Авторы:
Воронина Людмила Анфимовна
Китаин Илья Вадимович
Рубрика
Экономические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
В условиях конкуренции предприятия постоянно решают задачу: как удержать свои позиции на рынке и сохранить эффективность деятельности.
Актуальность исследования. В настоящее время, очень перспективным инструментом стратегического управления является сбалансированная система показателей, основанная на причинно-следственных связях между стратегическими целями, отражающими их параметрами и факторами получения планируемых результатов. В последние десять лет в системе стратегического управления выделилось перспективное направление – Сбалансированная система показателей (ССП), которая стала одной из самых передовых методологий, направленных на оценку деятельности предприятия и достижение стабильно высоких и устойчивых результатов.
Управление по целям – это работа менеджмента по формулировке целей организации, донесения их до сотрудников, обеспечения их необходимыми ресурсами, а также распределение ролей и ответственности за достижение поставленных целей.
Основные составляющие деятельности организации (обслуживание клиентов, операционная и финансовая эффективность) представляются в виде набора показателей KPI. За счет балансировки этих показателей можно согласовать краткосрочные цели деятельности компании с ее стратегией на долгосрочную перспективу. Таким образом, для того чтобы создать ССП, необходимо сначала построить систему самих показателей, то есть KPI.
Следуя методологии ССП, менеджмент компании выделяет значимые для нее области деятельности и определяет в них совокупность показателей, которые подлежат регулярному измерению
Эффективность сбалансированной системы показателей зависит от качества ее внедрения. Внедрение ССП осуществляется в четыре этапа:
Подготовка к разработке ССП; разработка ССП; каскадирование ССП; контроль выполнения стратегии.
На этапе подготовки к построению ССП необходимо разработать стратегию, определить перспективы и принять решение, для каких организационных единиц и уровней нужно разработать ССП.
Рис. Структура Сбалансированной системы показателей.
Хотелось бы отметить, что чем больше компания, тем менее ярко будут выражены нижеописанные проблемы, однако «цена» ошибок до и после внедрения в любом случае будет возрастать в геометрической прогрессии. То есть проблемы как «круги на воде» разойдутся в большом коллективе, а вот ошибки, которые будут допущены, будут стоить компании очень дорого за счет потраченного времени, денег и усилий, а также за счет недополученной прибыли.
Рассмотрим ошибки, которые могут быть сделаны в процессе реализации проекта KPI.
Ошибки на этапе разработки проекта KPI:
Итак, мы рассмотрели теоретические аспекты внедрения системы KPI, методологию, основные ошибки при использовании данного инструмента. Теперь рассмотрим на практике как данная методология может быть реализована на конкретном предприятии.
Для примера возьмем туристическое предприятие ООО «Ван Гог»
Проведенный анализ показал, что к сильным сторонам предприятия можно отнести:
К слабым сторонам предприятия относятся:
Таблица
Swot-aнaлиз туристической фирмы ООО «Ван Гог»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Одновременное использование возможностей и турагента, и туроператора. 2. Дифференцированный подход к формированию турпродукта и поиску целевой аудитории. 3. Приличный уровень качества турпродукта при гибкой системе цен. 4. Сформированная система управления, наличие отдела маркетинга. 5. Образованное и динамичное руководство 6. Отлаженная система взаимодействия с ведущими туроператорами |
1. Зависимость уровня продаж от сезонности 2. Является посреднической фирмой, нет взаимосвязи с главным поставщиком турпродуктов 3. Отсутствие внятной стратегии маркетинга. 4. Недостаточно активное продвижение турпродукта на рынок. 5. Недостаточное использование маркетинговых средств. 6. Ограниченный бюджет маркетинга. 7.Отсутствие сбалансированной системы лояльности |
Возможности |
Угрозы |
1. Завоевание собственной доли рынка и ее расширение в сравнении с конкурентами. 2. Разработка стратегии маркетинга. |
1. Наличие в одном сегменте рынка туриндустрии значительного числа конкурентов. 2. Возможности появления все новых конкурентов в данном сегменте рынка. |
Проведенный анализ показывает, что предприятие хорошо закрепилось в своей нише и растет из года в год, однако есть проблемы, которые можно и нужно решать с помощью внедрения инструментов стратегического управления. Так внедрение системы KPI в каждый из отделов предприятия поможет структурировать деятельность компании, отслеживать рост показателей из месяца в месяц, своевременно принимать управленческие решения на основе полученных результатов. Кроме того, для более эффективного применения данного инструмента рекомендуется отслеживать и фиксировать выбранные показатели ежедневно, чтобы была возможность формировать отчеты по проделанной работе каждого отдела еженедельно и на основе этих отчетов принимать решения как можно вырасти и сделать деятельность предприятия эффективнее. Кроме того, это позволит отслеживать эффективность работы сотрудников, даст возможность роста для наиболее инициативных из них, а также отсеет ту часть, которая не готова работать на результат.
Таким образом с помощью данного инструмента стратегического управления даже в рамках 1 года деятельности предприятие может значительно повысить показатели эффективности деятельности, увеличить прибыль и выручку компании, повысить квалификацию своих сотрудников и улучшить отношения в коллективе.
Список литературы
Поделиться
Воронина Л. А., Китаин И. В. Теоретические аспекты и проблемы проектов внедрения системы сбалансированных показателей и KPI // Социально-гуманитарное знание в эпоху дигитализации социума : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 нояб. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. URL: https://apni.ru/article/3194-teoreticheskie-aspekti-i-problemi-proektov
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru