучении английскому языку возникают такие трудности как: замена звуков, неправильное чтение слов, аграмматичные фразы, бедный лексический запас русских и иностранных слов, слабое понимание речевых конструкций на слух.
Параллельно с указанными проблемами мы также заметили, что младшие школьники имеют мотивацию к общению, в том числе и на английском языке.
Чтобы решить проблемы изучения английского языка при рассматриваемом диагнозе педагогу необходимо изучить и обобщить данные из:
- специальной литературы;
- личных дел воспитанников;
- наблюдения за детьми, находящимися в учебном процессе.
С целью преодоления трудностей, возникающих при изучении английского языка, нами был разработан ряд рекомендаций для повышения эффективности работы педагогов с детьми с дизартрией.
Предлагаем педагогам применять следующие способы повышения эффективности обучения английскому языку:
1. Разноуровневое разделенное обучение. Например, упрощенные задания для отдельных детей.
2. Использование здоровьесберегающих технологий. Их возможно реализовать посредством частой смены положений деятельности (работа у доски, диалоги, применение физкультминуток «Head, shoulders, knees and toes»).
3. Применение игры в процессе обучения. Игра помогает мягко обучить детей иностранному языку, т.к. на уроке возникает доброжелательная атмосфера и ситуация успеха. С помощью игры развиваются: внимание, память, мышление, творческие способности. Например, при изучении алфавита и звуков английского языка предлагается играть в «Бинго» (учащемуся необходимо вычеркнуть названную букву или звук), назвать слово на определенный звук.
Игра «Громкая буква». В ней каждый ребенок получает наименование определенной буквы английского алфавита. Затем учитель называет букву и ученик, которому присвоена эта буква, делает один хлопок и повторяет название буквы.
Игра «Угадайка». Учитель загадывает предмет по теме изучения. Ученики с помощью вопросов, отгадывают, что он задумал. Есть также похожая игра – «Что это?», где учитель называет ряд признаков предмета. Ученикам нужно назвать слово, обладающее такими признаками. It is round, tasty, orange. We eat it. (orange).
4. Использование коррекционных упражнений, рефлексий.
5. Организация тематических уроков по изучению культурной специфики англоязычных стран – Thanksgiving Day, NewYear, Christmas. При проведении тематических уроков дети играют в тематические игры, исполняют тематические пенсии. В данном направлении коррекции главное, что дети повышают уровень общего развития с помощью английского языка, развиваются, как творческая личность.
6. Использование на уроках таких методов, как:
- погружение в языковую среду;
- многократное аудирование;
- преемственность, взаимосвязанность и постоянное повторение материала.
Обучение чтению предлагается начинать с повтора правил чтения посредством аудиозаписи, картинок и скороговорок; выполнения заданий на нахождение и вычеркивание слов с каким-либо определенным типом слога.
Работа с текстом. Текстовую работу необходимо начинать с ввода новой лексики. Новые лексические единицы запоминаются лучше, если дети выполняют такие задания, как повторение за диктором слов в звукозаписи, расстановка букв в правильном порядке для получения целого слова (unscramble the word), поиск новых слов в змейке (word snake), вставка пропущенных слов из нового словаря в предложения (fill in the word).
На наш взгляд, максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. Некоторые слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием. Многократное чтение и повторение дает хорошее запоминание материала, также отрабатывается техника чтения.
Следует уделить внимание развитию диалоговой речи. Например, дети здороваются в начале каждого урока. При проведении урока учитель дает детям задание на проработку диалогов с уже выученными языковыми конструкциями: Hello! How are you? What is your name? Перед составлением диалога, детям дается задание на распределение известных фраз и выражений по 3 группам: приветствие – основная часть – прощание. При этом учителю необходимо написать все изученные фразы на карточки, детям же предлагается самостоятельно записывать вновь изученные фразы и распределять их по нужным группам. После выполнения такого рода заданий дети смогут самостоятельно составить беседу на конкретную тему.
Многие дети с дизартрией имеют преобладающее предметно-действенное мышление, поэтому работая с грамматическими конструкциями английского языка необходимо применять карточки. При таком подходе учащиеся могут наглядно изучить порядок слов в предложении и увидеть, что происходит в предложении при таком изменении – It is a cup/ Is it a cup?
Следовательно, несмотря на трудности, связанные с таким заболеванием, как «дизартрия» при использовании указанных методов обучения можно достичь прогресса при изучении детьми английского языка. Предлагаемые нами приемы и методы работы по изучению английского языка не угнетают детей, а способствуют созданию вокруг них реабилитирующей среды, что дает возможность к самореализации себя, как полноценной личности в учебном процессе.