Введение
Наличие конкуренции на внутреннем рынке в любой стране – это ключевой показатель успешной работы рыночной экономики. Конкурентоспособность экономики имеет много уровней:
- Конкурентоспособность продукта;
- Конкурентоспособность персонала;
- Конкурентоспособность отрасли;
- Конкурентоспособность страны.
Существует внутренняя и внешняя взаимозависимость между всеми уровнями конкурентоспособности. Современная модель построения и развития конкурентоспособности, основанная на концепции М. Портера [3], состоит из четырех характеристик, которые имеют общую черту страны и формируют конкурентную среду, в которой конкурируют производители. Эта среда может как способствовать, так и препятствовать формированию конкурентных преимуществ.
Это: условия для факторов, устойчивая стратегия, связанные и поддерживающие отрасли, ситуация со спросом.
Если рассматривать детерминант «Условия для факторов», следует отметить, что согласно теории факторов производства, поток торговли определяет такие факторы производства, как труд, земля, природные ресурсы, капитал, инфраструктура.
Однако в технологически сложных отраслях, являющихся неотъемлемой частью современной развитой национальной экономики, формируются важнейшие факторы высококвалифицированной рабочей силы или промышленного производства страны. Следует отметить, что сравнительные преимущества, такие как трудовые ресурсы или природные ресурсы, которыми располагает страна, обеспечивают преимущества во многих наукоемких отраслях.
Иными словами, в Узбекистане трудовые ресурсы являются основным фактором перепроизводства. Избыток рабочей силы с высшим образованием в структуре трудовых ресурсов не является основой конкурентного преимущества республики.
Литературный обзор
Среди западных экономистов и ученых-трудовиков СНГ исследовавших вышеназванные проблемы следует выделить Дж.Кейнса., Х.Ламперта., Дж.Котлера., Заславского И., Костакова В.Г., Котляра А., Маслову И.С., Сергееву Г.П., Саруханова Э.Р., Чижову JI.C., и др.
В Узбекистане вопросам формирования занятости, развития рынка рабочей силы, безработицы, социальной защиты населения в целом, в трудовой сфере в частности посвящены научные исследования и разработки таких ученых как К.Х. Абдрахманов, Н.С.Аликариев, Д.А.Артыкова, Ю.В.Вороновский, Ш.Н.Зайнутдинов,
М.Исмаилова, JI.П.Максакова, Р.Б.Муртазина, А.А.Сотволдиев, Р.А.Убайдуллаева, Д.А.Умарова, Н.Ходжаев, Ш.Р.Холмуминов и др.
Методология исследования
Факторами конкурентоспособности экономически активного населения являются: демографический фактор, фактор труда, фактор образования, научно-технологическое развитие, медицинский фактор, дифференциация доходов.
Основная проблема на рынке труда в Республики Узбекистан - дисбаланс между спросом и предложением на рабочую силу, т.е. нехватка квалифицированных кадров. Суть такой диспропорции в том, что кандидаты на рабочие места не соответствуют к требованиям работодателей, а вакансии не соответствуют требованиям рабочей силы. Кроме того, анализ рынка труда в Узбекистане показывает, что сегодня среди экономически активного населения рынок труда для женщин относительно меньше, чем для мужчин.
При этом, можно принять два основных интегральных критерий качестве показателей в качественное подготовка обучения:
- Количество времени, необходимое для адаптации к рабочему месту по своей специальности;
- Количество смежных специальностей, которые персонал может освоить, не затрачивая лишних сил и времени.
Одна из основных задач сегодня – подготовить знающего, гибкого и конкурентоспособного специалиста.
Конкурентоспособность специалиста можно рассматривать как интегральный показатель качества подготовки в следующих случаях:
- определены основные направления оценки качества обучения на основе мирового образовательного опыта;
- разработаны четкие способы оценки качества подготовки конкурентоспособного специалиста.
Диагностическая методика оценки качества обучения представлена в следующих двух группах:
- Оценка профессиональных знаний на основе квалификационного стандарта;
- Оцените профессиональные знания специалиста как личности.
Входящий в состав экономически активного населения безработные должны получать непосредственную помощь со стороны служб занятости в поисках работы после того, как они зарегистрированы. Некоторые ищущие работы не могут найти работу по своей профессии. Таким образом, службы занятости мотивируют их заниматься другими профессиями, и в то же время финансовые потребности побуждают их переквалифицироваться в другие профессии для поиска новой работы.
Выводы и предложения
Некоторые программы занятости, созданные департаментами труда, такие как создание рабочих мест, квоты и субсидии для бизнеса, очень низки. Одна из причин этого - финансово-экономическая нестабильность предприятий, дефицит местного бюджета и фонда занятости.
Кроме того, условия частичного финансирования мер по усилению политики занятости не побуждают работодателей в реальном секторе экономики создавать дополнительные рабочие места, квоты, особенно для граждан, нуждающихся в социальной защите, особенно молодежи, - на расширение занятости. Нежелание работодателей участвовать в трудоустройстве молодежи определяется не только отсутствием экономических стимулов, но и плохой организацией маркетинга труда в центрах занятости. Хорошая маркетинговая система не только помогает определить эффективность мер по обеспечению занятости молодежи, но и помогает разработать меры по их практической реализации.
Решение проблемы занятости молодежи не ограничивается службой занятости. Потому что не вся молодежь туда обращается. Предложения на рынке труда требует обеспечения его конкурентоспособности и развития соответствующего элемента маркетинга. С помощью такого элемента потребитель рабочей силы может убедиться в его лучшие качества над другими.
Страна может добиться успеха только в тех секторах производства, которые используются для формирования факторов производства. Однако наличие избыточного фактора производства может быть основой для формирования конкурентного преимущества, полученного за инновации, поскольку нехватка ресурсов приводит к их высокой стоимости.
Именно такая ситуация может стать основой для внедрения технических нововведений и инноваций с целью снижения издержек производства, что приводит к высокому уровню конкурентоспособности компаний, отраслей и экономики страны
Необходимо придерживаться определенных условий, прежде всего, чтобы стимулировать внедрение инноваций раньше иностранных конкурентов. Например, в случае нехватки рабочей силы – для повышения производительности труда, в случаях излишка рабочей силы – она используется широко, то есть за счет низкой стоимости. Во-вторых, должна быть активная конкурентная среда. В-третьих, поощрение инвестиций в развитие предприятий и отрасли в целом, что ведет к постоянным технологическим инновациям и внедрению инноваций.