Критерии отбора спортсменок в студенческую сборную по регби-7

В статье рассматриваются особенности развития регби-7 в студенческом спорте в России. Определяются необходимые критерии спортивного отбора для спортсменок в студенческую сборную по регби-7. Представлены показатели физического развития и физической подготовленности студенток, занимающихся регби-7.

Аннотация статьи
критерии отбора
студенческая регбийная лига
регби-7
спортивный отбор
регбистки
Ключевые слова

Актуальность исследования. Включение регби-7 в программу Всемирной летней универсиады и других соревнований среди студентов России определило дальнейший рост привлечение спортсменов в студенческие команды по регби-7. Одной из главных проблем формирования команды является спортивный отбор, являющийся необходимым комплексом мероприятий для определения специфических для данного вида спорта качеств. В студенческих командах по регби-7 спортивный отбор имеет свои особенности, отличающие данную дисциплину от других видов спорта.

Цель исследования. Изучить особенности отбора в студенческие команды по регби-7.

Методы исследования. В исследовании применялись следующие методы: анализ учебно-методической и научной литературы, изучение нормативно-правовые актов и документы, опрос, педагогическое тестирование, метод математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, СК «Буревестник» и СК «КАИ-ОЛИМП». В эксперименте приняли участие 12 девушек сборной студенческой команды по регби-7 Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (ПГУФКСиТ), 12 девушек сборной студенческой команды по регби-7 Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) и 12 девушек сборной студенческой команды по регби-7 Казанского юридического института МВД России (КЮИ МВД).

Результаты исследования. По инициативе Федерации регби России и Российского студенческого спортивного союза, при поддержке Министерства спорта РФ и Министерства науки и высшего образования РФ в России в 2020 году была создана Студенческая регбийная лига. В стране регулярно проводятся всероссийские турниры, в том числе в рамках универсиад, собственные студенческие регбийные лиги действуют в Татарстане и Санкт-Петербурге [2].

По своему потенциалу молодежь России в состоянии показать свой высокий уровень на мировой регбийной арене: юноши и девушки в 2013 году в Казани стали чемпионами Всемирной летней универсиады. Многие из победителей того турнира стали основой наших национальных сборных по регби и регби-7. На Всемирных студенческих играх в Екатеринбурге в 2023 году регби-7 вновь заявлено в программе. Во всем мире студенческое регби является важнейшей частью регбийного мира, к чему и стремится Россия. Особую мотивационную активность приобретают занятия регби-7 у студенток различных высших и средних учебных заведений России.

При формировании сборной студенческой команды тренеры отбирают наиболее перспективных и пригодных к определенному виду спорта девушек, то есть осуществляют спортивный отбор. Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка (в нашем случае студентов) к тому или иному роду спортивной деятельности [1].

В работе тренеров по регби есть два направления: учить данному виду спорта с детства или привлекать людей, которые завершили спортивную карьеру в другом виде спорта или же не смогли себя реализовать в нем. В основном, студенческое регби в России, особенно в женских командах по регби-7 соответствует второму направлению: девушек, начавших свой путь в данной дисциплине с детско-юношеской спортивной школы, очень мало, в отличии от парней. Поэтому тренеры студенческих команд по регби-7 при отборе всегда обращают внимание на то, каким видом спорта студенты занимались ранее.

Практически всегда отдавалось преимущество игровым видам спорта, ведь у них хорошо развито игровое мышление, умение работать в коллективе, разграничение личных и общественных интересов, понимание взаимовыручки. Спортсменам из личных видов спорта намного труднее реализовать себя в командных видах. Студентам из конкретных видов единоборств несколько сложнее, поскольку они больше зациклены на себе, а не на команде, но борцы обладают навыками хороших захватов и имеют преимущества перед соперниками в защите, где они могут себя проявить. С легкоатлетами так же есть некоторые сложности: несмотря на возможность достигать высокой скорости в поле, в отличии от других спортсменов, у них присутствует большая боязнь к травмам. Легкоатлеты привыкли бежать спокойно и расслаблено, не ожидая сопротивления соперника на высокой скорости, что является особенностью дисциплины регби-7.

Поэтому нами был проведен опрос среди студенток трех высших учебных заведений Республики Татарстан, какими видами спорта они занимались до прохождения отбора в студенческую команду по регби-7 (таблица 1).

Таблица 1

Виды спорта, которыми занимались девушки-студентки, прошедшие отбор в студенческие команды по регби-7

ВУЗ/Вид спорта

ПГУФКСИТ

КНИТУ-КАИ

КЮИ-МВД

% от общего числа студентов

Игровые (футбол, волейбол, баскетбол)

5

5

1

30,6%

Легкая атлетика

2

3

4

25%

Лыжный спорт

1

 

1

5,6%

Водные виды спорта

2

1

1

11,1%

Боевые единоборства

1

1

3

13,9%

Спортивная гимнастика

1

-

-

2,8%

Гиревой спорт

-

1

-

2,8%

Не занимались спортом профессионально

-

1

2

8,2%

По результатам опроса выявлено, что большинство студенток, прошедших отбор в студенческую сборную команду по регби-7 занималось игровыми видами спорта (30,6%) и легкой атлетикой (25%). Меньшее количество спортсменок пришло из различных видов единоборств (13,9%) и водных видов спорта (11,1%). Часто прошлый опыт в каком-либо виде спорта предопределяет амплуа в регби-7: спортсмены, пришедшие из командных видов спорта, являются полузащитниками (9 и 10 номер): их задача руководить игрой, оценивать ситуацию и принимать быстрое правильное решение. Спортсмены-легкоатлеты, в основном, являются защитниками (14 номер): такие игроки часто замыкают веер, что в сочетании с высокой скоростью и свободным игровым пространством на краю является весьма эффективным.

Одним из главных этапов спортивного отбора является оценка уровня развития физических возможностей спортсменов, студенческий спорт не исключение. Для оценки физических возможностей студенток, проходящих отбор в сборную команду по регби-7, применяются тесты, оценивающие уровень силовых, скоростных качеств и скоростно-силовых способностей. В одном из исследований было проведено предварительное тестирование исходного уровня физической подготовленности и физического развития студенток Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва (город Красноярск) после года обучения (таблица 2) [3].

Таблица 2

Модельные характеристики физического развития и физической подготовленности для отбора студенток вуза на занятия по регби-7

Рост (см)

Масса тела (кг)

Приседание со штангой (кг) max

Подтягивание, кол-во раз

Бег 30 м с места (с)

Прыжок в длину с места (см)

Жим штанги лежа (кг)

166,3±2,1

60±4,4

50,1±10,02

2,8±0,7

5,1±0,08

180±14,2

30,5±5,1

Тестирование по данным контрольным нормативам, определяющим уровень физического развития и физической подготовленности, было проведено среди студенток 3 ВУЗов Республики Татарстан (таблица 3).

Таблица 3

Показатели физического развития и физической подготовленности студенток, занимающихся регби-7 в ВУЗ Республики Татарстан

ВУЗ

Рост (см)

Масса тела (кг)

Приседание со штангой (кг) max

Подтягивание, кол-во раз

Бег 30 м с места (с)

Прыжок в длину с места (см)

Жим штанги лежа (кг)

ПГУФКСИТ

167,2±5,1

61,6±6,2

70,2±11,1

6,2±2,8

4,8±0,09

204,4±4,3

51,2±3,4

КНИТУ-КАИ

168,8±6,2

60,1±5,4

61,08±9,7

3,9±1,2

5,0±0,1

198,8±5

45,1±2,8

КЮИ МВД

168,± 4,6

63,1±3,9

68,07±5,5

5,3±1,9

5,02±0,08

203,1±3,7

50,1±6,5

Сравнив результаты студенток из Красноярска и Республики Татарстан, можно сделать вывод, что при небольших отличиях роста и массы тела студентки ВУЗов Татарстана показали более высокие результаты во всех контрольных нормативах.

В процессе спортивного отбора в студенческую команду по регби-7 спортсменки должны проходить углубленное медицинское обследование (УМО) с периодичностью 2 раза в год. При прохождении УМО дается наиболее полная и всесторонняя информация о физическом развитии, оценке состояния здоровья, функциональном состоянии организма спортсмена и показателях его физической работоспособности. При углубленных медицинских обследованиях спортсменок используют различные функциональные пробы. Функциональные пробы могут быть одномоментные, когда используют одну нагрузку (например, бег на месте в течение 15 с); двухмоментные, когда даются две нагрузки (например, бег и приседания); трехмоментные, когда последовательно одна за другой даются три нагрузки (например, приседания 30 с, быстрый бег на месте 15 с и бег на месте 3 мин). Для выдачи разрешения врача на участие в соревнованиях по спортивным играм дополнительный медицинский осмотр проводится перед началом календарных игр и действительно оно 6 месяцев [4].

Вывод. Современные девушки, обучаясь в высших и средних учебных заведениях и имея опыт в каком-либо виде спорта, предпочитают попробовать свои силы в регби-7: они проявляют себя с самой лучшей стороны: закаливают характер, преодолевают физическую борьбу и травмы, показывают чудеса спортивной борьбы, терпения, воли и стараются ни в чем не уступать мужской половине человечества. При спортивном отборе в студенческую сборную по регби-7 учитываются не только показатели физической подготовленности спортсменок, а также спортивное прошлое и результаты углубленного медицинского обследования.

Текст статьи
  1. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх: учебник. – Москва: Физкультура и спорт, 1980. 127 с.
  2. В России создана Студенческая регбийная лига [Электронный ресурс] / Общероссийская общественная организация «Российский студенческий спортивный союз». URL: http://studsport.ru/20.11.2020_v_rossii_sozdana_studencheskaya_regbiynaya_liga (дата обращения 08.11.2021)
  3. Модельные характеристики физического развития и физической подготовленности студентов ВУЗа для отбора на спортизированные занятия по регби-7 / В.В. Пономарев, А.А. Лозовой, А.И. Роковецкий, А.А. Рыбакова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 67-68.
  4. Чедов К. В. Физическая культура. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом: учебно-методическое пособие / К. В. Чедов ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2021. 95 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря