Одной из приоритетных задач, стоящих в настоящее время перед современным обществом, является сохранение и укрепление здоровья человека. Особое значение эта задача приобрела в системе образования и воспитания детей, поскольку начинать этот процесс необходимо с раннего детского возраста. Вся жизнедеятельность детей, в том числе в образовательных учреждениях, должна быть направлена на формирование основ здорового образа жизни, здоровых привычек и здоровьесберегающего поведения.
Здоровьесберегающее поведение происходит из сущности понимания здорового образа жизни, что делает их взаимосвязанными понятиями. Как утверждает Форманюк М.В. «…здоровьесберегающее поведение, как и здоровый образ жизни – это физическая активность человека, сбалансированное питание и отсутствие вредных привычек» [5]. Формирование здоровьесберегающего поведения у детей дошкольного возраста, по нашему мнению, следует рассматривать, как воспитательно-образовательный процесс, осуществляемый взрослым по отношению к ребёнку, направленный на развитие первичных представлений о здоровом образе жизни, культуры и навыков его активного осуществления.
Отметим, что комплексное интеллектуальное, психическое, физическое развитие дошкольника является задачей дошкольного образования, а сформировать в этой системе здоровьесберегающие компетенции и поведение дошкольника позволяет здоровьесберегающая педагогика – область теории и практики, разработки которой направлены на решение не только образовательных задач, но и на изучение проблем, закономерностей, условий сохранения здоровья воспитанников. Методы, приёмы и технологии здоровьесберегающей педагогики позволяют организовать наиболее эффективный процесс по формированию здоровьесберегающего поведения и культуры здоровья детей дошкольного возраста с тем, чтобы воспитанники обладали не только определённым багажом знаний и представлений, но и активными практическими навыками здоровьесбережения в качестве определяющей жизненной позиции.
По мнению Виноградовой Н.А., Панковой Е.П. «…действенным способом познания и формирования практических навыков ребёнка, в том числе в вопросах здоровьесбережения, являются средства проектной деятельности, представляемой как совокупность приёмов и методов активного усвоения знаний, представлений, умений и навыков, применение которых направлено на достижение реального, осязаемого и практического результата» [2].
Проектная деятельность дошкольников предусматривает, прежде всего разработку и осуществление проектов в рамках заданной темы или какого-либо направления развития детей. Алферова Л.А утверждает, что проекты с дошкольниками выступают прототипом, идеальным образом предполагаемого объекта, его состояния или замысел какого-либо действия [1]. Проект ориентирует детей на получение знаний в процессе осуществления проектных действий; на действительность, близкую к реальной жизни; на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний с целью достижения запланированного результата. Проектная деятельность даёт возможность педагогу объединить различные образовательные области и знания детей в рамках единого проекта.
В условиях дошкольной образовательной организации для формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников можно использовать различные по характеру деятельности, по продолжительности и по степени вовлеченности участников проекты. Так, по характеру деятельности проекты могут быть [2]:
- информационно-творческие, направленные на поиск и анализ информации по заданной теме и её творческое представление (например, изучение пользы овощей и изготовление буклета, книжки-малышки);
- исследовательские, направленные на проведение опытов, экспериментов, основанных на наглядности (например, эксперимент по помещению вредного продукта в воду, чтобы показать сколько красителя есть в нём);
- игровые проекты проводятся в форме ролевых, подвижных игр и упражнений (например, игра «На приёме у доктора», упражнения по психогимнастике, самомассажу);
- практико-ориентированные проекты проводятся в виде оздоравливающих и закаливающих процедур.
По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (1-2 занятия); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (от 4 месяцев и более) [3, 6].
Яковлева Н.Ф. по степени вовлеченности различных участников характеризует проекты, как:
- индивидуальные – каждый ребёнок готовит собственный проект;
- парные – проект предусматривает работу в парах;
- семейные – в проекте участвуют родители дошкольников;
- групповые – в проекте участвуют полностью группа дошкольников;
- межгрупповые – в проект вовлекаются дошкольники из других групп;
- смешанные – в проекте участвуют дети и родители из разных групп [8].
Реализация проектной деятельности с дошкольниками должна начинаться с ориентации педагога на актуальную для общества и интересную для ребёнка задачу, ориентированную на получение полезного практического опыта в процессе её решения. Главная задача при организации проектной деятельности дошкольников состоит в том, чтобы поддерживать детскую любознательность и инициативу, в том числе, в ситуациях, когда ребёнок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил взрослый. При этом следует учитывать, что ребёнку дошкольного возраста часто бывает сложно сформулировать проблему, определить цель, возможный результат, правильно выполнить все действия. Поэтому в дошкольной образовательной организации проектная деятельность детей носит характер сотрудничества со взрослыми (воспитателями, родителями), которые помогают, координируют ребёнка в поиске решений поставленной задачи, в достижении положительного практического результата.
Специфично, что проекты в дошкольной организации могут использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. При этом следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития проектных способностей детей, в соответствии с которыми определяется тип проекта и его содержание [5].
Так, для детей 3,5-5 лет характерно подражательно-исполнительское участие в проекте, при котором они выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка. В основном используются игровые проекты, задачами которых являются: пробуждение интереса ребёнка к проектной деятельности, приобщение к процессу познания, формирование первичных представлений и навыков о здоровом образе жизни.
Дети 5-6 лет дошкольники уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценить, как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Для детей 6-7 лет характерен определённый уровень самостоятельности и творческий подход. Педагогу необходимо развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Евдокимова Е.С утверждает: «Задачами проектной деятельности для старшего дошкольного возраста являются: развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие специальных способов выполнения проектов – экспериментирование и моделирование; формирование навыков умственной работы, построения собственной познавательной деятельности, прогнозирования будущих изменений. Тем самым, проектную деятельность необходимо адаптировать к возрасту детей, учитывать их психолого-физиологические особенности и возможности, познавательные интересы» [3].
При организации проектной деятельности дошкольников по формированию здоровьесберегающего поведения необходимо соблюдать принцип поэтапного планирования и реализации проекта. Педагогу дошкольной образовательной организации следует придерживаться следующего алгоритма действий [7]:
I этап – целеполагание: педагог формулирует цель, вместе с детьми определяет задачи, которые нужно решить для достижения этой цели (с помощью наводящих вопросов, обращения к имеющемуся опыту у детей).
II этап – разработка проекта: составляется план действий по достижению цели в зависимости от вида проекта. Например, при выполнении информационно-творческих проектов нужно определить источники информации (книги, интернет), кто может помочь найти нужную информацию (взрослые), какие средства понадобятся для воплощения результата (бумага, краски). При выполнении практико-ориентированных проектов необходимо выбрать порядок подготовки к упражнению или процедуре, проговорить правила их проведения, последовательность действий.
III этап – выполнение проекта: осуществляется практическая часть, действия проекта.
IV этап – подведение итогов: что нового узнали, чему научились, какие были ошибки, как их исправить, для чего важен был проект [3, с.37].
При организации проектной деятельности дошкольников педагогу следует помнить, что проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, задавать кажущимися неудобные и нелогичные вопросы, выявлять новые проблемы и задачи, находить ответы и нестандартные решения. Взрослый лишь направляет процесс познания, корректирует умения детей, вместе с ними ищет ответы и решения, в том числе на неудобные вопросы. Следует отметить, что не всегда удачно выполненный проект также способствует совершенствованию профессионализма у педагога, а у ребёнка – развитию его способностей и умений.
При успешной реализации проекта дошкольники начинают соотносить своё здоровье с теми элементами поведения, которые присутствуют в их жизни: с правильным питанием, соблюдением гигиены, режимом дня и занятиями физкультурой. Начинают лучше понимать такие состояния, как «здоровый», «больной», что происходит в организме человека при воздействии определённых факторов (как позитивных, так и негативных), более отчётливо определяют угрозы своему здоровью от своих собственных действий («нельзя есть грязные фрукты и овощи», «нельзя брать еду грязными руками», «полезно делать зарядку» и пр.).
Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством, позволяющим дошкольникам практически постигать приёмы и стратегии здоровьесберегающего поведения. При организации проектной деятельности с дошкольниками по формированию здоровьесберегающего поведения следует активнее использовать различные типы проектов, определяя их содержание в соответствии с возрастными этапами развития детей и уровнем сформированности проектных способностей дошкольников.