научный журнал «Актуальные исследования» #46 (73), ноябрь '21

Исторические аспекты развития понятия эмоциональный интеллект

Исследование исторических аспектов становления в психологии понятия «эмоциональный интеллект» представляет собой актуальную проблему как в зарубежной, так и отечественной науке. В этой связи необходимо изучить анализ существующих подходов к его определению и отметить возникающие в этой связи трудности, особенно при возможностях взаимосвязи интеллекта и эмоций. Эмоциональный интеллект на современном уровне развития психологической науки показан как способность человека распознать и понять собственные эмоции, а также ими управлять.

Аннотация статьи
эмоциональный коэффициент
социальный интеллект
эмоции
интеллект
эмоциональный интеллект
Ключевые слова

Важнейшим условием осуществления эффективной человеческой деятельности признается когнитивный интеллект. При этом, как правило, интеллект всегда противопоставлен человеческим эмоциям, поскольку они признаются в качестве побуждающего мотива к совершению импульсивных поступков. Эти два понятия являются взаимосвязанными, что позволяет им успешно влиять на человеческую деятельность человека [10, с. 150]. В российской науке психологии, начиная с самых ранних этапов ее развития, развивала идею единства и взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов [8, с. 19]. Но в своем современном состоянии теория эмоционального интеллекта начала свое формирование относительно недавно, поскольку обе категории изучались по отдельности.

Наибольший вклад в развитие данной теории было внесено такими учеными, как Дж. Майер, Д. Гоулман, Е. В. Ильин, И. Н. Андреева, Е. А. Сергиенко и другими. Дж. Майер, который изучал исторические аспекты развития в психологической науке категории «эмоциональный интеллект», определил пять таких этапов (рис.):

Рис. Этапы становления понятия «эмоциональный интеллект» по Дж. Майеру [6, с. 65]

Можно отметить, что понимание в науке эмоционального интеллекта обнаруживается еще в труд е Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», где было отмечено, что в случае наступления состояния сильного возбуждения «сердце» и «разум» начинают влиять друг на друга.

В начале прошлого века активно развивались IQ-тесты, призванные рассмотреть логический и вербальный интеллект человека. Тем самым эмоции в этих тестах не затрагивались. Но уже и на этом уровне предпринимались попытки понять связь между аффективными и когнитивными процессами. В этой связи можно указать на мнение Г. Майера, который выделил эмоциональное мышление, являющееся схожим с мышлением своими логическими процессами.

Со временем в психологической науке была утверждена идея о том, что интеллект имеет множество сторон. Д. Векслер указывал на необходимость учитывать у мышления неинтеллектуальные стороны, под которыми подразумевал аффективно-регулятивные компоненты психики, помогающие человеку удерживать собственное внимание в течение длительного времени на задаче. Он смог описать важные при измерении IQ эмоциональный и социальный интеллект. Правда данная идея не нашла своего широкого распространения.

Р. В. Липер описывал, что поскольку эмоции имеют влияние на деятельность человека, то это позволяет развивать идею «эмоциональной мысли», участвующей в полной мере в мыслительном процессе.

Эмоции стали постепенно рассматриваться в психотерапии. Уже в середине прошлого века А. Эллис предложил рационально-эмотивную терапию, которая использует представления А. Адлера о влиянии на эмоции человека его принципов, убеждений и идеалов.

Сегодня можно обнаружить большое число исследований, касающихся эмоционального интеллекта. Это обусловлено тем, что к изучению данного понятия стало применяться множество подходов, различие между которыми выявляет «белые» пятна. А с другой стороны, эти подходы должны найти свое практическое применение. Поэтому, даже имея уже сформированную научную базу, понятие «эмоциональный интеллект» не имеет определенного научного статуса [9, с. 112].

Сложность категории «эмоциональный интеллект» связывался И. Н. Андреевой с большим числом подходов к его измерению [1, с. 84]. В теории и практике использования данного понятия поднимаются такие вопросы, как возможно ли его развивать, представляется ли он как врожденная способность человека, каким образом представляется возможным влиять на его уровень развития [3, с. 300].

Исследования эмоций активно развивались во второй половине ХХ века в трудах К. Э. Изарда, который описывал эмоцию в качестве нечто, что имеет переживание как чувство, что мотивирует и направляет действия человека, его мышление и восприятие. Тем самым, эмоция осуществляет руководство мыслительной и физической активностью человека, и может придать ей конкретное направление. Так, если человеком овладевает гнев, то он не сможет броситься наутек, а если он будет испуган, то, как правило, не станет агрессивным. Тем самым, эмоция осуществляет регулирование восприятием человека.

Изначально эмоциональный и социальный интеллект изначально были увязаны. Но уже в 60-е годы появились труды И. Балдока «Чувствительность к выражению эмоционального интеллекта в трех способах общения» и Б. Лойнера «Эмоциональный интеллект и эмансипация». Далее американские психологи П. Сэловей и Дж. Мейерс в 1990 году начали первые исследования эмоционального интеллекта как единого целого. Они понимали данное понятие как способность отследить собственные эмоции и чувства, а также возможность их различить; применить данную информацию для последующих направлений собственных действий и мыслей.

Именно с этого периода начинается развитие понятия «эмоциональный интеллект». Его сущность сводится к способности человека воспринять и обработать эмоциональную информацию, регулировать собственные и чужие эмоции [11, с. 315].

Тем самым эмоциональный интеллект означает единство интеллекта и эмоций; это особый вид интеллекта, который обрабатывает эмоции и может извлечь из них пользу [7, с. 53].

В 1997 году Р. Бар-Он эмоциональный интеллект рассмотрел как совокупность некогнитивных способностей, компетенций и умений, призванные повлиять на способность каждого человека являться эффективным и успешным с учетом давления, которое оказывает на него извне обществом. Это позволило ввести ему в научный оборот эмоциональный коэффициент – «EQ». На этой основе Д. Гоулман разработал труд «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь значение больше, чем IQ», где смог описать важную роль правильного использования эмоций, поскольку это позволяет направить мышление человека, помочь ему выжить в разных жизненных ситуациях, достичь поставленной цели несмотря на то, что на этом пути могут возникать барьеры и провалы, а также контролировать собственные чувства и настроения, уйти от надежды и переживаний.

Обобщение всей имеющихся подходов к пониманию эмоционального интеллекта произошло в 2004 году группой ученых (Р. Д. Робертс. Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин). Ими была сформулирована идея об эмоциональном интеллекте как о способности распознавать и понимать чужиые и собственные эмоции, включая процессы управления ими [5, с. 30].

В отечественной психологии взаимосвязь интеллекта и эмоций рассматривалась такими учеными, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и др. В частности, Л. С. Выгодский смог выявить, что суждение, понимаемое в качестве основного акта мыслительного процесса, не может являться просто интеллектуальным актом; оно имеет насыщение эмоциональностью. Это подводит к единству эмоционального и интеллектуального внутри эмоций и внутри интеллекта.

Особое значение в деле исследования вопросов эмоционального интеллекта отдается трудам И. Н. Андреевой, Е. П. Ильина, Г. Г. Гарсковой. И. Н. Андреева смогла провести систематизацию представлений об этой категории, что позволило ей сформулировать общее во всех представленных определениях и подходах: это представление о том, что индивиды, которые обладают более высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, имеют более выраженные способности понимать и использовать как собственные эмоции, так и эмоции других людей, поэтому их эффективность и адаптивность в общении представляется как более высокая [1, с. 105]. Данный ученый определила эмоциональный интеллект как совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями. Тем самым отличие эмоционального интеллекта состоит во включении глубинных эмоций, представляющихся важными и необходимыми для личностного роста.

Е. П. Ильин также на основе анализа научных трудов об эмоциональном интеллекте смог вывести следующее определение – «эмоционально-интеллектуальная деятельность» [4, с. 243].

Первое для отечественной психологии понимание эмоционального интеллекта было дано Г. Г. Гарсковой, которая увязала его со способностью понять эмоции других людей при отношениях с ними, управлять ими на основе интеллектуального синтеза и анализа [2, с. 25].

Перечисленное позволяет выявить, что эмоциональный интеллект – это учение об организации человеком своей эмоциональной и практической деятельности, позволяющей построить личностные отношения, обуславливаемые эмоциями. Тем самым, данная категория позволяет познавать истинные ценности. Анализ работ, посвященных эмоциональному интеллекту, позволяют более глубже осознавать его понимание, а также определить место и значение в структуре личности. А возрастание популярности его прикладного использование обуславливается также и фактом того, что в 2020 году оно было внесение экспертами Всемирного экономического форума в число топ-10 важнейших навыков [6, с. 65].

Таким образом, можно сделать вывод, что за последние 20 лет вопросы изучения эмоционального интеллекта стали достаточно популярными. Это обусловлено тем, что в социальной сфере эффективность деятельность не может определяться только способностями и объемом знаний человека при логических построениях, но также требует четкого понимания своих и чужих эмоций, способностями осуществлять управление ими. Эмоциональный интеллект в специальной литературе понимается как способность человека понимать свои эмоции, распознавать чужие, управлять ими, а также применять эти знания в качестве основы для принятия последующих решений.

Текст статьи
  1. Андреева, И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности / И. Н. Андреева // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2017. – № 2. – С. 104-109.
  2. Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г. Г. Гарскова // Ананьевские чтения: сб. трудов науч.-практич. конф. / под ред. А. А. Крылова. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. – С. 25-26.
  3. Зорина, Н. Н. Возможности развития эмоционального интеллекта / Н. Н. Зорина // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-1. – С. 300-304.
  4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – С. 242-24
  5. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – С. 29-36.
  6. Наймушина, Л. М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке / Л. М. Наймушина // Педагогика: история, перспективы. – 2020. – Т. 3. – № 4. – С. 63-70.
  7. Панкратова, А. А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования / А. А. Панкратова // Психологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 52-55.
  8. Пантелеева, Т. В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии / Т. В. Пантелеева // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 19-25.
  9. Платонова, Н. С. Эмоциональное лидерство: взаимосвязь уровня образования и эмоционального интеллекта / Н. С. Платонова, Т. В. Тулупьева // Управленческое консультирование. – 2020. – № 10 (142). – С. 109-123.
  10. Романова, Е. Н. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» / Е. Н. Романова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 1-4 (103). – С. 150-152.
  11. Ситаров, В. А. Сущностные признаки эмоционального интеллекта / В. А. Ситаров, О. А. Пашкова // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 7. – С. 315-318.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря