Чтобы эффективно управлять экономическими системами на уровнях государства, разных отраслей, регионов и предприятий, требуется, чтобы руководящие органы могли предвидеть и комплексно оценить то, к каким последствиям могут привести принятые ими решения. Будущие экономисты-менеджеры должны ознакомиться с принципами, способами и методиками прогнозирования и планирования.
Особенности прогнозирования в условиях рынка
Под прогнозированием подразумевается процесс составления прогноза, которые базируются на научных методах познания и использовании совокупности разных методов, способов и средств.
Прогнозирования в условиях рынка выполняет множество функций, среди которых выделяются следующие:
- предвидение того, как изменится хозяйствующий субъект и экономическая ситуация в будущем;
- оценка возможных последствий, с которыми можно столкнуться при принятии решений (речь касается инвестиций, выпуска ценных бумах, установки цен и другого);
- научный анализ экономики;
- определение альтернатив развития экономики, подготовка масштабных хозяйственных мероприятий.
Прогнозы бывают разных видов:
- Экономическими. С их помощью можно оценить перспективность роста ВВП, производительности труда, основных фондов и др.
- Научно-техническими. Здесь рассматривается развитие науки и техники.
- Прогнозы природных ресурсов: нефти, угля и т.д.
- Прогнозы социального развития: культуры, образования, здравоохранения и др.
- Демографическими. Направлены на получение информации и численности населения, средней продолжительности жизни людей и т.д.
Прогнозирование и планирование взаимосвязаны. Часто первый подразумевается как часть второго, но в действительности, это два разных процесса. При прогнозировании следует использовать 2 разных подхода. Первый – метод индукции. Базируется на том, чтобы рассмотреть проблему от частного к общему. Здесь основываются на фактических либо зарегистрированных данных. Второй подход – дедуктивный (от общего к частному). Сначала необходимо определить общие тенденции либо закономерности развития. Далее на основе выявленной перспективы подбирают уровни и пути развития отдельных направлений.
Подробнее о прогнозировании
Под способами прогнозирования подразумевается комплекс способов и приёмов, позволяющих сформировать правильные суждения по поводу будущего состояния рынка на основе ретроспективного анализа, исследования внешних и внутренних связей объектов.
Способы прогнозирования в условиях рынка можно классифицировать по разным направлениям. Они могут зависеть от:
- Вариантов обработки информации. Подразделяются на статический, метод аналогии и опережающий. К статическим относятся приёмы и способы обработки информации, которые ориентированы на получение количественной закономерности, проявляющейся в динамике, взаимосвязях и структуре прогнозируемого состояния рынка. Метод аналогии подразумевает получение прогнозов с учётом логических выводов. Это одна из самых известных практик, но использовать можно только при установке аналогии между типами менеджмента, объектами управления, реакциями внешней и внутренней среды. В основе опережающего метода прогнозирования заложены определённые принципы обработки НТП.
- Степени формализации. Бывают формализованными и интуитивными. Первый актуален тогда, когда информация об объекте носит количественный характер, а влияние разных факторов можно описать, используя математические формулы. Интуитивные применяются при отсутствии количественных данных.
- Общего принципа действия.
- Методов получения прогнозируемых параметров.
- Направления/назначения выполняемого прогнозирования.
В числе общих методов выделяется следующее:
- Исторический подход, который сводится к рассмотрению каждого явления во взаимосвязи с историческими формами.
- Комплексный. Здесь явления рассматриваются в их взаимосвязи.
- Системный. Подразумевает исследование количественных и качественных закономерностей.
- Структурный. Помогает устранить причины исследуемого явления, объединить его в структуру.
- Системно-структурный. Объединяющий два вышеперечисленных метода.
Для более тщательного прогнозирования в условиях рынка следует использовать несколько методов.
Особенности планирования
Планирование представляет собой процесс целенаправленной деятельности, заключающийся в разработке и реализации на практике планов, которые предопределяют состояние объекта в будущем. Также, включает в себя подбор способов и пути достижения желаемого.
В условиях современного рынка планирование – это необходимость на всех уровнях иерархии управления. К его задачам относится следующее:
- Формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение предполагаемых возможностей развития и системы ожидаемых опасностей.
- Обоснование разработанных стратегий, целей и задач, которые планируется осуществить в предстоящий период, проектирование желаемого будущего.
- Планирование способов достижения поставленных целей и задач, выбор либо создание их для того, чтобы приблизиться к желаемому будущему.
- Выявление потребностей ресурсов, определение нужных объемов и структуры, а также, сроков их поступления.
- Внедрение разработанных планов, контроль их реализации.
При планировании прогноз ожидаемых результатов и обоснование принимаемых решений базируются на теоретических положениях и принципах, практических данных и фактах.
Как уже было отмечено ранее, планирование осуществляется на разных уровнях иерархии управления. Для регионального уровня необходимо территориальное планирование, для национального хозяйства - макроэкономическое, для предприятий - микроэкономические методы.
Макроэкономическое заслуживает особого внимания. Подразумевает под собой научно-обоснованное предвидение состояния общественного производства, которое базируется на выявление закономерности и тенденций развития социальных и научно-технических процессов. Также, основывается на опыте, практике в хозяйственной деятельности и на объективных зависимостях на рынке.
Принципы планирования
Анри Файоль первым предложил принципы планирования. Он под ними понимал правила и требования, которые требуются для разработки отличной программы действия. Им было выделено 5 принципов, которые были дополнены 6-ым, внесённым Р. Акоффом. Так, выделяются следующие:
- Необходимость. Подразумевает то, что при выполнении любого вида трудовой деятельности требуется использование планов. Без этого происходят колебания, ошибочные маневры, лишние затраты и т.д.
- Единство. Он предусматривает, что разработка единого свободного плана должна быть связана с иными планами: по производству, по труду и заработной плате, по организационному развитию и т.д.
- Непрерывность. Сводится к тому, что процессы планирования связаны с управлением.
- Гибкость. Он тесно связан с предыдущим, сводится к тому, чтобы придать планам и всему процессу способность менять направленность, в зависимости от непредвиденных обстоятельств.
- Точность. Подразумевает, что достоверность любого плана определяется целями и возможностями.
- Участие. Он отличается тем, что каждый хозяйствующий субъект принимает участие в плановой деятельности.
Другими принципами планирования в условиях современного рынка являются:
- научная обоснованность (понимается учёт закономерностей общественного и природного развития, использование разных форм математического моделирования);
- направленность на социум (подразумевает, что общенациональный план должен быть ориентирован на интересы общества и человека);
- приоритет потребностей общества (аналогично предыдущему принципу);
- повышение эффективности производственных процессов (предполагает, что при планировании важно учитывать наименьшие затраты для максимальной экономии разных форм труда);
- пропорциональность;
- приоритетность;
- согласование краткосрочных и долгосрочных целей и задач.
Прогнозирование является важной функцией управления, которое тесно связано, в первую очередь, с планированием, а во-вторую – с контролем. В условиях рынка ни один хозяйствующий субъект и государство в целом, не могут рассчитывать на правильность своих действий, если заранее не будет составлен план и спрогнозированы последствия. Именно это обуславливает необходимость изучения данной дисциплины.