Главная
АИ #46 (73)
Статьи журнала АИ #46 (73)
Информационная деятельность и информационная грамотность как составляющие информ...

Информационная деятельность и информационная грамотность как составляющие информационной компетентности

Авторы:

Ситникова Светлана Юрьевна

Буря Лариса Владимировна

Басов Борис Моисеевич

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

информационная деятельность
информационная грамотность
компетентность
информация
культура

Аннотация статьи

В статье рассматривается понятия информационная деятельность и информационная грамотность, как составляющие информационной компетентности. Приводятся точки зрения различных ученых по данной тематике. Исходя из дефиниций информационная деятельность и информационная грамотность, выводится собственное понимание данных терминов.

Текст статьи

Значимость проблемы в формировании информационной компетентности специалистов, инженерного образования, в условиях современного информационного общества требует от образовательных структур учитывает тенденций и темпы развития новых средств информатики и перспективы их использования в инженерной практике, подготавливать высококвалифицированных специалистов, которые быстро адаптируются к новой информационной культуре общества.

Поскольку информационная деятельность является мотивированным, целенаправленным видом деятельности и направлена на познание, преобразование предмета деятельности необходимо рассмотреть дефиницию информационная деятельности.

Существуют различные точки зрения на определение понятия «информационная деятельность», рассмотрим некоторые из них.

Семенова Е.Н. рассматривает основные элементы «информационной деятельности», которыми являются: отбор, выдача, обработка, хранение, систематизация, защита, распространение информации, информационный стиль мышления, которые являются продуктом познавательной деятельности и разновидностью профессиональной [1, с. 16].

Дулатова, А. Н., Зиновьева, Н. Б., обозначают её как как область деятельности по удовлетворению потребностей в документной информации. Деятельность предполагает обязательное наличие субъекта (индивида, занимающегося ею) и объекта (материала, который в процессе воздействия на него субъекта приобретает новую форму и свойства продукта деятельности). Как и все другие области деятельности человека, информационная также включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности [2, с. 97].

Уханов В.А. определяют сущность «информационной деятельности» в объективно обусловленной для субъекта необходимости предварять, сопровождать и завершать любую его деятельность производством, передачей и потреблением информации, используемой с целью оптимизации и повышения эффективности функционирования и развития социальной системы [3, с. 80].

Козлачков В.И. отмечает, что получение (выработка) знаний о природе явлений, с которыми имеет дело человек; а также получение (выработка) эффективных способов удовлетворения потребностей, составляют основу информационной деятельности, динамичное накопление результатов которой создает проблему быстрого ориентирования и поиска необходимой информации в условиях информационных перегрузок либо острого дефицита сведений об изменяющихся и сложных проблемных ситуациях [4, с. 81].

И.Л. Бачило определяет «информационную деятельность» как разновидность профессиональной деятельности, где осуществляется сбор, поиск, накопление, обработка, хранение, предоставление, представление, распространение, охрана и защита информационных ресурсов, информационных технологий и средств связи в правовых рамках [5, с. 61].

Информационная деятельность определяется нами как совокупность умственных и практических действий, направленных на принятие, обработку и применение информации [18, с. 83].

Соколов А.В. понимает «информационную деятельность», как неотъемлемая часть любого умственного труда, которая заключается в восприятии, хранении (запоминании), переработке (осмыслении, оценке, обобщении и т. д.), выдаче социальной информации. Если учесть, что содержанием социальной информации являются знания, эмоции, волевые воздействия, то трудно найти такую операцию умственного труда, которую нельзя было бы назвать "информационной".

Информационная деятельность, как и всякая человеческая деятельность (но не поведение вообще!), целесообразна, осуществляющий ее субъект (личность, социальная группа, масса людей) преследует определенную цель. Целей информационной деятельности может быть три:

  • получение нового знания, эмоциональных импульсов, советов или указаний;
  • сообщение другим людям о познанном и пережитом;
  • управление поведением других людей [6, с. 84].

Дикарева И.Г. определяет понятие «информационная деятельность» исходя из понимания информации как предиката, то есть свойства любой деятельности. Осознание потребности в получении информации – основополагающее, но недостаточное условие осуществления деятельности. Существенное значение имеет акт целеполагания как намерения удовлетворить возникшую потребность. Далее следует формулирование информационного запроса как требования или ходатайства субъекта, выражающего информационную потребность. Чем тщательнее сформулирован запрос, тем эффективнее осуществляется поиск информации, поэтому необходимо уметь выделять объект запроса, то есть ту информационную сущность (текст, изображение, звук, видео и т.д.), которая находится в базе данных [7, с. 85].

Волков В.Э. разграничивает информационную деятельность на деятельность общего характера, специальную и специализированную. Информационная деятельность общего характера вряд ли требует признания ее публичной функциональности. Реализация прав пользователя общедоступной информации через существующие информационные системы направлена прежде всего на удовлетворение частного интереса и не выходит за пределы самостоятельной реализации субъективных прав личности. Специальная информационная деятельность связана с осуществлением службы в органах государственной власти и местного самоуправления, определяется параметрами их компетенции, в связи с чем ее публичная значимость не вызывает сомнений. Наибольший интерес представляет специализированная информационная деятельность, по нашему мнению, имеющая частно-публичный характер. Специализированная информационная деятельность осуществляется в целях формирования и использования информационных ресурсов, информационных технологий и коммуникаций, реализации рынка в области информационно-коммуникационных технологий [8, с. 86].

Силкова Г.В. определяет понятие «информационная деятельность» через информационно-аналитическую деятельность, целью которой является преобразование исходного массива информации для релевантного (соответствующего) обеспечения информационных потребностей пользователей [9, с. 87].

Худяков А.В. рассматривает понятие «информационная деятельность» через потребность. Субъект осознает удовлетворение потребности как конечную цель своей деятельности. Ее успешность зависит от правильности постановки цели, предполагающей поиск эффективных средств и путей ее достижения. Поиск средств актуализирует для субъекта поиск и получение необходимой информации. В качестве источника ее получения выступает процесс обмена информацией. Вариативный характер деятельности, возникающая при этом необходимость выбора, порождают у субъекта потребность в получении информации, то есть формирует особую потребность – информационную. Именно она является движущей силой информационной деятельности. Сущность «информационной деятельности» сводится к восприятию ее как специфического, целенаправленного, непрерывного, реализуемого специальными структурами, отдельными гражданами, процесса сбора, накопления, преобразования и предоставления субъектам управления информации, необходимой для решения возложенных на них задач [10, с. 88].

Наиболее характерными моментами информационной деятельности являются:

  • во-первых, постановка проблем, уточнение целей и задач, выработка оценки, принятие решения. Все остальные виды информационной деятельности проводят специалисты и технические исполнители;
  • во-вторых, в силу разделения труда в управлении трудовая деятельность начинает требовать наличия специально подготовленной информации;
  • в-третьих, управление реальным процессом осуществляется через деятельность целого коллектива со сложной структурой, т.е. возникает необходимость в информации о субъекте управления;
  • в-четвертых, резко возрастает число внешних связей, а соответственно и внешней информации [11, с. 89].

Дeйкзёл Д, Моке М. «информационную деятельность» определяют, как информационные стратегии и деятельность, направленные на целевые группы. Ее основная задача – предоставить этим группам информацию, ознакомить их с определенными вопросами и повлиять на их отношение или даже поведение [12, с. 90].

На основании анализа интерпретаций понятия «информационная деятельность», приведенных выше выведем свое понимание данного понятия. Под информационной деятельностью будем понимать целенаправленный процесс, который ориентирован на сбор, хранение, обработку, передачу, поиск, защиту и пр. информации для обеспечения соответствующих потребностей субъекта (пользователя).

Кроме информационной деятельности к структурным элементам информационной компетентности» относится «информационная грамотность».

Гендина Н.И. считает, что овладение информационной грамотностью предполагает знание разнообразных видов документальных информационных ресурсов, включая как традиционные печатные документы, так и документы в электронной форме, доминирующим компонентом таких документов является текст [13, с. 104].

Ермаков Д.С. определяет «информационную (компьютерная) грамотность» – освоение знаний, умений и навыков в области работы с информацией, использовании средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [14, с. 91].

Горобец О.А. отмечает, «предметная информационная грамотность» – это система знаний, умений и ценностных установок, которые обеспечивают поиск, обработку и хранение информации для решения элементарных учебно-информационных задач, возникающих в процессе языкового образования [15, с. 92].

Информационная грамотность представляет собой комплекс навыков и умений, которые приобретаются в процессе обучения. В этот комплекс входит и отношение к самому процессу обучения, а также умение пользоваться инструментальными программными средствами, такими как интерактивные пособия, различные методики, групповая работа, общение с педагогом, инструктором, чиновником, разбирающим жалобы школьников/студентов и т.д. [16, с. 62]

Анализ интерпретаций информационной грамотности позволил вывести свое понимание этого понятия. В данном научном исследовании под понятием «информационная грамотность» будем понимать знания, умения, навыки субъекта по нахождению, оцениваю, эффективному использованию и применению нужной для него информации.

В современном развивающемся мире информационная деятельность и информационная грамотность неотъемлемая часть специалиста в различных областях. Информационно-культурная среда не мыслима без компьютерных и информационных технологий и владение компьютером и информационными сетями, которые является одними из важнейших компетенций.

Соответственно высококвалифицированный инженер XXI века должен уметь эффективно использовать новые средства информатики не только в качестве инструментария для своей повседневной деятельности, но также и в качестве обязательных компонентов проектируемых им изделий, систем и оборудования.

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что мир находится на пороге нового этапа научно-технической революции, которая произойдет в сфере инженерной деятельности, благодаря ее радикальной и всеобщей информатизации.

Список литературы

  1. Семенова Е.Н. Формирование готовности курсантов военных вузов к информационно-аналитической деятельности: дис. … канд. пед. наук. Красноярск. 2019.
  2. Дулатова, А.Н., Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности: учебно-методическое пособие. [ред.] О.Р. Бородин. Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. – 176 с.
  3. Уханов В.А. Информационная деятельность человека: Соц.-филос. анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук. Екатеринбург. 1997.
  4. Козлачков В.И. Информационная деятельность. Система ориентиров: Монография. Москва : Академия ГПС МЧС России, 2011. 267с.
  5. Бачило, И. Л. Информационное право : учебник для академического бакалавриата / И.Л. Бачило. –5-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 419 с.
  6. Соколов А.В. Введение и теорию социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, Санкт-Петербург. 1996. 320 с.
  7. Дикарева И.Г. Структура информационной деятельности учителя. №3 (19). // Приволжский научный вестник., 2013.
  8. Волков В.Э. Демократическая организация информационного общества: публичная функциональность информационной деятельности. №3// Юридический вестник Самарского университета. 2020 г.
  9. Силкова Г.В. Формирование методики информационно-аналитической деятельности. №5 // ОмГТУ. 2014.
  10. Худяков А. В. Информационная деятельность в политическом управление: философско-политический анализ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. №5-6 (46). 2015.
  11. Kant. Системный подход к развитию информационной деятельности в управлении. №2 (23). 2017.
  12. Дeйкзёл Д., Моке М. Стратегия информационной деятельности международных гуманитарных организаций. // Международный журнал Красного Креста. №860. 2005.
  13. Гендина Н.И. Проблема интеграции информационной и медиаграмотности в контексте российских реалий. [ред.] А.В. Паршакова Составители: Е.И. Кузьмин. Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. 2013. 384с.
  14. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование №1. 2011.
  15. Горобец О.А. Методика формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования // ИСОМ №6-1. 2014.
  16. Хесус Л. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни, русский перевод Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. 38с.
  17. Колин К.К. Информационная культура в информационном обществе // Открытое образование. №6. 2006.
  18. Павлова Ю.А. Формирование у студентов умений и навыков информационной деятельности. Автореферат. дисерт. на соси. учен. ст. канд. пед. наук 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Саратов. 2009.
  19. Курбаноглу С. Анализ концепции информационной грамотности. [ред.] А.В. Паршакова Сост. Е.И. Кузьмин. Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. 2013. 384 с.
  20. Ефремова, Т.Ф. Толковый онлайн-словарь русского языка Ефремовой Т.Ф. Интернет-ресурс «Лексикографический онлайн-портал: онлайн-словари русского языка».
  21. Евгеньевой А.П. Малый академический словарь под ред. Евгеньевой А.П. «Лексикографический онлайн-портал: онлайн-словари русского языка».
  22. Кэролин У. Введение в медиа- и информационную грамотность. [ред.] А.В. Паршакова Е.И. Кузьмин: Издание подготовлено при поддержке Министерства культуры Российской. 2013. 384с.
  23. Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность в современном мире. // Вестник ЧГАКИ., 2010. №3 (23).

Поделиться

2476

Ситникова С. Ю., Буря Л. В., Басов Б. М. Информационная деятельность и информационная грамотность как составляющие информационной компетентности // Актуальные исследования. 2021. №46 (73). С. 65-69. URL: https://apni.ru/article/3207-informatsionnaya-deyatelnost-i-informatsion

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая