Главная
АИ #46 (73)
Статьи журнала АИ #46 (73)
Актуальность правового регулирования фактического брака в России

Актуальность правового регулирования фактического брака в России

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

совместное проживание
фактические брак
семейные отношения
правоспособность
правовое регулирование

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы, связанные с распространением фактических брачных отношений в российском обществе, исследуются основные причины и тенденции данного социального феномена. На основе проведенного анализа автор приходит к выводу о необходимости признания фактического брака в России и его правового урегулирования.

Текст статьи

По данным Росстата, за последние годы в России существенно снизилось количество зарегистрированных браков, достигнув в 2020 году минимума за последние 70 лет: в 2020 г. в нашей стране было заключено 770 760 браков (5,3 на 1000 человек населения). Это почти на 180 тысяч меньше, чем в 2019-м [1].

Представляется очевидным, что за несколько десятков лет постепенных преобразований общих условий жизни (экономических, политических, социальных) в стране произошла трансформация российского классического института семьи: существенным образом изменились представления о том, как должна строиться семья, вестись общее хозяйство, какими должны быть взаимные материальные обязательства. Традиционный брак, изначально воспринимаемый как добровольный союз мужчины и женщины, юридически оформленный через уполномоченные на то государственные органы [2, с. 74-75], в современном понимании семьи отошел на второй план, уступив место фактическим семейным отношениям между супругами. Фактический союз между мужчиной и женщиной без легального правового оформления становится все более и более популярным среди населения в нашей стране.

Под фактическим браком принято понимать незарегистрированный в органах ЗАГС добровольный союз мужчины и женщины, длительно проживающих совместно и ведущих совместное хозяйство, характеризующийся наличием близких отношений, отсутствием близкого родства и другого фактического или зарегистрированного брака у супругов [3, с. 167].

Проведенные социологические исследования показывают, что основные общие и широко распространенные причины, обуславливающие желание людей жить вместе, не регистрируя отношений, включают:

а) стремление проверить совместимость или обеспечить финансовую безопасность семьи еще до брака;

б) желание жить «как бы в браке» в случае, когда законодательно запрещено заключать брак с человеком своего же пола или другой расы/религии;

в) стремление избежать будущего развода в случае, когда отношения изначально рассматриваются как несерьезные и временные;

г) способ избежать наказания в соответствии с анти-полигамными законами, если человек предпочитает полигамию [4, с.1].

Российское государство официально признается лишь брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации [5]), поэтому фактические семейные отношения находятся вне рамок правового регулирования отечественного семейного законодательства. Данное обстоятельство существенным образом ограничивает семейно-правовой статус фактических супругов, например, на наследование имущества по закону, взыскание алиментов и пр.

Проявившая себя в последнее время в России тенденция к созданию фактических семейных союзов, является обычной разновидностью отношений между мужчиной и женщиной во многих зарубежных странах. Так, например: в США в 2000 году более половины новобрачных, поженившихся в этом году, в течение какого-то времени перед свадьбой, хотя бы недолгого, жили вместе без регистрации отношений; 80% сожительствующих чехов планируют через некоторое время вступить в брак со своим партнером; в Канаде 36,1% сожительств заканчивается браком в реальности; три четверти британских первых браков начинаются как сожительства; около 6,3% молодых пар в Евросоюзе – это незарегистрированные партнеры. При этом региональные различия составляют от 6 до 92 процентов – в Италии, по данным опросов, сожительствует лишь 6% молодежи от 16 до 29 лет, в Испании – 14%, в Дании, Франции и Нидерландах – по 72%, 46% и 54% соответственно [4, с. 2-3].

Актуальность вопросов, связанных с правовым статусом нелегальных семейных пар, количество которых ежегодно увеличивается во всем мире, явилась причиной изменения национального семейного законодательства многих государств в сторону их официального признания. Например, в Швеции, Бельгии, Венгрии, Франции и Португалии приняты нормативные акты, которыми признают порождающими правовые последствия отношения фактического семейного проживания в течение длительного времени [6, с. 548], в Шотландии, некоторых штатах в США, Украине сожители рассматриваются как люди, состоящие в браке, либо по истечении определенного периода времени, или после рождения ребенка, или в случае, когда пара считает друг друга мужем и женой и соответственно себя ведет, в Великобритании с 2001 года сожителям разрешено совместное усыновление одного и того же ребенка [4, с. 5].

Изучая мировые тенденции в сфере семейных отношений, представители отечественной науки приходят к диаметрально противоположным выводам. Так, по мнению Н. Н. Тарусиной фактический брак в настоящее время неосновательно подвергнут правовой дискриминации [7, c. 60]. Подобную точку зрения разделяет И. Р. Альбиков, который полагает необходимым признание фактических браков с закреплением за фактическими супругами права заключать соглашение о вступлении в брак, прав в отношении имущества, приобретаемого в период их фактических супружеских отношений, а также на его наследование [8, с. 14-15].

Вышеуказанной научной позиции оппонируют иные представители научного сообщества: по утверждению О. Ю. Косовой «Представление сожителям определенных прав до регистрации их союза означало бы дискредитацию брака, лишало бы смысла последующее оформление брака…» [9, с. 119]; А. Г. Малинова при этом уточняет, что юридическое признание внебрачного сожительства неизбежно придаст официальной форме заключения брака (на добровольной основе, в установленном законом порядке) характер пустой формальности и не только снизит институциональный статус официального брака, но и вообще размоет границы брачных отношений [10, с.107].

Отсутствие нормативного регулирования фактически сложившихся семейных отношений обуславливает значительное количество существенных проблем правового характера: фактические супруги сталкиваются с трудностями в признании за ними прав на совместно нажитое имущество, в том числе при взаимном трудовом участии в его приобретении; не имеют возможность наследования имущества друг друга, за исключением случаев наследования по завещанию или же когда другой супруг находится в положении иждивенца по отношению к умершему; не имеют права на получение соответствующих компенсаций и выплат и др. У таких семейных пар отсутствует возможность совместного усыновления детей, а также является актуальным вопрос, связанный с сохранением семейной тайны внутри семьи.

Опираясь на результаты настоящего исследования, автор приходит к выводу о необходимости официального признания и правового закрепления в России фактических семейных отношений (посредством заключения между сторонами соответствующего соглашения или же признания совместного проживания фактическим браком в судебном порядке), а также случаев их прекращения.

Список литературы

  1. Данилов Д. Статистика разводов и браков в России 2020-2021: таблицы по годам и регионам / Д. Данилов. – Текст : электронный // Рейтинги и новости : [сайт]. – 2021. – 17 июня. – URL : https://top-rf.ru/places/149-top-15-sub-ektov-rf-po-chislu-brakov-na-1000-chelovek.html (дата обращения : 13.11.2021).
  2. Жиляева С. К., Юзефович Ж. Ю., Максимова А. А. Анализ статистики браков и разводов в Российской Федерации на современном этапе // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 4. – С. 74-76. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-statistiki-brakov-i-razvodov-v-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape (дата обращения : 13.11.2021).
  3. Выборнова М. М. Понятие и признаки фактического брака разнополых лиц // Актуальные проблемы российского права. – 2011. – № 2. – С. 159-167. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-priznaki-fakticheskogo-braka-raznopolyh-lits (дата обращения 13.11.2021).
  4. Исупова О. Мы просто живем вместе // Демоскоп Weekly. – 2013. – № 565-566. – С. 1-21. – URL : http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0565/ tema01.php (дата обращения : 13.11.2021).
  5. Семейный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ : ред. от 02.07.2021 : [принят Государственной Думой 08.12.1995] – Текст : электронный. – URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения : 13.11.2021).
  6. Гражданское и торговое право капиталистических государств : [в 2 томах] / Г. Н. Буднева, Е. А. Васильев, А. В. Грибанов, В. В. Зайцева и др. – Т. 2. – М. : Междунар. отношения, 2008. – 659 c.
  7. Тарусина Н. Н. Семейное право / Н. Н. Тарусина. – М. : Проспект, 2001. – 144 с.
  8. Альбиков И. Р. Защита прав и интересов лиц, состоящих в фактических супружеских отношениях: проблемы и правовые особенности их разрешения / И. Р. Альбиков // Семейное и жилищное право. – 2015. – № 2. – С. 12–15.
  9. Косова О. Ю. Фактические браки и семейное право // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 1999. – № 3 (226). – С. 105-120.
  10. Малинова А. Г. Семейное право и псевдогендерная идеология // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – 2017. –№ 4. – С. 102-110.

Поделиться

1781

Гордиенко В. А. Актуальность правового регулирования фактического брака в России // Актуальные исследования. 2021. №46 (73). С. 20-22. URL: https://apni.ru/article/3208-aktualnost-pravovogo-regulirovaniya-faktiches

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря