Главная
АИ #46 (73)
Статьи журнала АИ #46 (73)
Формирование здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста средствам...

Формирование здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

здоровьесберегающее поведение
здоровый образ жизни
здоровьесберегающая педагогика
проектная деятельность
проект
проектные способности
проектирование

Аннотация статьи

В статье рассматривается понимание здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста, особенности его формирования в процессе организации проектной деятельности. Характеризуются различные типы проектов, возрастные особенности развития проектных способностей дошкольников, этапы планирования и реализации проектов, которые необходимо знать педагогу при организации проектной деятельности детей.

Текст статьи

Одной из приоритетных задач, стоящих в настоящее время перед современным обществом, является сохранение и укрепление здоровья человека. Особое значение эта задача приобрела в системе образования и воспитания детей, поскольку начинать этот процесс необходимо с раннего детского возраста. Вся жизнедеятельность детей, в том числе в образовательных учреждениях, должна быть направлена на формирование основ здорового образа жизни, здоровых привычек и здоровьесберегающего поведения.

Здоровьесберегающее поведение происходит из сущности понимания здорового образа жизни, что делает их взаимосвязанными понятиями. Как утверждает Форманюк М.В. «…здоровьесберегающее поведение, как и здоровый образ жизни – это физическая активность человека, сбалансированное питание и отсутствие вредных привычек» [5]. Формирование здоровьесберегающего поведения у детей дошкольного возраста, по нашему мнению, следует рассматривать, как воспитательно-образовательный процесс, осуществляемый взрослым по отношению к ребёнку, направленный на развитие первичных представлений о здоровом образе жизни, культуры и навыков его активного осуществления.

Отметим, что комплексное интеллектуальное, психическое, физическое развитие дошкольника является задачей дошкольного образования, а сформировать в этой системе здоровьесберегающие компетенции и поведение дошкольника позволяет здоровьесберегающая педагогика – область теории и практики, разработки которой направлены на решение не только образовательных задач, но и на изучение проблем, закономерностей, условий сохранения здоровья воспитанников. Методы, приёмы и технологии здоровьесберегающей педагогики позволяют организовать наиболее эффективный процесс по формированию здоровьесберегающего поведения и культуры здоровья детей дошкольного возраста с тем, чтобы воспитанники обладали не только определённым багажом знаний и представлений, но и активными практическими навыками здоровьесбережения в качестве определяющей жизненной позиции.

По мнению Виноградовой Н.А., Панковой Е.П. «…действенным способом познания и формирования практических навыков ребёнка, в том числе в вопросах здоровьесбережения, являются средства проектной деятельности, представляемой как совокупность приёмов и методов активного усвоения знаний, представлений, умений и навыков, применение которых направлено на достижение реального, осязаемого и практического результата» [2].

Проектная деятельность дошкольников предусматривает, прежде всего разработку и осуществление проектов в рамках заданной темы или какого-либо направления развития детей. Алферова Л.А утверждает, что проекты с дошкольниками выступают прототипом, идеальным образом предполагаемого объекта, его состояния или замысел какого-либо действия [1]. Проект ориентирует детей на получение знаний в процессе осуществления проектных действий; на действительность, близкую к реальной жизни; на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний с целью достижения запланированного результата. Проектная деятельность даёт возможность педагогу объединить различные образовательные области и знания детей в рамках единого проекта.

В условиях дошкольной образовательной организации для формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников можно использовать различные по характеру деятельности, по продолжительности и по степени вовлеченности участников проекты. Так, по характеру деятельности проекты могут быть [2]:

  1. информационно-творческие, направленные на поиск и анализ информации по заданной теме и её творческое представление (например, изучение пользы овощей и изготовление буклета, книжки-малышки);
  2. исследовательские, направленные на проведение опытов, экспериментов, основанных на наглядности (например, эксперимент по помещению вредного продукта в воду, чтобы показать сколько красителя есть в нём);
  3. игровые проекты проводятся в форме ролевых, подвижных игр и упражнений (например, игра «На приёме у доктора», упражнения по психогимнастике, самомассажу);
  4. практико-ориентированные проекты проводятся в виде оздоравливающих и закаливающих процедур.

По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (1-2 занятия); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (от 4 месяцев и более) [3, 6].

Яковлева Н.Ф. по степени вовлеченности различных участников характеризует проекты, как:

  1. индивидуальные – каждый ребёнок готовит собственный проект;
  2. парные – проект предусматривает работу в парах;
  3. семейные – в проекте участвуют родители дошкольников;
  4. групповые – в проекте участвуют полностью группа дошкольников;
  5. межгрупповые – в проект вовлекаются дошкольники из других групп;
  6. смешанные – в проекте участвуют дети и родители из разных групп [8].

Реализация проектной деятельности с дошкольниками должна начинаться с ориентации педагога на актуальную для общества и интересную для ребёнка задачу, ориентированную на получение полезного практического опыта в процессе её решения. Главная задача при организации проектной деятельности дошкольников состоит в том, чтобы поддерживать детскую любознательность и инициативу, в том числе, в ситуациях, когда ребёнок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил взрослый. При этом следует учитывать, что ребёнку дошкольного возраста часто бывает сложно сформулировать проблему, определить цель, возможный результат, правильно выполнить все действия. Поэтому в дошкольной образовательной организации проектная деятельность детей носит характер сотрудничества со взрослыми (воспитателями, родителями), которые помогают, координируют ребёнка в поиске решений поставленной задачи, в достижении положительного практического результата.

Специфично, что проекты в дошкольной организации могут использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. При этом следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития проектных способностей детей, в соответствии с которыми определяется тип проекта и его содержание [5].

Так, для детей 3,5-5 лет характерно подражательно-исполнительское участие в проекте, при котором они выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка. В основном используются игровые проекты, задачами которых являются: пробуждение интереса ребёнка к проектной деятельности, приобщение к процессу познания, формирование первичных представлений и навыков о здоровом образе жизни.

Дети 5-6 лет дошкольники уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценить, как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Для детей 6-7 лет характерен определённый уровень самостоятельности и творческий подход. Педагогу необходимо развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Евдокимова Е.С утверждает: «Задачами проектной деятельности для старшего дошкольного возраста являются: развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие специальных способов выполнения проектов – экспериментирование и моделирование; формирование навыков умственной работы, построения собственной познавательной деятельности, прогнозирования будущих изменений. Тем самым, проектную деятельность необходимо адаптировать к возрасту детей, учитывать их психолого-физиологические особенности и возможности, познавательные интересы» [3].

При организации проектной деятельности дошкольников по формированию здоровьесберегающего поведения необходимо соблюдать принцип поэтапного планирования и реализации проекта. Педагогу дошкольной образовательной организации следует придерживаться следующего алгоритма действий [7]:

I этап – целеполагание: педагог формулирует цель, вместе с детьми определяет задачи, которые нужно решить для достижения этой цели (с помощью наводящих вопросов, обращения к имеющемуся опыту у детей).

II этап – разработка проекта: составляется план действий по достижению цели в зависимости от вида проекта. Например, при выполнении информационно-творческих проектов нужно определить источники информации (книги, интернет), кто может помочь найти нужную информацию (взрослые), какие средства понадобятся для воплощения результата (бумага, краски). При выполнении практико-ориентированных проектов необходимо выбрать порядок подготовки к упражнению или процедуре, проговорить правила их проведения, последовательность действий.

III этап – выполнение проекта: осуществляется практическая часть, действия проекта.

IV этап – подведение итогов: что нового узнали, чему научились, какие были ошибки, как их исправить, для чего важен был проект [3, с.37].

При организации проектной деятельности дошкольников педагогу следует помнить, что проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, задавать кажущимися неудобные и нелогичные вопросы, выявлять новые проблемы и задачи, находить ответы и нестандартные решения. Взрослый лишь направляет процесс познания, корректирует умения детей, вместе с ними ищет ответы и решения, в том числе на неудобные вопросы. Следует отметить, что не всегда удачно выполненный проект также способствует совершенствованию профессионализма у педагога, а у ребёнка – развитию его способностей и умений.

При успешной реализации проекта дошкольники начинают соотносить своё здоровье с теми элементами поведения, которые присутствуют в их жизни: с правильным питанием, соблюдением гигиены, режимом дня и занятиями физкультурой. Начинают лучше понимать такие состояния, как «здоровый», «больной», что происходит в организме человека при воздействии определённых факторов (как позитивных, так и негативных), более отчётливо определяют угрозы своему здоровью от своих собственных действий («нельзя есть грязные фрукты и овощи», «нельзя брать еду грязными руками», «полезно делать зарядку» и пр.).

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством, позволяющим дошкольникам практически постигать приёмы и стратегии здоровьесберегающего поведения. При организации проектной деятельности с дошкольниками по формированию здоровьесберегающего поведения следует активнее использовать различные типы проектов, определяя их содержание в соответствии с возрастными этапами развития детей и уровнем сформированности проектных способностей дошкольников.

Список литературы

  1. Алферова Л.А. Основы проектной деятельности: учебное пособие. – Томск: ТУСУР, 2017. – 111 с.
  2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М: Айрис-пресс, 2019. – 208 с.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера. 2016. – 64 с.
  4. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. – М.: Наука, 2016. – 251 с.
  5. Форманюк М.В. Формирование представлений о человеке и его здоровье у дошкольников: сборник «Педагогическое мастерство» Материалы VII Международной научной конференции. – 2015. – С. 109-111.
  6. Шубович М.М. Педагогическое проектирование: социально-экологический аспект: Н.В. Бибикова, Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. Уч.-метод. пособ. / Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. Ульяновск, 2016. – 180с.
  7. Шубович М.М. Готовность студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации / Карабаева С.И., Л.М. Захарова, Е.И. Андрианова // Теория и практика физической культуры. - 2018. № 2. С. 18-20.
  8. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие; 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.

Поделиться

2705

Шубович М. М., Хаярова Е. А. Формирование здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности // Актуальные исследования. 2021. №46 (73). С. 70-73. URL: https://apni.ru/article/3205-formirovanie-zdorovesberegayushchego-poveden

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января