Школа и родители: проблемы и секреты общения

Школьная жизнь ребенка зависит не только от его поведения и успеваемости, но и от отношений, которые складываются между родителем и педагогом. Казалось бы, родители и учителя должны сделать все возможное, чтобы совместными усилиями найти решение возникающих проблемных ситуаций, практика последних лет показывает, что между ними часто возникают конфликты и недопонимание. Как сделать диалог конструктивным? Статья адресована школьным психологам, педагогам, родителям, и всем, кого интересует рассматриваемая тема.

Аннотация статьи
школа
субъект
совет
родитель
упражнение
педагог
группа
диалог
ученик
образовательный процесс
общение
образование
Ключевые слова

Педагоги и родители являются наиболее главными взрослыми в жизни детей с того момента, когда они преступают школьный порог. От того, насколько внимательны педагоги и родители к самым разным вопросам школьной жизни, последовательны в своих действиях, от того, насколько они способны уловить изменения в поведении, отношении к учебе, во многом зависит успешность ребенка. У учителей и родителей может быть разным не только отношение к одному и тому же ребенку, но и видение ситуации, связанной с какой-то проблемой. В этом нет ничего страшного, но всегда надо помнить о том, что неумение или нежелание взрослых прийти к общему решению никогда не пойдет на пользу ребенку страдать, а учителя и родителя может сделать противниками. Продуктивное же общение педагога и родителей способно принести ощутимую пользу ученику и дать почувствовать удовлетворение взрослым. Наладить такое продуктивное общение, порой, достаточно сложно. У многих родителей в сознании хранится идеальный образ школы, который не всегда соотносится с тем, что они видят в реальности. Учителя, жалуются на вседозволенность со стороны детей; на постоянные, подчас необоснованные жалобы родителей; на нарушение личных границ; на некорректное вмешательство лиц, не имеющих педагогического образования, в учебный процесс и др.

Все это вносит нервозность во взаимоотношения учителей и родителей, порождает неуверенность педагогического состава школ в своих силах, вызывает чувство неудовлетворенности, как у педагогов, так и у родителей учеников.

В соответствии со п. 2 ст. 38 Конституции РФ, забота о детях, их воспитание, не только право, но и обязанность родителей. Именно родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. В Законе «Об образовании в РФ», сказано, что родители или законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Их обязанность состоит в том, что они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [1, с. 123]. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на получение информации о любых видах планируемых обследований обучающихся, давать согласие на их проведение, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований.

Из сказанного следует, что родители сегодня являются субъектами образовательного процесса. Они не должны, таким образом, перекладывать всю ношу ответственности за воспитание и образование детей на учителей и школу. Что же нужно сделать для того, чтобы родители поняли, какое значительное место они занимают в деле воспитания и образования своих детей?

Прежде всего, учителю необходимо подробно информировать родителей о том, как идет образовательный процесс, какие ребенок имеет результаты, какие испытывает трудности, что у него лучше всего получается, как он общается со сверстниками и взрослыми и др. Информирование возможно в различных вариантах. Например, создание группы класса в социальной сети, рассылка электронных писем, смс-оповещение, объявления (в дневниках, в классе, на сайте класса, в электронном журнале); приглашение к участию классных и общешкольных мероприятиях, переданное через детей или от имени детей; цепочка оповещения, когда (учитель звонит членам родительского комитета, а они передают информацию другим родителям); общение с родителями в школе [2, с. 44].

Педагогам необходимо вовлекать родителей в педагогический процесс, в дела класса. Только так родители смогут получить представление о том, как сложна работа с детьми. Например, родителям можно поручить разработать сценарий для школьного праздника; предложить поучаствовать в распределении ролей и репетициях. Их можно попросить помочь подготовить декорации, костюмы. Можно предложить одному или нескольким родителям провести экскурсию для класса, например, на свою работу или помочь организовать встречу с интересными людьми и др. При этом, во время мероприятия родители должны наблюдать за своим ребенком и всем классом. Например, им следует посмотреть, как их дети переживают из-за своих неудач и промахов одноклассников, как реагируют на победу и др. После совместного мероприятия необходимо обсудить с родителями, что получилось хорошо, а что не очень. И, конечно, публично поблагодарить самых активных родителей за участие.

Большую помощь в налаживании эффективного общения между педагогами, родителями, детьми может сыграть школьная психологическая служба. Так, теперь, когда в российских школах внедряется ФГОС, успешно может быть применена и такая психолого-педагогическая форма работы, как интерактивная детско-родительская встреча.

Предлагаем несколько групповых упражнений для интерактивного занятия с элементами тренинга. Эта психолого-педагогическая форма направлена на сплочение педагогов, родителей и учеников, она может способствовать разрешению трудностей в образовательном процессе посредством активного включения субъектов в решение поставленной проблемы, отделением проблемы от конкретной личности. Основные задачи подобных встреч – мотивирование участников на равноправное общение, снижение уровня эмоциональной напряженности, создание атмосферы взаимодействия между педагогами, родителями, учениками [4, с. 44]. Проведение подобных занятий имеет основной целью развитие навыков конструктивного общения субъектов образовательного процесса. В качестве ведущего может выступать школьный психолог.

Упражнение 1. «Дай вредный совет»

Участники делятся на группы. Одна группа состоит из педагогов, другая группа состоит из родителей и учеников.

Задание двум группам: подумайте, какие сложности в общении возникают между учениками, родителями и педагогами в школе, подберите метафору и представьте ее в виде рисунка.

Примеры метафор: корабль, который наткнулся на риф, но смог его обойти; дороги, которые приводят к сказочному камню (налево пойдешь – понимание найдешь, направо пойдешь - независимость найдешь; прямо пойдешь – уважение найдешь). А на этих дорогах встречаются препятствия: болото недоверия, вихри гнева и др.

Многие знакомы с творчеством Григория Остера, автора «вредных советов». Задание для групп:

Для группы учителей: дайте вредные советы родителям, что они должны делать, чтобы сложности, записанные вашей группой, возникли в общении с детьми.

Для детско-родительской группы: дайте вредные советы учителям, что они должны делать, чтобы сложности, записанные вашей группой, возникли в общении с детьми.

Примеры:

Совет № 1. 
Если кто-то планомерно
Вам вести урок мешает,
Вы обидчику все это
Не спускайте просто так.
Опоздавшим подложите
На сиденье десять кнопок,
И веревку протяните
Между партой и доской.
Дайте прозвища лентяям,
И зовите только так.

Совет № 2.
Если к Вам пришел родитель
Побеседовать о сыне
И попутно вдруг советы
По методике предмета
И по воспитанью сына
Начинает Вам давать,
Вы, все выслушав спокойно,
Срочно поинтересуйтесь,
Где работает родитель.
Если он хирург в больнице,
Подскажите, что столовый 
Нож удобнее, чем скальпель,
Так что вырезать аппендикс
Можно даже через рот.
Если ж он предприниматель,
Объясните, что на рынке,
Нынче нет еловых шишек,
И вполне без конкурентов
Ими можно торговать.
И тогда поймет родитель,
Что и вы не лыком шиты
И в его работе также
Понимаете, как в вашей
Все нюансы понял он.

Совет 3
Если хочешь, чтоб ребенок
В крик пускался постоянно,
Хлопал дверью, обижался
И бросал повсюду вещи, –
Контролируй его жестко,
Ничего не объясняя,
Повышай почаще голос,
Говоря, что он «не айс».

Совет 4
Ваш ребенок заявляет
«Больше в школу не пойду!»
Обнимите поскорее
И скажите «Школа – Зло!»,
Нечего туда ходить
Сына мнение дороже
Всяческих учителей.

Упражнение 2. «Что мы видим?»

Педагогам, родителям, ученикам предъявляются рисунки-иллюзии. Задается вопрос: «Что вы видите на рисунке?» (все будут видеть на одном рисунке разные изображения). Психолог спрашивает: «Существует ли один ответ на поставленный вопрос? На что направлено это упражнение? Вывод, состоит в том, что все люди разные. У каждого есть свои потребности и интересы [5, с 50]. Каждый человек на одну и ту же ситуацию реагирует по-разному и имеет на все свою точку зрения.

Упражнение 3. Мудрый слушатель.

Психолог предлагает участникам разделиться на группы по три человека: два слушателя и рассказчик. В каждой группе рассказчик должен сообщить следующую информацию второму слушателю, который заинтересован и внимательно слушает то, что ему хотят рассказать. По окончании сообщения второй слушатель должен рассказать, какую основную мысль хотел донести до него рассказывающий. Затем рассказчик должен сообщить ту же информацию второму слушателю, который всем своим поведением показывает отсутствие заинтересованности в собеседнике, перебивая, стараясь заняться своим делом. По окончании сообщения второй слушатель должен рассказать, какую основную мысль хотел донести до него рассказывающий.

Текст может быть следующим: «Учитель математики Ирина Петровна просила передать родителям, что экскурсия в Краеведческий музей из-за плохих погодных условий переносится с понедельника 18 марта в 11.00 на субботу 26 марта в 10.00 часов. Всем участникам экскурсии иметь при себе 100 рублей на приобретение входных билетов и сменную обувь.

Затем, участникам следует обсудить следующие вопросы: какие эмоции в каждом случае испытывал рассказчик? Чему учит упражнение (активному слушанию). Где можно использовать такой прием?

Итак, школа должна стать местом, где создается пространство для развития. Где у участников образовательного процесса есть точки соприкосновения, где каждый чувствует принадлежность к школьному коллективу и может рассчитывать поддержку окружающих [3, с. 47]. Педагогам и родителям необходимо развивать ценностное отношение к детям, стать союзниками и помнить: цена общих усилий – благополучие ребенка, его настоящее и будущее.

Текст статьи
  1. Безруких М. М. Родитель и Учитель: Как понять друг друга и помочь ребенку [Текст] / М. М. Безруких. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. - С. 200.
  2. Кузьмина Г. Нужны ли родители школе? [Текст] / Г. Кузьмина // Школьный психолог. – 2018.Февраль. - С. 43-46.
  3. Миназитдинова Г. Найти и помочь. Возможности театра в деятельности психолога с педагогами и родителями [Текст] / Г. Миназитдинова // Школьный психолог. – 2017. Сентябрь-октябрь. - С. 47-48.
  4. Мельникова И. Секреты общения. Интерактивная детско-родительская встреча [Текст] / Мельникова И. // Школьный психолог. 2017. Июль-август. – С. 43-45.
  5. Шутова Е. Роль медиатора в конфликте [Текст] / Е. Шутова // Школьный психолог. - 2018. Сентябрь-октябрь. - С. 49-50.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря