Главная
Конференции
Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеяте...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

формирование
дошкольное развитие
безопасность жизнедеятельности
правила дорожного движения
дети
детский сад

Аннотация статьи

В статье рассматриваются формирование навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка, умения правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях, использование игровых методов и приемов по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности.

Текст статьи

Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – маленьких детей. У них не сформировано «чувство опасности» в силу отсутствия определённого опыта и знаний. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах города возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоятельно.

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются: незнание и нарушение правил движения; неправильное поведение на улице; детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с дошкольного возраста. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. В детском саду ребёнок должен усвоить основные понятия дорожного движения, а также научиться важнейшим правилам поведения на дороге. Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего – характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто определенный объем усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому педагогам сейчас необходимо организовать воспитательно-образовательную работу таким образом, чтобы она осуществлялась по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни принято считать именно период дошкольного детства.

Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. По мере изменений условий жизни человека, изменении правил безопасности жизнедеятельности, появляется необходимость изучения и обучения им детей. Многие ученые-педагоги в своих трудах, основываясь на результаты исследований, создали научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей.

В нашей практике мы воспитываем привычку правильно пользоваться предметами быта, учимся обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Прививаем детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формируем у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считаем необходимым создавать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности. Изучив литературу, мы выделили ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми.

Многочисленными исследованиями доказано, что процесс обеспечения безопасности состоит из решения трех задач:

  1. идентификация опасности;
  2. разработка предупреждающих мер;
  3. ликвидация возможных последствий.

Безопасность жизнедеятельности взаимосвязана со всеми сторонами жизни человека находит и духовной сферах жизни. Необходимо проводить целенаправленную педагогическую работу, включающая процесс создания в образовательной системе таких мер, которые смогут обеспечить физическую, психологическую и социальную безопасность и которая будет направлена на формирование у воспитанников способности защиты себя и других людей.

Специалистами в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста рекомендуется в процессе формирования представлений о безопасном поведении учитывать совокупность основных компонентов:

  • информационный компонент включает в себя знания о безопасности жизнедеятельности человека («Я знаю правила безопасности жизнедеятельности»);
  • поведенческий компонент включает в себя умение действовать в проблемных ситуациях («Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности»);
  • эмоционально-волевой компонент представляет собой умение правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека («Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности»).

Основные средства ознакомления детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в быту:

  • Социальная действительность, которая способна воздействовать на дошкольника. От взрослого в данном случае требуется только быть рядом с малышом и помочь ему накопить социальный опыт, показать социальный мир «изнутри», помочь найти свое место в нем, быть активным участником.
  • Окружающие ребенка предметы, которые созданы руками человека. Мир предметов разнообразен по свойствам, качествам и функциям. Педагогу лишь необходимо привлекать внимание дошкольника к ним, создать условия безопасного взаимодействия с ними, и лишь только после этого каждый отдельный предмет станет для малыша своеобразным средством познания. Необходимо добиваться от каждого дошкольника понимания принципов действия того или иного прибора, безопасности его окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: Что? Для чего? Почему? Постепенно, взрослея, ребенок самостоятельно начнет выделять опасность в окружающей действительности.
  • Художественная литература является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Использование художественной литературы заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
  • Дидактические игры, это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Игры, познакомят дошкольников с источниками опасности в быту, позволяют уточнить и систематизировать данные представления; учат различать потенциально опасные предметы; способствует формированию представлений о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; знакомят с необходимыми действиями в случае опасности.

Наиболее эффективной формой ознакомления детей с безопасным поведением считается ситуативно-имитационное моделирование. Процесс общения дошкольников в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами позволяют формировать опыт безопасности в быту. При изучении с дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города: ребенок – пешеход; ребенок – пассажир городского транспорта; ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

Работу по формированию основ безопасности у детей необходимо проводить, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок использовал в продуктивной деятельности, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.

В группе необходимо организовать центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей.

Метод проекта позволяет строить общение между детьми и взрослыми на соучастии в деятельности. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими; В процессе проектирования дошкольник имеет возможность выступать не только как «заказчик» и «исполнитель», но и как «эксперт». В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Так же общаясь, ребенок удовлетворяет свои потребности в новой информации, новых эмоциях, расширяет свой кругозор, учится проявлять поисковые умения в различных ситуациях.

Обучая детей правилам безопасного поведения, нельзя забывать о взаимодействии с родителями воспитанников. Так, имеется возможность привлечения родителей к активному участию в таких мероприятиях как:

  • создание совместных рисунков и поделок для выставок;
  • создание совместных рисунков для альбомов;
  • организация и проведение дней открытых дверей;
  • привлечение к помощи в изготовлении атрибутов для игровой деятельности;
  • участие в совместных развлечениях и досугах; - организация совместных прогулок;
  • организация родительских собраний (групповых и обще садовских);
  • проведение индивидуальных консультации по запросам родителей;
  • оформление стендов и родительских уголков; - анкетирование родителей;
  • организация выставок совместных семейных творческих работ;
  • проведение цикла консультаций и подготовка информационных бюллетеней.

Вовлечение родителей в процесс проектной деятельности способствует включению родителей в сферу интересов дошкольника, совместному поиску решения, достижению цели. Многие исследователи рекомендуют использование игровых методов и приемов по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности. В частности, предлагают организовывать дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, тренинги, вводить игровых персонажей.

Работа по развитию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста связана с особенностями познавательного развития, со стремлением расширить познавательные горизонты, с психологическими особенностями дошкольников, их защитной реакции на обстановку. Старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций. В старшем дошкольном возрасте дети более осознанно воспринимают окружающую действительность и ответственнее подходят к принятию решения. Поэтому создание для ребенка условий, позволяющих ему планомерно накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной педагогической задачей.

Главная цель воспитания безопасного поведения – формирование навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка, умения правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях.

Список литературы

  1. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К.Ю. Белая. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
  2. Гребенкина, Н.В. Формирование основ безопасности у дошкольников средствами ИКТ / Н.В. Гребенкина, А.А. Капнина, М.А. Воронкова // Молодой ученый, 2017.
  3. Ефимова, Ю.В. Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Ю.В. Ефимова // Молодой ученый, 2015. №6.4.
  4. Каюрова, А.Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС / А.Н. Каюрова, О.В. Скокова, Т.С. Шеховцова // Молодой ученый, 2014. № 11.
  5. Колмыкова, И.Г. Использование инновационных форм работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности / И.Г. Колмыкова // Молодой ученый, 2017. №47.1.
  6. Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения / О.Ю. Старцева. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 64 с.

Поделиться

2063

Кузнецова О. А., Волкова Л. Г., Кулик Е. О., Гольцова Е. Э. Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. URL: https://apni.ru/article/3191-formirovanie-u-detej-starshego-doshkolnogo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#40 (222)

Прием материалов

28 сентября - 4 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

9 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября