Главная
АИ #47 (74)
Статьи журнала АИ #47 (74)
Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью регионов Российск...

Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью регионов Российской Федерации

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

управление
регион
проблема
внешнеэкономическая деятельность
мера
совершенствование

Аннотация статьи

В данной статье определена сущность управления внешнеэкономической деятельностью регионов Российской Федерации. Выявлены проблемные аспекты процесса управления внешнеэкономической деятельностью регионов Российской Федерации в современных условиях конкурентной борьбы и нестабильности экономической ситуации в стране. Разработаны предложения по внедрению мер, направленных на повышение эффективности управления внешнеэкономической деятельностью регионов Российской Федерации.

Текст статьи

Актуальность темы исследования заключается в том, что, в первую очередь процесс развития регионов РФ на настоящее время испытывает сложные условия конкуренции, как на международном, так и региональном уровне, что во многом определяет социально-экономическое состояние и перспективы субъектов РФ на рынке.

Во-вторых, уровень развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) субъектов РФ влияет на масштабы и темпы роста экономики, введения современных технологий, формирование прогресса структуры экономики, роста уровня занятого населения, улучшения жизнедеятельности населения.

В-третьих, современная практика управления (ВЭД) на региональном уровне отражает низкую согласованность стратегических направлений с параметрами (ВЭД).

В-четвертых, следует отметить, недостаток разработанности теоретических положений, обосновывающих эффективные методы управления ВЭД.

В-пятых, от эффективности применяемых практических мер органов власти и управления регионов РФ, зависит продуктивность ВЭД.

При написании статьи использовались теоретические и методологические положения отечественных авторов, таких как Колонов М. А., Куртаев А. А., Муравьёв Л. М., Брашникова И. А., Решетняк И. И. и Стручкова Г. Г.

На сегодняшний день экономическая политика региона основана на достижении трёх основных целях, заключающихся в следующем [3, с. 35-27]:

  1. взаимовыгодной интеграции экономического характера и регионального сотрудничества с другими странами;
  2. в эффективном использовании социально-экономического потенциала субъектов РФ и его развитии;
  3. в улучшении уровня и качества жизнедеятельности населения на территории субъекта.

Тем самым, региональную экономическую политику можно охарактеризовать как систему мероприятий законодательного и экономического характера, проводимых властными органами на федеральном и региональном уровне, с целью устранения проблемных аспектов относительно социально-экономического регионального развития, улучшения показателей жизнедеятельности населения, развития региональной интеграции экономического характера и сотрудничества на международном уровне на взаимовыгодных условиях.

У проблемных субъектов РФ ресурсного типа нет дефицита в ресурсах, таких как вода, земельные территории, предназначенные для ведения строительства и т.д. В таких регионах основой региональной экономической политики является обеспечение в субъекте устойчивого территориального разделения труда, привлечение инвестиционных вложений, современных технологий и методов организаций производственных процессов [2, с. 21-22].

С этой целью необходимо образование технологических полисов, свободные экономические зоны, предназначенные для свободной торговой и предпринимательской деятельности, территориальные и межотраслевые консорциумы, корпорации, финансово-промышленные группы и дочерние организации транснациональных корпораций и др., использовать преимущества международного разделения труда.

Полагаем, что регион относительно внешнеэкономических связей (ВЭС) как субъект разделения труда на международном уровне не совпадает с административным делением, то есть, необходимо рассматривать объединение объединением его с соседними региональными территориями [1, с. 45-47].

Таким образом, при разработке внешнеэкономической стратегии и реализации на уровне субъекта, необходимо координировать планы ВЭД с соседними регионами РФ.

С целью достижения максимальных темпов роста экономики целесообразно запускать новые мощности производства обрабатывающей промышленности в регионах с развитой инфраструктурой. Однако, это приводит к повышению экономического неравенства субъектов РФ.

В случае концентрации усилий касательно выравнивания диспропорций необходимо осуществлять строительство промышленных предприятий на отсталых территориях. Из этого следует, что вопросы регионального выравнивая и роста экономического состояния, не решаются одновременно.

По нашему мнению, различия в развитии субъектов РФ достигли такой точки, что их перспективное преодоление наиболее важно, чем темпы роста экономики. Важная задача региональной экономической политики (РЭП) состоит в дифференциации в зависимости от типа субъекта РФ.

Проведённое исследование позволяет подчеркнуть – региональная активность в области внешней экономики соответствует государственным интересам нашей страны. В то же время, действующая законодательная база, регулирующая разграничение компетенций РФ и её субъектов относительно сферы внешней экономики неконкретна, характеризуется недостатком в урегулировании ряда вопросов.

На основании изложенного, считаем целесообразным передачу на уровень регионов многих моментов, которых не под силу решить субъектам хозяйственной деятельности самостоятельно. Переданные вопросы должны решаться не правительством, а специализированными консорциумами, корпорациями и т.д., то есть звеньями управления, являющиеся посредническими.

В целом участники ВЭД на региональном уровне придерживаются мнения относительно расширения ряда их полномочий в области регулирования внешнеэкономической деятельности [4, с. 32-34].

Как мы считаем, решая данный вопрос, мало внимания уделяется значимости обучения кадрового аспекта в области экономических отношений на международном уровне. Здесь стоит отметить, что уровень квалификации и компетентности кадрового состава, как управляющих органов, так и субъектов хозяйственной деятельности, участвующих в ВЭД оказывают огромное влияние на децентрализацию механизма регулирования ВЭД.

На основании изложенного, считаем целесообразным передачу на уровень регионов многих моментов, которых не под силу решить субъектам хозяйственной деятельности самостоятельно. Переданные вопросы должны решаться не правительством, а специализированными консорциумами, корпорациями и т.д., то есть звеньями управления, являющиеся посредническими.

Считаем так же необходимым отметить, что как показывает практика договорные нормы часто выходят за рамки Основного закона РФ и Федеральных законов РФ. Происходит завышение их правовой силы, что влечёт за собой правовые коллизии, и в итоге отрицательный эффект для государства в целом. Это подтверждается анализом договоров и соглашений, заключённые на уровне исполнительной власти.

Учитывая, это полагаем, что необходима разработка и принятие закона на федеральном уровне, который бы регулировал региональную деятельность международного и внешнеэкономического характера либо внести об этом дополнения в действующее законодательство. Указанные меры позволят законодательно урегулировать деятельность по формированию связей субъектов РФ на международном уровне. Более того, данное предложение по совершенствованию законодательства, регулирующее ВЭД укрепит федеративные отношения в нашем государстве, создаст благоприятные условия для развития связей субъектов РФ на международном уровне в будущем.

Закон должен чётко регламентировать, что регионы – не субъекты международного права, а соглашения, которые заключаются ими, не относятся к международным.

Однако, этим нормативно-правовым актом целесообразно было, бы предоставить субъектам РФ право заключать соглашения международного уровня относительно определённых вопросов предварительно согласовав с государственными органами федерального уровня.

В структуре компетенций органов регулирования ВЭД региона должны быть функции, указанные ниже:

  • осуществление разработки и реализации субсидирования со стороны государства и экспортного стимулирования;
  • внедрение и управление приоритетными экспортными проектами и осуществление программ привлечения инвестиционного капитала из-за рубежа;
  • образование международных научно-производственных центров, технологических полисов, инкубаторов бизнеса.

Список литературы

  1. Колонов М. А. Управление региональной внешнеэкономической деятельности // Проблемы современной экономики. - 2019. - №1.
  2. Куртаев А. А. Внешнеэкономические связи субъектов РФ // Российское предпринимательство. - 2020. - №11.
  3. Муравьёв Л. М., Брашникова И. А. Экспорт и импорт субъектов РФ// Форсайт. - 2020. - №2.
  4. Решетняк И. И., Стручкова Г. Г. Тенденции развития внешнеэкономической деятельности регионов РФ // Форсайт. - 2019. - №4.

Поделиться

1662

Лагранская Л. А. Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью регионов Российской Федерации // Актуальные исследования. 2021. №47 (74). С. 90-92. URL: https://apni.ru/article/3219-sovershenstvovanie-upravleniya-vneshneekonom

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января