Главная
АИ #46 (73)
Статьи журнала АИ #46 (73)
Прогнозирование и планирование в условиях рынка

Прогнозирование и планирование в условиях рынка

Рубрика

Менеджмент и маркетинг

Ключевые слова

прогнозирование
планирование
рынок
экономика

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности, виды и принципы прогнозирования и планирования в условиях рынка.

Текст статьи

Чтобы эффективно управлять экономическими системами на уровнях государства, разных отраслей, регионов и предприятий, требуется, чтобы руководящие органы могли предвидеть и комплексно оценить то, к каким последствиям могут привести принятые ими решения. Будущие экономисты-менеджеры должны ознакомиться с принципами, способами и методиками прогнозирования и планирования.

Особенности прогнозирования в условиях рынка

Под прогнозированием подразумевается процесс составления прогноза, которые базируются на научных методах познания и использовании совокупности разных методов, способов и средств.

Прогнозирования в условиях рынка выполняет множество функций, среди которых выделяются следующие:

  • предвидение того, как изменится хозяйствующий субъект и экономическая ситуация в будущем;
  • оценка возможных последствий, с которыми можно столкнуться при принятии решений (речь касается инвестиций, выпуска ценных бумах, установки цен и другого);
  • научный анализ экономики;
  • определение альтернатив развития экономики, подготовка масштабных хозяйственных мероприятий.

Прогнозы бывают разных видов:

  1. Экономическими. С их помощью можно оценить перспективность роста ВВП, производительности труда, основных фондов и др.
  2. Научно-техническими. Здесь рассматривается развитие науки и техники.
  3. Прогнозы природных ресурсов: нефти, угля и т.д.
  4. Прогнозы социального развития: культуры, образования, здравоохранения и др.
  5. Демографическими. Направлены на получение информации и численности населения, средней продолжительности жизни людей и т.д.

Прогнозирование и планирование взаимосвязаны. Часто первый подразумевается как часть второго, но в действительности, это два разных процесса. При прогнозировании следует использовать 2 разных подхода. Первый – метод индукции. Базируется на том, чтобы рассмотреть проблему от частного к общему. Здесь основываются на фактических либо зарегистрированных данных. Второй подход – дедуктивный (от общего к частному). Сначала необходимо определить общие тенденции либо закономерности развития. Далее на основе выявленной перспективы подбирают уровни и пути развития отдельных направлений.

Подробнее о прогнозировании

Под способами прогнозирования подразумевается комплекс способов и приёмов, позволяющих сформировать правильные суждения по поводу будущего состояния рынка на основе ретроспективного анализа, исследования внешних и внутренних связей объектов.

Способы прогнозирования в условиях рынка можно классифицировать по разным направлениям. Они могут зависеть от:

  1. Вариантов обработки информации. Подразделяются на статический, метод аналогии и опережающий. К статическим относятся приёмы и способы обработки информации, которые ориентированы на получение количественной закономерности, проявляющейся в динамике, взаимосвязях и структуре прогнозируемого состояния рынка. Метод аналогии подразумевает получение прогнозов с учётом логических выводов. Это одна из самых известных практик, но использовать можно только при установке аналогии между типами менеджмента, объектами управления, реакциями внешней и внутренней среды. В основе опережающего метода прогнозирования заложены определённые принципы обработки НТП.
  2. Степени формализации. Бывают формализованными и интуитивными. Первый актуален тогда, когда информация об объекте носит количественный характер, а влияние разных факторов можно описать, используя математические формулы. Интуитивные применяются при отсутствии количественных данных.
  3. Общего принципа действия.
  4. Методов получения прогнозируемых параметров.
  5. Направления/назначения выполняемого прогнозирования.

В числе общих методов выделяется следующее:

  1. Исторический подход, который сводится к рассмотрению каждого явления во взаимосвязи с историческими формами.
  2. Комплексный. Здесь явления рассматриваются в их взаимосвязи.
  3. Системный. Подразумевает исследование количественных и качественных закономерностей.
  4. Структурный. Помогает устранить причины исследуемого явления, объединить его в структуру.
  5. Системно-структурный. Объединяющий два вышеперечисленных метода.

Для более тщательного прогнозирования в условиях рынка следует использовать несколько методов.

Особенности планирования

Планирование представляет собой процесс целенаправленной деятельности, заключающийся в разработке и реализации на практике планов, которые предопределяют состояние объекта в будущем. Также, включает в себя подбор способов и пути достижения желаемого.

В условиях современного рынка планирование – это необходимость на всех уровнях иерархии управления. К его задачам относится следующее:

  1. Формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение предполагаемых возможностей развития и системы ожидаемых опасностей.
  2. Обоснование разработанных стратегий, целей и задач, которые планируется осуществить в предстоящий период, проектирование желаемого будущего.
  3. Планирование способов достижения поставленных целей и задач, выбор либо создание их для того, чтобы приблизиться к желаемому будущему.
  4. Выявление потребностей ресурсов, определение нужных объемов и структуры, а также, сроков их поступления.
  5. Внедрение разработанных планов, контроль их реализации.

При планировании прогноз ожидаемых результатов и обоснование принимаемых решений базируются на теоретических положениях и принципах, практических данных и фактах.

Как уже было отмечено ранее, планирование осуществляется на разных уровнях иерархии управления. Для регионального уровня необходимо территориальное планирование, для национального хозяйства - макроэкономическое, для предприятий - микроэкономические методы.

Макроэкономическое заслуживает особого внимания. Подразумевает под собой научно-обоснованное предвидение состояния общественного производства, которое базируется на выявление закономерности и тенденций развития социальных и научно-технических процессов. Также, основывается на опыте, практике в хозяйственной деятельности и на объективных зависимостях на рынке.

Принципы планирования

Анри Файоль первым предложил принципы планирования. Он под ними понимал правила и требования, которые требуются для разработки отличной программы действия. Им было выделено 5 принципов, которые были дополнены 6-ым, внесённым Р. Акоффом. Так, выделяются следующие:

  1. Необходимость. Подразумевает то, что при выполнении любого вида трудовой деятельности требуется использование планов. Без этого происходят колебания, ошибочные маневры, лишние затраты и т.д.
  2. Единство. Он предусматривает, что разработка единого свободного плана должна быть связана с иными планами: по производству, по труду и заработной плате, по организационному развитию и т.д.
  3. Непрерывность. Сводится к тому, что процессы планирования связаны с управлением.
  4. Гибкость. Он тесно связан с предыдущим, сводится к тому, чтобы придать планам и всему процессу способность менять направленность, в зависимости от непредвиденных обстоятельств.
  5. Точность. Подразумевает, что достоверность любого плана определяется целями и возможностями.
  6. Участие. Он отличается тем, что каждый хозяйствующий субъект принимает участие в плановой деятельности.

Другими принципами планирования в условиях современного рынка являются:

  • научная обоснованность (понимается учёт закономерностей общественного и природного развития, использование разных форм математического моделирования);
  • направленность на социум (подразумевает, что общенациональный план должен быть ориентирован на интересы общества и человека);
  • приоритет потребностей общества (аналогично предыдущему принципу);
  • повышение эффективности производственных процессов (предполагает, что при планировании важно учитывать наименьшие затраты для максимальной экономии разных форм труда);
  • пропорциональность;
  • приоритетность;
  • согласование краткосрочных и долгосрочных целей и задач.

Прогнозирование является важной функцией управления, которое тесно связано, в первую очередь, с планированием, а во-вторую – с контролем. В условиях рынка ни один хозяйствующий субъект и государство в целом, не могут рассчитывать на правильность своих действий, если заранее не будет составлен план и спрогнозированы последствия. Именно это обуславливает необходимость изучения данной дисциплины.

Список литературы

  1. Бабич, Т., Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т. Н. Бабич, И. А. Козьева, Ю. В. Вертакова. - М.: Инфра-М, 2018. - 256 c.
  2. Михайлова Л.В., Валиуллина И.О.Требования к системе планирования в условиях рынка / Л.В. Михайлова, И.О. Валиуллина // Вектор экономики. 2020. № 4 (46). С. 69.
  3. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 352 c.
  4. Бутакова, М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: Учебное пособие / М.М. Бутакова. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.

Поделиться

2140

Михайлова Л. В., Музафаров А. Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка // Актуальные исследования. 2021. №46 (73). С. 45-47. URL: https://apni.ru/article/3197-prognozirovanie-i-planirovanie-v-usloviyakh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря